АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ОГРАНИЧЕНИЙ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ НОВЫХ СТРАН – ЧЛЕНОВ ЕС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье анализируются актуальные аспекты управления процессами региональной экономической интеграции в контексте вступления новых стран-членов в крупнейшую в современном мировом хозяйстве интеграционную группировку – Европейский союз (ЕС). Рассмотрены отдельные составляющие данных процессов на примере ряда стран Европы, вступивших в блок на этапе 2004–2013 гг. Выявлены наиболее существенные направления сдвигов во внешнеторговой политике Евросоюза.

Ключевые слова:
внешнеторговая политика, внешняя торговля, Европейский союз, ЕС, Евросоюз, новые страны – члены ЕС.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Рассмотрение процессов управления присоединением той или иной европейской страны к крупнейшему региональному интеграционному блоку – Европейскому союзу – позволяет сделать ряд, вызывающих не только академический интерес, выводов. Прежде всего, следует отметить, что членство в ЕС является основой стратегического выбора любой страны в сфере внешнеторговой деятельности. При наличии инициативы страны к вступлению в Евросоюз, Совет ЕС наряду с Комиссией и Европарламентом принимает решение о начале процесса переговоров относительно ее интеграции в ЕС. Для того чтобы заявка на вступление была одобрена, страна должна иметь определенные параметры: (1) находиться на территории Европы; (2) соблюдать принципы свободы, демократии, уважения прав человека, верховенства закона (см. здесь и далее: [27; 33–41]).

Как правило, для вступления в Европейский союз государство – потенциальный участник – должно соответствовать определенным параметрам, известным как «Копенгагенские критерии» (приняты на Копенгагенском саммите 1993 г.). К числу Копенгагенских критериев относятся:  (1) наличие устойчивых институтов и структур, обеспечивающих свободу, демократию, гарантирующих верховенство закона и защиту человеческих прав; (2) стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечивающее способность противостоять конкурентному давлению и волатильности рыночных цен на территории ЕС; (3) ответственное принятие обязательств членства, которое подразумевает следование целям ЕС в политической, экономической и денежно-кредитной сферах.

Причем, согласно Маастрихтскому договору, каждое государство – член Европейского союза вместе с Европарламентом должны прийти к единодушному согласию относительно каждого изменения состава ЕС. В 1995 г. Мадридский Евросовет пересмотрел некоторые критерии членства, включив условия для интеграции новых стран-членов с помощью соответствующего регулирования его административных структур.

Ныне рассматриваемый процесс вступления страны в Евросоюз сопровождается рядом предварительных этапов, начиная с подписания «предвступительного договора» и заканчивая ратификацией заключительного договора о вступлении в ЕС. Основным органом, осуществляющим контроль на процесс расширения Европейского союза, является Еврокомиссия, при этом в процессе подготовки к вступлению в ЕС ведутся переговоры между странами-членами и страной-кандидатом.

Однако, экономическая сторона евроинтеграции остается противоречивым явлением с точки зрения выгод и издержек как для «центра», так и для «периферии». Положительные последствия интеграции для взаимодействующих сторон заключаются в следующем: (1) широкий доступ к различным ресурсам для хозяйствующих субъектов (материальные, финансовые, трудовые, инновационные технологии и т.п.); (2) широкий рынок сбыта для товаропроизводителей; (3) защита фирм и корпораций стран-участниц интеграционного блока от конкуренции со стороны третьих стран; (4) совместное централизованное решение социальных проблем, как для «центра», так и для «периферии» (например, перераспределение трудовых ресурсов таким образом, чтобы уменьшить безработицу в депрессивных регионах и восполнить нехватку трудовых ресурсов различной квалификации там, где это необходимо); (5) возникновение здоровой конкурентной среды между странами – участницами интеграционного объединения, что в свою очередь стимулирует дальнейшее их развитие и совершенствование экономической конъюнктуры в соответствии с их потребностями.

