ADMINISTRATION OF FOREIGN TRADE ADVANTAGES AND RESTRICTIONS AS THE BASIS OF THE STRATEGY OF THE NEW EU MEMBER STATES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the current aspects of the management of regional economic integration processes in the context of the entry of new member States into the largest integration grouping in the modern world economy – the European Union (EU). Some components of these processes are considered on the example of a number of European countries that joined the bloc at the stage of 2004-2013. The significant trends in the foreign trade policy of the European Union are identified.

Keywords:
foreign trade policy, foreign trade, the European Union, the EU, the European Union, the new member states of the EU.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Рассмотрение процессов управления присоединением той или иной европейской страны к крупнейшему региональному интеграционному блоку – Европейскому союзу – позволяет сделать ряд, вызывающих не только академический интерес, выводов. Прежде всего, следует отметить, что членство в ЕС является основой стратегического выбора любой страны в сфере внешнеторговой деятельности. При наличии инициативы страны к вступлению в Евросоюз, Совет ЕС наряду с Комиссией и Европарламентом принимает решение о начале процесса переговоров относительно ее интеграции в ЕС. Для того чтобы заявка на вступление была одобрена, страна должна иметь определенные параметры: (1) находиться на территории Европы; (2) соблюдать принципы свободы, демократии, уважения прав человека, верховенства закона (см. здесь и далее: [27; 33–41]).

Как правило, для вступления в Европейский союз государство – потенциальный участник – должно соответствовать определенным параметрам, известным как «Копенгагенские критерии» (приняты на Копенгагенском саммите 1993 г.). К числу Копенгагенских критериев относятся:  (1) наличие устойчивых институтов и структур, обеспечивающих свободу, демократию, гарантирующих верховенство закона и защиту человеческих прав; (2) стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечивающее способность противостоять конкурентному давлению и волатильности рыночных цен на территории ЕС; (3) ответственное принятие обязательств членства, которое подразумевает следование целям ЕС в политической, экономической и денежно-кредитной сферах.

Причем, согласно Маастрихтскому договору, каждое государство – член Европейского союза вместе с Европарламентом должны прийти к единодушному согласию относительно каждого изменения состава ЕС. В 1995 г. Мадридский Евросовет пересмотрел некоторые критерии членства, включив условия для интеграции новых стран-членов с помощью соответствующего регулирования его административных структур.

Ныне рассматриваемый процесс вступления страны в Евросоюз сопровождается рядом предварительных этапов, начиная с подписания «предвступительного договора» и заканчивая ратификацией заключительного договора о вступлении в ЕС. Основным органом, осуществляющим контроль на процесс расширения Европейского союза, является Еврокомиссия, при этом в процессе подготовки к вступлению в ЕС ведутся переговоры между странами-членами и страной-кандидатом.

Однако, экономическая сторона евроинтеграции остается противоречивым явлением с точки зрения выгод и издержек как для «центра», так и для «периферии». Положительные последствия интеграции для взаимодействующих сторон заключаются в следующем: (1) широкий доступ к различным ресурсам для хозяйствующих субъектов (материальные, финансовые, трудовые, инновационные технологии и т.п.); (2) широкий рынок сбыта для товаропроизводителей; (3) защита фирм и корпораций стран-участниц интеграционного блока от конкуренции со стороны третьих стран; (4) совместное централизованное решение социальных проблем, как для «центра», так и для «периферии» (например, перераспределение трудовых ресурсов таким образом, чтобы уменьшить безработицу в депрессивных регионах и восполнить нехватку трудовых ресурсов различной квалификации там, где это необходимо); (5) возникновение здоровой конкурентной среды между странами – участницами интеграционного объединения, что в свою очередь стимулирует дальнейшее их развитие и совершенствование экономической конъюнктуры в соответствии с их потребностями.

 

Но наряду с положительными последствиями, существуют также и негативные результаты интеграционного объединения стран: (1)  отток факторов производства из менее развитых стран внутри интеграционной группировки и перераспределение их в пользу «центра» – наиболее развитых стран; (2) возможно формирование олигополий, монополий на территории интеграционного блока, что неизбежно может привести к росту цен на продукцию того или иного сектора экономики;  (3)  возникновение противоречия между национальными и интернациональными экономическими интересами; (4) ограничение суверенитета стран-участниц и передача части полномочий на надгосударственный уровень.

