FEATURES OF CREATIVE TASKS IN LITERARY READING LESSONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the methodological methods that allow the most active development of the creative abilities of younger schoolchildren in literary reading classes. Among them: speech workouts; work on the characteristics of literary heroes, drawing up a plan and annotations to the text; its analysis and retelling; creation of mini-compositions; selection of illustrations for a literary work, taking into account the content of the full text and fragment; comparison of related works of literature and fine arts.

Keywords:
younger schoolchild; subject “Literary Reading”; method of teaching the work with the text; creative tasks; literature literacy; development of creative abilities of students.
Text

«Литературному чтению» как учебному предмету начальной школы принадлежит особая роль в раскрытии творческого потенциала младшего школьника. Этому прежде всего способствуют различного вида творческие задания. Деятельность обучающегося по осмыслению текста — важный компонент литературной грамотности, который направлен на развитие творческих способностей младшего школьника. Еще В.В. Давыдов отмечал: «Творчество является уделом всех <…> естественным и постоянным спутником детского развития» [1, с. 47]. Решение учебных задач творческого характера — важный планируемый результат обучения в начальной школе, который состоит в способности учащегося творчески подходить к разным видам учебной деятельности, активно участвовать в играх, речевых разминках, самостоятельно выполнять задания следующего типа: «Продолжи текст»; «Составь описание, порассуждай»; «Создай аннотацию» и пр. Рассмотрим конкретные примеры творческих заданий на уроках литературного чтения.
Речевые разминки
Работа с рубрикой «Речевые разминки», с которой учитель начинает каждый урок литературного чтения, происходит в игровой форме и является предпосылкой к решению творческих задач, связанных с развитием навыков выразительного чтения. Они включают освоение младшими школьниками умения правильно использовать:

 •• дыхание (чтение на выдохе, увеличение времени на выдох);
•• артикуляцию (скороговорки как способ тренировки чистоты речи);
•• интонацию как эмоциональную окраску произносимого текста (чтение с разными интонациями);
•• рифму (игра «Доскажи словечко» как способ подбора рифмующихся слов);
•• темп (умение читать быстро, медленно);
•• логическое ударение (выбор слова для акцентуации — подчеркивание голосом выделенного в тексте слова).
Задания такого типа позволяют поставить ребенка в разные игровые роли-ситуации, требующие в соответствии с учебной задачей выбора правильного темпа чтения, нужной интонации. Например: Произнесем слова от имени героев сказки  «Три медведя» — Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки: «Кто спал на моей кровати и смял её?». Подобные задания помогают формировать творческое отношение к выбору главного компонента выразительного чтения — интонации. При систематическом использовании таких заданий дети к четвертому классу уже могут самостоятельно определять нужную интонацию. Например, школьникам предлагают разыграть потешку.

References

1. Davydov V.V. Lektsii po pedagogicheskoy psikhologii [Lectures on educational psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 224 p.

2. Smirnov A.A. Psikhologiya zapominaniya [Psychology of memorization]. Institut psikhologii [Institute of Psychology]. Moscow; Leningrad: Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR Publ., 1948. 328 p.

3. Uroki literaturnogo chteniya v sovremennoy nachal’noy shkole: kniga dlya uchitelya. 1-4 klassy [The lessons of literary reading in modern elementary school: a book for the teacher. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013-2014.

4. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 31 p.

Login or Create
* Forgot password?