CHALLENGES AND TRENDS IN THE LABOR MARKET: SYNERGY AND SOFT SKILLS SYNERGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main challenges of our time regarding the prospects of the labor market. The directions of the reorientation of the labor market needs for universal competencies have been determined. The proposed “Boston Consulting Group” target model of competences 2025 is described. The role of soft skills in the target competency model is defi ned. The conclusion is supported that a systematic approach to the development of human capital, the system of retraining and retraining, the transition to the logic of talent management, rather than cadres. The article presents information on the Agency launching strategic initiatives (ASI) in Russia, the online platform “University of STI 20.35”, whose task will be to train personnel for the digital economy. In the process of preparing graduates, two clusters of competences are planned: a cluster of soft skills and end-to-end technologies. The article analyzes the competencies evaluated in the process of conducting the “Leaders of Russia” competition (again, the dominant role of soft skills is emphasized). The article presents the conceptual foundations of CDIO engineering education in terms of developing soft skills. The author’s vision of the integration of hard skills and soft skills in the training of engineering students in Surgut State University for the preparation of competitive graduates is presented.

Keywords:
labor market trends, technological trends, target model of competencies 2025, soft skills, hard skills, knowledge economy, competencies of graduates of engineering directions, CDIO.
Text

Темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Рынок труда нуждается в адаптивном, гибком, готовом к изменениям персонале. Необходимость формирования и развития soft skills (мягких навыков) для того, чтобы быть достойным конкурентом на рынке труда и быстро адаптироваться к происходящим изменениям, уже совершено очевидна [1]. Все большее проникновение компьютерных решений будет вести к переориентации потребностей рынка труда на универсальные «компетенции XXI века», которые не смогут компенсировать цифровые технологии [3]. 15 марта 2018 г. Председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф во время лекции «Технологические тренды», в рамках деловой программы форума «Россия — страна возможностей», рассказал о главных вызовах, которые уже в ближайшие годы будут стоять перед страной, обществом, организациями и каждым человеком. Он рассказал, что в настоящее время уже состоялся переход от информационной эпохи к цифровой. Это приводит к развитию новых бизнес-моделей и новых типов организаций. Он также отметил, что в стране есть гигантская конкуренция за квалифицированные кадры, которая будет обостряться и большинство компаний одним из главных своих ограничений назовут проблему кадрового дефицита. Греф назвал три компетенции, которыми должен обладать человек, чтобы стать «мечтой работодателя»:
1) наличие воображения и креативности;
2) абсолютно развитое системное мышление (что зачастую противоречит воображению и креативности);
3) мастерством исполнения (еще реже сочетается с первым и вторым).
При этом было отмечено, что в процентном соотношении персонал, обладающий данными компетенциями, составляет 0,04% от общего количества персонала, и найти его чрезвычайно тяжело. По мнению Г. Грефа человек, который обладает этими тремя компетенциями, является мечтой любого работодателя.
Совсем недавно, в октябре 2017 г., «Бостонской консалтинговой группой» (The Boston Consulting Group), которая является международной компанией, специализирующейся на управленческом консалтинге и ведущим консультантом по вопросам стратегии бизнеса и имеет глобальную сеть из более чем 90 офисов в 50 странах, были представлены результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам» [3]. Эксперты обращают внимание, что Россия находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат такие страны-лидеры, как Япония, США, Германия, Сингапур. Для экономики знаний характерны:
1. высокий уровень дохода,
2. развитая цифровая экономика,
3. стареющее образованное население,
4. высокий индекс человеческого развития
5. высокая доля человеческих ресурсов категории «знание» (более 25%, а это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны).
«Россия должна и осуществить переход от искусственного баланса занятости, существующего сегодня, к балансу компетенций», — говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам» [3]. Вызывает интерес и представленные в исследовании результаты датского ученого Йенса Расмуссена, который условно разделил всех занятых в экономике на три категории — «Умение», «Правило» и «Знание».