 

Но наряду с положительными последствиями, существуют также и негативные результаты интеграционного объединения стран: (1)  отток факторов производства из менее развитых стран внутри интеграционной группировки и перераспределение их в пользу «центра» – наиболее развитых стран; (2) возможно формирование олигополий, монополий на территории интеграционного блока, что неизбежно может привести к росту цен на продукцию того или иного сектора экономики;  (3)  возникновение противоречия между национальными и интернациональными экономическими интересами; (4) ограничение суверенитета стран-участниц и передача части полномочий на надгосударственный уровень.

Различные суверенные государства обладают собственными устоявшимися взглядами как на реализацию экономической политики в целом, так и на частные вопросы, такие как определение цен и установление таможенного тарифа на различные товары и услуги, определение условий для иностранного капитала и направления внешнеторговой политики.

На основе анализа автором сделан вывод о том, что интенсификация мобильности факторов производства, повышение уровня фискальной и политической интеграции благоприятно скажутся на новых странах – членах ЕС. Тем не менее, дальнейшее расширение ЕС ставит под угрозу его стабильность и оптимальность как единого экономического пространства. В экономике считается, что экономический и валютный союз основывается на теории оптимальных валютных зон Р.А. Манделла. Основной идеей теории является оценка условия стабильности региона при плавающем валютном курсе. Результатом ее являются определенные условия, благодаря которым способны эффективно функционировать страны внутри валютного союза (см.: [33–38]).

Последние расширения ЕС осуществлялись за счет присоединения менее развитых стран. Более того, дальнейшие перспективы Евросоюза по присоединению новых стран-членов также заключаются в расширении территории за счет стран с развивающимися рынками (см. здесь и далее также подробнее: [1–26; 28–32]).

Экономическая интеграция таких стран протекает медленными темпами, что обусловлено, в первую очередь, слабой взаимодополняемостью их экономик. Как правило, такие государства являются экспортерами сырья и конкурируют друг с другом на мировом рынке. Кроме того, развивающиеся страны не могут выступать друг для друга успешными инвесторами по причине нехватки капитала. Соответственно, интегрируясь в сформировавшееся объединение стран, развивающиеся страны будут в первую очередь взаимодействовать с развитыми странами интеграционной группировки, которые, скорее всего, будут для них и рынком сбыта, и источником финансирования.

На протяжении всей своей истории ЕС развивается двумя путями: углубляя интеграционное взаимопроникновение экономик стран-участниц, таким образом, реализуя стремление формирования единой региональной экономики, а также непосредственно расширяя интеграционную зону за счет присоединения новых стран.

Расширение «вширь» и «вглубь» содействует экономическому и политическому развитию ЕС, предоставляя интеграционному объединению определенные преимущества: рост значимости ЕС в мире, увеличение экономической роли ЕС в мировой экономике, становление демократической и процветающей объединенной Европы.

Однако, процессы экстенсивного и интенсивного расширения ЕС имеют также и негативные последствия: усиливающееся разделение на «центр» и «периферию» внутри интеграционного блока, выделение ведущих и ведомых стран, что в совокупности осложняет принятие единых экономических и политических решений, выгодных и успешных для всех интегрированных стран.

В 1994 г. в Эссене на сессии Европейского союза была принята стратегия «предварительного вступления». Данная стратегия предусматривала помощь для десяти стран кандидатов на вступление в ЕС в объеме 1 млрд евро ежегодно. Данные средства должны быть использованы в первую очередь как помощь правительству страны-кандидата в осуществлении обязанностей, возложенных на него Евросоюзом на пути интеграции. Кроме того, за счет выделяемых средств, страна-кандидат должна привести промышленность, инфраструктуру и другие сферы народного хозяйства к стандартам ЕС.

В 1995 г. каждая из стран-кандидатов предоставила на рассмотрение ЕС Белую книгу, в которой были показаны их действия на пути к вступлению в ЕС.