Различные суверенные государства обладают собственными устоявшимися взглядами как на реализацию экономической политики в целом, так и на частные вопросы, такие как определение цен и установление таможенного тарифа на различные товары и услуги, определение условий для иностранного капитала и направления внешнеторговой политики.

На основе анализа автором сделан вывод о том, что интенсификация мобильности факторов производства, повышение уровня фискальной и политической интеграции благоприятно скажутся на новых странах – членах ЕС. Тем не менее, дальнейшее расширение ЕС ставит под угрозу его стабильность и оптимальность как единого экономического пространства. В экономике считается, что экономический и валютный союз основывается на теории оптимальных валютных зон Р.А. Манделла. Основной идеей теории является оценка условия стабильности региона при плавающем валютном курсе. Результатом ее являются определенные условия, благодаря которым способны эффективно функционировать страны внутри валютного союза (см.: [33–38]).

Последние расширения ЕС осуществлялись за счет присоединения менее развитых стран. Более того, дальнейшие перспективы Евросоюза по присоединению новых стран-членов также заключаются в расширении территории за счет стран с развивающимися рынками (см. здесь и далее также подробнее: [1–26; 28–32]).

Экономическая интеграция таких стран протекает медленными темпами, что обусловлено, в первую очередь, слабой взаимодополняемостью их экономик. Как правило, такие государства являются экспортерами сырья и конкурируют друг с другом на мировом рынке. Кроме того, развивающиеся страны не могут выступать друг для друга успешными инвесторами по причине нехватки капитала. Соответственно, интегрируясь в сформировавшееся объединение стран, развивающиеся страны будут в первую очередь взаимодействовать с развитыми странами интеграционной группировки, которые, скорее всего, будут для них и рынком сбыта, и источником финансирования.

На протяжении всей своей истории ЕС развивается двумя путями: углубляя интеграционное взаимопроникновение экономик стран-участниц, таким образом, реализуя стремление формирования единой региональной экономики, а также непосредственно расширяя интеграционную зону за счет присоединения новых стран.

Расширение «вширь» и «вглубь» содействует экономическому и политическому развитию ЕС, предоставляя интеграционному объединению определенные преимущества: рост значимости ЕС в мире, увеличение экономической роли ЕС в мировой экономике, становление демократической и процветающей объединенной Европы.

Однако, процессы экстенсивного и интенсивного расширения ЕС имеют также и негативные последствия: усиливающееся разделение на «центр» и «периферию» внутри интеграционного блока, выделение ведущих и ведомых стран, что в совокупности осложняет принятие единых экономических и политических решений, выгодных и успешных для всех интегрированных стран.

В 1994 г. в Эссене на сессии Европейского союза была принята стратегия «предварительного вступления». Данная стратегия предусматривала помощь для десяти стран кандидатов на вступление в ЕС в объеме 1 млрд евро ежегодно. Данные средства должны быть использованы в первую очередь как помощь правительству страны-кандидата в осуществлении обязанностей, возложенных на него Евросоюзом на пути интеграции. Кроме того, за счет выделяемых средств, страна-кандидат должна привести промышленность, инфраструктуру и другие сферы народного хозяйства к стандартам ЕС.

В 1995 г. каждая из стран-кандидатов предоставила на рассмотрение ЕС Белую книгу, в которой были показаны их действия на пути к вступлению в ЕС.

В середине 1997 г. Еврокомиссия опубликовала дополнительные необходимые требования для стран-кандидатов: обеспечение стабильной деятельности институтов, поддерживающих демократию и права человека; формирование конкурентоспособной функционирующей рыночной экономики; ведение согласованной с ЕС экономической политики; установление добрососедских отношений с граничащими странами.

Кроме того, страны – члены ЕС были обеспокоены тем, что значительное расширение может негативно сказаться на экономическом и социальном уровне. Поэтому странами-участницами выдвигались более узконаправленные требования, которые выражались в требовании улучшения сельскохозяйственного сектора, реформирования судебной системы и противодействия коррупции, экономическим преступлениям и организованной преступности, введения стандартизации и сертификации пищевых продуктов в соответствии с нормативами ЕС, а также в требовании поддержания и защиты прав меньшинств, повышения стандартов по защите окружающей среды.