References

1. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formirovanie soft skills (myagkikh kompetentsiy): podkhody k integratsii rossiyskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikatsiya, operatsionalizatsiya [Formation of soft skills (soft competencies): approaches to the integration of Russian and foreign experience, classification, operationalization]. Upravlenie personalom i intellektual’nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2017, V. 6, I. 1, pp. 53-58.

2. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol’ soft-skills i hardskills v professional’nom i kar’ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hardskills in professional and career development of employees]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» [Internet journal “NAUKOVENIE”]. 2017, V. 9, I. 1. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Butenko V., Polunin K., Kotov I., Sycheva E., Stepanenko A., Zanina E., Lomp S., Rudenko V., Topol’skaya E. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam [Russia 2025: from cadres to talents]. Available at: http://image-src.bcg.com/Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (accessed 21 November 2017).

4. Chulanova O.L. Kompetentnostnyy podkhod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika [Competence approach in work with personnel: theory, methodology, practice]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 292 p.

5. Spasibo progressu. Podschitano, skol’ko rossiyan vskore poteryayut rabotu [Thank you for your progress. It is estimated how many Russians will soon lose their job]. Available at: https:// veritas4.livejournal.com/1260347.html (accessed 21 February 2018).

6. Krechetova A. Virtual’nyy universitet. Pochemu gosudarstvo vydelyaet 2 mlrd rubley ASI na onlayn-obuchenie [Virtual University. Why does the state allocate 2 billion rubles to the ASI for online training]. Available at: http://www.forbes.ru/tehnologii/352445-virtualnyy-universitet-pochemu-gosudarstvo-vydelyaet-2-mlrd-rubley-asi-na-onlayn (accessed 28 November 2017).

7. Blokhina M. Lidery Rossii [Leaders of Russia]. Available at: http://lideryrossii.rf/ (accessed 22 December 2017)

8. Chuchalin A.I. Modernizatsiya bakalavriata v oblasti tekhniki i tekhnologiy s uchetom mezhdunarodnykh standartov inzhenernogo obrazovaniya [Modernization of bachelor’s degree in engineering and technology taking into account international standards of engineering education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2011, I. 10, pp. 20-29.

9. Zapevalov A.V., Zapevalova L.Yu. Vozmozhnosti razvitiya sistemy inzhenernogo-tekhnicheskogo obrazovaniya [Opportunities for the development of the system of engineering and technical education]. Vestnik kibernetiki [Bulletin of Cybernetics]. 2016, I. 1, pp. 74-77

10. Istoriya CDIO [History of CDIO]. Available at: http://cdiorussia.ru/history/ (accessed 25 March 2018).

11. Mezhdunarodnyy seminar po voprosam innovatsiy i reformirovaniyu inzhenernogo obrazovaniya «Vsemirnaya initsiativa CDIO»: Materialy dlya uchastnikov seminara [International Seminar on Innovation and Reform of Engineering Education “CDIO Global Initiative”: Materials for Workshop Participants]. Moscow, MISiS Publ., 2011. 60 p.

12. CDIO - sovremennyy podkhod k inzhenernomu obrazovaniyu [CDIO - a modern approach to engineering education]. Available at: http://icmim.sfu-kras.ru/cdio (accessed 25 March 2018).

13. Gusev D.G. Novyy standart inzhenernogo obrazovaniya [A new standard of engineering education]. Sbornik trudov uchastnikov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennoe nepreryvnoe obrazovanie i innovatsionnoe razvitie» [Proceedings of the participants of the III All-Russian scientific-practical conference “Modern continuous education and innovative development”]. Serpukhov, MOU «IIF» Publ., 2013. 850 p., pp. 32-34.

14. Bogdan E.S., Chulanova O.L. Issledovanie kompetentsiy konkurentosposobnogo vypusknika vuza na rynke truda regiona: problemy, tendentsii, zadachi [Research of competences of a competitive graduate of the university in the labor market of the region: problems, trends, problems]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» [Internet-journal “NAUKOVENIE”]. 2016, V. 8, I. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf

Login or Create
* Forgot password?