В середине 1997 г. Еврокомиссия опубликовала дополнительные необходимые требования для стран-кандидатов: обеспечение стабильной деятельности институтов, поддерживающих демократию и права человека; формирование конкурентоспособной функционирующей рыночной экономики; ведение согласованной с ЕС экономической политики; установление добрососедских отношений с граничащими странами.

Кроме того, страны – члены ЕС были обеспокоены тем, что значительное расширение может негативно сказаться на экономическом и социальном уровне. Поэтому странами-участницами выдвигались более узконаправленные требования, которые выражались в требовании улучшения сельскохозяйственного сектора, реформирования судебной системы и противодействия коррупции, экономическим преступлениям и организованной преступности, введения стандартизации и сертификации пищевых продуктов в соответствии с нормативами ЕС, а также в требовании поддержания и защиты прав меньшинств, повышения стандартов по защите окружающей среды.

В ходе расширения за счет присоединения новых стран – участниц, ЕС испытывает определенные проблемы уже на этапе подготовки стран-претендентов на вступление в Евросоюз. Это выражается в том, что из бюджета ЕС выделяются средства на трансформацию экономических систем и финансовую помощь новым странам-членам и претендентам на присоединение к интеграционному блоку.

Несомненно, расширение территории ЕС рассматривается как одно из главных направлений его развития, несмотря на то, что оно включает в себя как положительные, так и отрицательные стороны.

Присоединение к ЕС означает также и возможность присоединения к еврозоне, что в свою очередь подразумевает под собой выполнение страной-претендентом определенных критериев: (1) средняя годовая инфляция страны-кандидата не должна превышать 1,5% от усредненного уровня трех стран еврозоны с наиболее низкими темпами годовой инфляции; (2) средний годовой уровень долгосрочных процентных ставок не должен превышать более, чем на два процентных пункта уровня трех стран с наиболее низкими темпами инфляции; (3) годовой бюджетный дефицит страны-кандидата на вступление не может превышать 3% от ВВП, а общий государственный долг, в свою очередь, не должен превышать 60% от ВВП или вовсе иметь тенденцию к сокращению; (4) должен наблюдаться стабильный курс национальной валюты на валютных рынках на протяжении не менее двух лет.

Процесс введения странами-кандидатами единой европейской валюты можно условно разделить на три основных этапа: этап подготовки к вступлению в ЕС, непосредственно процесс вступления в ЕС и, наконец, полноправное членство в ЕС и введение единой европейской валюты.

До момента вступления в ЕС происходит приведение национального законодательства в соответствие с критериями единого законодательства ЕС, которые в свою очередь заключают в себе юридическую базу не только для присоединения к экономическому, но и к валютному союзу.

Так, должна быть обеспечена полная независимость центрального банка страны-кандидата на интеграцию в ЕС на институциональном, персональном и финансовых уровнях, в соответствии с законодательством ЕС о деятельности центральных банков (Договор о создании и Устав европейской системы центральных банков). Центральный банк не должен участвовать в финансировании государственного сектора, в то же время центральный банк должен обеспечить стабильность внутренних цен.

После вступления в ЕС центральные банки стран-кандидатов должны быть готовы к внесению изменений в свои уставы для выполнения функций членов финансовой евросистемы во главе с Европейским центральным банком, с целью реализации единой кредитно-денежной политики.

Кроме того, должны быть созданы законодательные условия для либерального движения капитала и обеспечения устойчивого функционирования банковской системы.

Одновременно с интеграцией в Евросоюз новые страны-члены присоединяются к экономическому и валютному союзу ЕС, принимая статус неполного членства наряду с обязательством введения единой валюты впоследствии.

Центральные банки новых стран-членов вступают в Общий совет Европейского центрального банка, который состоит из председателей всех стран – членов ЕС, даже не входящих в еврозону. Таким образом, формируется Европейская система центральных банков (ЕСЦБ).