В ходе расширения за счет присоединения новых стран – участниц, ЕС испытывает определенные проблемы уже на этапе подготовки стран-претендентов на вступление в Евросоюз. Это выражается в том, что из бюджета ЕС выделяются средства на трансформацию экономических систем и финансовую помощь новым странам-членам и претендентам на присоединение к интеграционному блоку.

Несомненно, расширение территории ЕС рассматривается как одно из главных направлений его развития, несмотря на то, что оно включает в себя как положительные, так и отрицательные стороны.

Присоединение к ЕС означает также и возможность присоединения к еврозоне, что в свою очередь подразумевает под собой выполнение страной-претендентом определенных критериев: (1) средняя годовая инфляция страны-кандидата не должна превышать 1,5% от усредненного уровня трех стран еврозоны с наиболее низкими темпами годовой инфляции; (2) средний годовой уровень долгосрочных процентных ставок не должен превышать более, чем на два процентных пункта уровня трех стран с наиболее низкими темпами инфляции; (3) годовой бюджетный дефицит страны-кандидата на вступление не может превышать 3% от ВВП, а общий государственный долг, в свою очередь, не должен превышать 60% от ВВП или вовсе иметь тенденцию к сокращению; (4) должен наблюдаться стабильный курс национальной валюты на валютных рынках на протяжении не менее двух лет.

Процесс введения странами-кандидатами единой европейской валюты можно условно разделить на три основных этапа: этап подготовки к вступлению в ЕС, непосредственно процесс вступления в ЕС и, наконец, полноправное членство в ЕС и введение единой европейской валюты.

До момента вступления в ЕС происходит приведение национального законодательства в соответствие с критериями единого законодательства ЕС, которые в свою очередь заключают в себе юридическую базу не только для присоединения к экономическому, но и к валютному союзу.

Так, должна быть обеспечена полная независимость центрального банка страны-кандидата на интеграцию в ЕС на институциональном, персональном и финансовых уровнях, в соответствии с законодательством ЕС о деятельности центральных банков (Договор о создании и Устав европейской системы центральных банков). Центральный банк не должен участвовать в финансировании государственного сектора, в то же время центральный банк должен обеспечить стабильность внутренних цен.

После вступления в ЕС центральные банки стран-кандидатов должны быть готовы к внесению изменений в свои уставы для выполнения функций членов финансовой евросистемы во главе с Европейским центральным банком, с целью реализации единой кредитно-денежной политики.

Кроме того, должны быть созданы законодательные условия для либерального движения капитала и обеспечения устойчивого функционирования банковской системы.

Одновременно с интеграцией в Евросоюз новые страны-члены присоединяются к экономическому и валютному союзу ЕС, принимая статус неполного членства наряду с обязательством введения единой валюты впоследствии.

Центральные банки новых стран-членов вступают в Общий совет Европейского центрального банка, который состоит из председателей всех стран – членов ЕС, даже не входящих в еврозону. Таким образом, формируется Европейская система центральных банков (ЕСЦБ).

Также на этапе вступления новым странам – членам ЕС необходимо интегрироваться в систему регулирования валютных курсов ERM-II (exchange rate mechanism II) и принимать участие в механизме регулирования и контроля проведения национальной экономической политики в соответствии с курсом ЕС.

Кроме того, на данном этапе новые страны-члены предоставляют программы экономического сближения, которые будут ежегодно рассматриваться Советом министров экономики и финансов (ЭКОФИН).

Условием коллективного принятия решения о вступлении страны в еврозону будет являться выполнение критериев Маастрихтского договора на постоянной и устойчивой основе, а также при условии поддержания правового и институционального порядка в рамках кредитно-денежной политики, экономического сближения со странами еврозоны, а также поддержания сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста.

Несмотря на то, что процесс вхождения в еврозону является достаточно продолжительным и трудоемким, практически все новые страны – члены ЕС стараются перейти на общеевропейскую валюту, так как введение евро означает определенные экономические выгоды и политические преимущества для страны-реципиента, поскольку евро является сильной валютой на международном валютном рынке. Экономические выгоды для стран еврозоны выражаются в более низких транзакционных издержках и процентных ставках и в более высокой прибыльности финансовых учреждений, что в свою очередь обусловлено возрастающей экономической активностью и эффективностью внутренних рынков капитала; кроме того, появляется возможность финансирования дефицита собственной валютой ЕС – это ликвидирует необходимость в иностранных валютных резервах; также страны еврозоны получают эмиссионный доход за счет выпуска внутренних беспроцентных требований в обмен на товары и услуги.

Однако, помимо преимуществ, использование международной валюты внутри страны влечет за собой определенные риски и возлагает дополнительную ответственность.

Несмотря на осуществление корректной макроэкономической политики с целью сохранения стабильных цен и обменного курса, ЕС становится более чувствительным к колебаниям потоков капитала, которые способны провоцировать различного рода экономическую нестабильность внутри региона, а также ограничивать свободу выбора возможных политических мер. Кроме того, определение и проведение корректной денежно-кредитной политики становится сложной миссией, так как часть национальной валюты находится за пределами страны в силу своего международного статуса.

Кроме еврозоны, на территории ЕС действует система Шенгенских соглашений. Данное соглашение, подписанное в 1985 г., ликвидирует систему контроля границ между странами – участницами этого соглашения.

Кодекс о пересечении гражданами границ является одним из важнейших законодательных актов Европейского союза, направленных на развитие и совершенствование Шенгенского права как особой части правовой системы ЕС. Шенгенский кодекс о границах принят в форме «регламента», но является обязательным в государствах – членах ЕС, без какой-либо трансформации в национальное законодательство. 

Как и перед вступлением в еврозону, до окончательного подписания Шенгенского соглашения, каждая страна-претендент должна подготовить четыре сферы: воздушное пространство, сотрудничество с полицией соседних государств, визовый режим, обеспечение защиты личных данных.

Европейская экономическая интеграция  привела к появлению новых институциональных форм хозяйствования, которые позволяют превратить конкурентов на внутреннем рынке в партнеров на внешних рынках. Реализация общеевропейских экономических и социальных программ позволила решить комплексные задачи территориального развития, которые невозможно выполнить в полном объеме без интеграции ресурсного потенциала нескольких стран.

Понятно, что в процессе  расширения европейской экономической интеграции ликвидируются административные барьеры, препятствующие межстрановой диффузии производственных и управленческих инноваций. При этом экономическая интеграция на территории ЕС провоцирует появление новоявленных экономических противоречий, которые заключаются в росте макроэкономических показателей ведущих стран за счет интегрирующихся новых стран-членов. На основе анализа эволюционной динамики  этапов развития европейской интеграции сделан вывод о том, что европейские государства последовательно реализовывали выбранную стратегию интенсификации интеграционного процесса через смену институциональных форм до стадии формирования единого экономического и политического надгосударственного образования. Вместе с тем, новые количественные и качественные характеристики интеграционных процессов в рамках Европейского союза требуют дальнейшего изучения актуальных тенденций внешнеторговых связей новых стран – членов Евросоюза в условиях глобализации мирового хозяйства.

Накопленный странами – членами Европейского союза практический опыт по расширению зоны интеграции может оказаться очень полезным для развития аналогичных процессов на постсоветском пространстве, поэтому его изучение крайне важно для поступательной эволюции экономической интеграции в евразийском регионе с участием РФ.

 

References

1. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 godu: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. - 2018. - № 5. - S. 77-84.

2. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: poisk nadezhnyh partnerov na Dal'nem Vostoke//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - Tom 4. - № 7. - S. 57-64.

3. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza i Rossii v kontekste mirovoy torgovli: trendy 2017 g.//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - Tom 4. - № 4. - S. 28-41.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 3. - S. 38-46.

5. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES - RF: sovremennaya dinamika//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - Tom 4. - № 3. - S. 1-8.

6. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES - RF: opyt statisticheskogo issledovaniya//Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN. - 2018. - № 1. - S. 225-229.

7. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 4 (12). - S. 6-22.

8. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. - 2017. - T. 25. - № 10. - S. 105-111.

9. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya: trendy i itogi 2016 g//Vlast'. -2017. - T. 25. - № 5. - S. 91-97.

10. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza i Rossii: aktual'nye trendy (itogi 2016 g., zaglyadyvaya v 2017 g.)//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2017. - № 4. - S. 59-74.

11. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossiyskoy Federacii: trendy v sankcionnyy period i itogi 2016 g.//Vlast'. - 2017. - № 3. - S. 94-105.

12. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 2 (10). - S. 91-107.

13. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: trendy v sankcionnyy period//Vlast'. - 2016. - T. 24. - № 12. - S. 32-39.

14. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi na postsovetskom prostranstve: tendencii XXI v.//Vlast'. - 2016. - № 4. - S. 52-61.

15. Gladkov I.S. Evropeyskiy soyuz v sisteme sovremennoy mezhdunarodnoy torgovli//Sovremennaya Evropa. - 2016. - № 1 (67). - S. 85-94.

16. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie/3-e izd. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. - 216 s.

17. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo soyuza: trendy 2001-2014 godov//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2015. - № 11-12. - S. 37-50.

18. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federacii i sankcii: predvaritel'nye itogi//Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2015. - № 5. - S. 112-130.

19. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii v usloviyah sankcionnogo davleniya (2014 g.)//Vlast'. - 2015. - № 4. - S. 48-52.

20. Gladkov I.S. K novomu etapu vo vzaimnoy torgovle Evropeyskogo soyuza i Rossiyskoy Federacii//Vlast'. - 2013. - № 5. - S. 014-018.

21. Gladkov I.S. XXI vek: novyy «triumvirat» v mezhdunarodnoy torgovle (v pogone za liderom)//Vlast'. - 2012. - № 7. - S. 139-143.

22. Gladkov I.S. Mirovoy ekonomicheskiy krizis i mezhdunarodnaya torgovlya (opyt sravnitel'nogo issledovaniya)//Vlast'. - 2011. - № 9. - S. 160-165.

23. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: uchebnoe posobie. (4-e izd., pererab. i dop.). -M.: Izdatel'stvo Binom. Lab. znaniy. 2009. - 341 s.

24. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii i Evrosoyuza v kontekste rasshireniya ES. M.: IE RAN, 2005. - 100 s.

25. Gladkov I.S. Ekonomika: ekonomicheskaya teoriya, istoriya ekonomiki, mirovaya ekonomika, mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: integrirovannyy uchebnyy kurs. -M.: Izd. kompaniya KnoRus, 2005. - 438 s.

26. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Uchebnoe posobie po kursam «Mirovaya ekonomika», «Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya». -M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003. - 296 s.

27. Gladkov I.S., Gorbatenko E.Yu. Vneshnetorgovye svyazi novyh stran-chlenov Evropeyskogo soyuza//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2018. - № 4. - S. 27-45.

28. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Osobennosti primeneniya ekonomicheskih sankciy v sisteme vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2018. - № 8. - S. 38-48.

29. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Aktual'nye trendy v ekonomike i vneshney torgovle ES na etape sankciy//Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. - 2018. - T. 7. - № 1 (22). - S. 95-98.

30. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Genezis rossiyskoy promyshlennosti//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2008. - № 34. - S. 81-86.

31. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie/2-e izdanie. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. - 384 s.

32. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki (posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy). -M.: Binom. Lab. znaniy. 2007. - 216 s.

33. Gorbatenko E.Yu. Prioritety sovremennoy vneshnetorgovoy politiki Evropeyskogo Soyuza // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - № 7. - S. 42-48.

34. Gorbatenko E.Yu. Vneshnyaya torgovlya Evrosoyuza i RF v period sankciy//Vlast'. - 2017. - № 9. - S. 44-46.

35. Gorbatenko E.Yu. Novye tendencii razvitiya vneshnetorgovyh svyazey vnutri Evropeyskogo Soyuza//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 1 (9). - S. 70-78.

36. Gorbatenko E.Yu. Evolyucionnaya dinamika processa formirovaniya edinogo evropeyskogo ekonomicheskogo prostranstva//Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2016. - № 6 (71). - S. 184-187.

37. Gorbatenko E.Yu. Perspektivy prisoedineniya Balkanskogo poluostrova k ES na fone vneshneekonomicheskih interesov Rossii//Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - № 3 (ch.2). - S. 33-37.

38. Gorbatenko E.Yu., Carev S.P. Fenomen «centra» i «periferii» na territorii Evropeyskogo Soyuza//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - № 7. - S. 65-79.

39. The EU in the world. 2018 Edition. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. - 155 p.

40. Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union (consolidated text) // Official Journal. - 2010. - P. 1-388.

41. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

Login or Create
* Forgot password?