Также на этапе вступления новым странам – членам ЕС необходимо интегрироваться в систему регулирования валютных курсов ERM-II (exchange rate mechanism II) и принимать участие в механизме регулирования и контроля проведения национальной экономической политики в соответствии с курсом ЕС.

Кроме того, на данном этапе новые страны-члены предоставляют программы экономического сближения, которые будут ежегодно рассматриваться Советом министров экономики и финансов (ЭКОФИН).

Условием коллективного принятия решения о вступлении страны в еврозону будет являться выполнение критериев Маастрихтского договора на постоянной и устойчивой основе, а также при условии поддержания правового и институционального порядка в рамках кредитно-денежной политики, экономического сближения со странами еврозоны, а также поддержания сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста.

Несмотря на то, что процесс вхождения в еврозону является достаточно продолжительным и трудоемким, практически все новые страны – члены ЕС стараются перейти на общеевропейскую валюту, так как введение евро означает определенные экономические выгоды и политические преимущества для страны-реципиента, поскольку евро является сильной валютой на международном валютном рынке. Экономические выгоды для стран еврозоны выражаются в более низких транзакционных издержках и процентных ставках и в более высокой прибыльности финансовых учреждений, что в свою очередь обусловлено возрастающей экономической активностью и эффективностью внутренних рынков капитала; кроме того, появляется возможность финансирования дефицита собственной валютой ЕС – это ликвидирует необходимость в иностранных валютных резервах; также страны еврозоны получают эмиссионный доход за счет выпуска внутренних беспроцентных требований в обмен на товары и услуги.

Однако, помимо преимуществ, использование международной валюты внутри страны влечет за собой определенные риски и возлагает дополнительную ответственность.

Несмотря на осуществление корректной макроэкономической политики с целью сохранения стабильных цен и обменного курса, ЕС становится более чувствительным к колебаниям потоков капитала, которые способны провоцировать различного рода экономическую нестабильность внутри региона, а также ограничивать свободу выбора возможных политических мер. Кроме того, определение и проведение корректной денежно-кредитной политики становится сложной миссией, так как часть национальной валюты находится за пределами страны в силу своего международного статуса.

Кроме еврозоны, на территории ЕС действует система Шенгенских соглашений. Данное соглашение, подписанное в 1985 г., ликвидирует систему контроля границ между странами – участницами этого соглашения.

Кодекс о пересечении гражданами границ является одним из важнейших законодательных актов Европейского союза, направленных на развитие и совершенствование Шенгенского права как особой части правовой системы ЕС. Шенгенский кодекс о границах принят в форме «регламента», но является обязательным в государствах – членах ЕС, без какой-либо трансформации в национальное законодательство. 

Как и перед вступлением в еврозону, до окончательного подписания Шенгенского соглашения, каждая страна-претендент должна подготовить четыре сферы: воздушное пространство, сотрудничество с полицией соседних государств, визовый режим, обеспечение защиты личных данных.

Европейская экономическая интеграция  привела к появлению новых институциональных форм хозяйствования, которые позволяют превратить конкурентов на внутреннем рынке в партнеров на внешних рынках. Реализация общеевропейских экономических и социальных программ позволила решить комплексные задачи территориального развития, которые невозможно выполнить в полном объеме без интеграции ресурсного потенциала нескольких стран.

Понятно, что в процессе  расширения европейской экономической интеграции ликвидируются административные барьеры, препятствующие межстрановой диффузии производственных и управленческих инноваций. При этом экономическая интеграция на территории ЕС провоцирует появление новоявленных экономических противоречий, которые заключаются в росте макроэкономических показателей ведущих стран за счет интегрирующихся новых стран-членов. На основе анализа эволюционной динамики  этапов развития европейской интеграции сделан вывод о том, что европейские государства последовательно реализовывали выбранную стратегию интенсификации интеграционного процесса через смену институциональных форм до стадии формирования единого экономического и политического надгосударственного образования. Вместе с тем, новые количественные и качественные характеристики интеграционных процессов в рамках Европейского союза требуют дальнейшего изучения актуальных тенденций внешнеторговых связей новых стран – членов Евросоюза в условиях глобализации мирового хозяйства.

Накопленный странами – членами Европейского союза практический опыт по расширению зоны интеграции может оказаться очень полезным для развития аналогичных процессов на постсоветском пространстве, поэтому его изучение крайне важно для поступательной эволюции экономической интеграции в евразийском регионе с участием РФ.

 

Список литературы

1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - № 5. - С. 77-84.

2. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: поиск надежных партнеров на Дальнем Востоке//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 7. - С. 57-64.

3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России в контексте мировой торговли: тренды 2017 г.//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 4. - С. 28-41.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: современная динамика//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 3. - С. 1-8.

6. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: опыт статистического исследования//Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. - № 1. - С. 225-229.

7. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.

8. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 105-111.

9. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г//Власть. -2017. - Т. 25. - № 5. - С. 91-97.

10. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.)//Международная экономика. - 2017. - № 4. - С. 59-74.

11. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г.//Власть. - 2017. - № 3. - С. 94-105.

12. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 2 (10). - С. 91-107.

13. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период//Власть. - 2016. - Т. 24. - № 12. - С. 32-39.

14. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в.//Власть. - 2016. - № 4. - С. 52-61.

15. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли//Современная Европа. - 2016. - № 1 (67). - С. 85-94.

16. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие/3-е изд. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. - 216 с.

17. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов//Международная экономика. - 2015. - № 11-12. - С. 37-50.

18. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги//Международная жизнь. - 2015. - № 5. - С. 112-130.

19. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.)//Власть. - 2015. - № 4. - С. 48-52.

20. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации//Власть. - 2013. - № 5. - С. 014-018.

21. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)//Власть. - 2012. - № 7. - С. 139-143.

22. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования)//Власть. - 2011. - № 9. - С. 160-165.

23. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. (4-е изд., перераб. и доп.). -М.: Издательство Бином. Лаб. знаний. 2009. - 341 с.

24. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М.: ИЕ РАН, 2005. - 100 с.

25. Гладков И.С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. -М.: Изд. компания КноРус, 2005. - 438 с.

26. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 296 с.

27. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран-членов Европейского союза//Международная экономика. - 2018. - № 4. - С. 27-45.

28. Гладков И.С., Дубовик М.В. Особенности применения экономических санкций в системе внешнеторговых связей Европейского Союза//Международная экономика. - 2018. - № 8. - С. 38-48.

29. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций//Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 95-98.

30. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Генезис российской промышленности//Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 34. - С. 81-86.

31. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: Научное издание/2-е издание. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. - 384 с.

32. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений). -М.: Бином. Лаб. знаний. 2007. - 216 с.

33. Горбатенко Е.Ю. Приоритеты современной внешнеторговой политики Европейского Союза // Журнал экономических исследований. - 2018. - № 7. - С. 42-48.

34. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций//Власть. - 2017. - № 9. - С. 44-46.

35. Горбатенко Е.Ю. Новые тенденции развития внешнеторговых связей внутри Европейского Союза//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 1 (9). - С. 70-78.

36. Горбатенко Е.Ю. Эволюционная динамика процесса формирования единого европейского экономического пространства//Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 184-187.

37. Горбатенко Е.Ю. Перспективы присоединения Балканского полуострова к ЕС на фоне внешнеэкономических интересов России//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (ч.2). - С. 33-37.

38. Горбатенко Е.Ю., Царев С.П. Феномен «центра» и «периферии» на территории Европейского Союза//Журнал экономических исследований. - 2018. - № 7. - С. 65-79.

39. The EU in the world. 2018 Edition. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. - 155 p.

40. Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union (consolidated text) // Official Journal. - 2010. - P. 1-388.

41. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?