PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL POLICY IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The implementation of full-scale social programs for national companies is their voluntary expression of will, while the availability of military social work is a compulsory activity in the armed forces of the Russian Federation. In the most general form, military social work is an activity to implement the socioeconomic rights and privileges of servicemen established by the legislation and to ensure, on this basis, their social protection. In connection with the continuous reform of the military system, there is an increasing number of issues of social guarantees and compensations that are not regulated in the legal, organizational and economic aspects, which reduces the attractiveness of the soldier’s profession and increases staff turnover, and, in strategic terms, may aff ect the defense capacity of the country as a whole. In this regard, the issues of improving military social work, the implementation of benefi ts and compensation, social activities aimed at retaining servicemen and their development, are very important and relevant.

Keywords:
social policy, military social work, compensation, benefi ts, monitoring the situation of servicemen, social protection, measures of social support.
Text

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБхОдИМОСТИ
РАСШИРЕНИя МЕР СОцИАЛьНОй
ПОддЕРЖКИ ВОЕННОСЛУЖАщИх


Социальная защита персонала на сегодняшний день обладает обязательным законодательным минимумом льгот, гарантий и компенсаций, установленных государством для работников. В данном контексте социальная ответственность предполагает выполнение руководством хозяйствующих субъектов предъявляемых к ним обязательных и дополнительных экономических, правовых и морально-этических требований. В настоящее время можно выявить повышенную заинтересованность работодателей в реализации дополнительных социальных продуктов с целью формирования стабильно работающих коллективов. Вместе с тем коммерческие компании, стремящиеся сформировать узнаваемый HR-бренд на рынке труда, привлечь и удержать профессиональных работников, самостоятельно принимают решение о расширении базовой части государственной социальной защиты работников. К таким обязательным социальным затратам в соответствии с российским законодательством работодателя относят оплату отработанного времени или выполнения объема работ, расходы по выплате страховых взносов в социальные фонды, выходные пособия уволенным сотрудникам, оплата неотработанного времени (отпусков, больничных листов), различные виды доплат и компенсаций, связанных с привлечением работников к сверхурочным работам, выполнению опасных или вредных работ [13, с. 151]. Руководители коммерческих компаний направляют дополнительные финансовые средства на формирование программ совместного отдыха, повышают заинтересованность в результатах труда за счет индивидуального премирования, предусматривают обучение, карьерный рост и другие виды стимулирования деятельности и развития подчиненных, образуя отдельную социальную подсистему управления персоналом. Между тем в военных организациях, в силу их государственной принадлежности, бюджетного финансирования и иного некоммерческого предназначения, связанного-
прежде всего с защитой государственных интересов, реализация идентичных дополнительных мер социальной поддержки персоналастановится недоступной. Однако подобное направление деятельности, выходящее за пределы мер социальной защиты, установленных государством, в войсках тоже имеется и называется военно-социальной работой (ранее обозначалась как социально-правовая работа) [11]. Наряду с государственной социальной защитой, военно-социальная работа также носит обязательный, нормативно закрепленный порядок реализации. Кроме этого, государство предусматривает ряд гарантий и компенсаций, которые распространяются только на военнослужащих и членов их семей. Прежде всего, это денежные выплаты, вещевое, медицинское и пенсионное обеспечение, страховка жизни и здоровья, а также льготы по налогообложению. Также социальная работа в Вооруженных Силах заключается в проведении организационных, культурно-досуговых и памятных мероприятий, оказании помощи в трудоустройстве, определении в детские сады, школы и иные учебные заведения членов семьи. Данные мероприятия не требуют дополнительных затрат из государственного бюджета. Основным источником средств для их реализации могут выступать спонсорская помощь и благотворительность. Тем не менее привлекательность военной службы, как показывает практика, основана больше всего на семейных идеалах, личных ценностных ориентирах или обязательных социальных нормах, установленных государством для
военнослужащих. С учетом масштабного реформирования Вооруженных Сил вопрос социальной защищенности и мотивации военнослужащих серьезно актуализировался. Появляются неурегулированные в правовом отношении меры реализации социальных гарантий и компенсаций, часть социальных программ могут вообще не выполняться, что негативно влияет на привлекательность профессии военнослужащего и повышает текучесть кадров. Так, при проверках воинских частей и подразделений1, несмотря на проводимую работу, были выявлены факты незнания командирами: нужд, стремлений и запросов подчиненных, их социально-демографических данных, количества реализованных и нереализованных социальных гарантий. 

References

1. Federal’nyy zakon RF ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ «O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe» [Federal Law of the Russian Federation of March 28, 1998, No. 53-FZ “On Military Duty and Military Service”].

2. Federal’nyy zakon RF ot 28 marta 1998 g. № 52-FZ «Ob obyazatel’nom gosudarstvennom strakhovanii zhizni i zdorov’ya voennosluzhashchikh, grazhdan prizvannykh na voennye sbory, lits ryadovogo i nachal’stvuyushchego sostava organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby, organov po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, sotrudnikov uchrezhdeniy i organov ugolovno-ispolnitel’noy sistemy» [Federal Law of the Russian Federation of March 28, 1998, No. 52-FZ “On compulsory state insurance of life and health of servicemen, citizens called up for military training, members of the rank and file of the bodies of internal affairs of the Russian Federation, the state fire service, trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, staff of institutions and bodies of the penal system “].

3. Federal’nyy zakon RF ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhashchikh» [Federal Law of the Russian Federation of May 27, 1998, No. 76-FZ “On the Status of Servicemen”].

4. Federal’nyy zakon RF ot 7 noyabrya 2011 g. № 306-FZ «O denezhnom dovol’stvii voennosluzhashchikh i predostavlenii im otdel’nykh vyplat» [Federal Law of the Russian Federation of November 7, 2011 No. 306-FZ “On the monetary allowance of servicemen and the granting of separate payments to them”].

5. Federal’nyy zakon RF ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ «O voyskakh natsional’noy gvardii Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation of July 3, 2016 No. 226-FZ “On the troops of the National Guard of the Russian Federation”.].

6. Zakon RF ot 12.02.1993 g. № 4468-1 «O pensionnom obespechenii lits, prokhodivshikh voennuyu sluzhbu, sluzhbu v organakh vnutrennikh del, gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhbe, organakh po kontrolyu za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno - ispolnitel’noy sistemy, i ikh semey» [Law of the Russian Federation No. 4468-1 of 12.02.1993 “On the provision of pensions for persons who have completed military service, service in internal affairs agencies, the State Fire Service, bodies controlling traffic in narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of criminal- executive system, and their families”].

7. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 27 fevralya 1999 g. № 232 «Ob organizatsii ezhegodnogo monitoringa sotsial’no-ekonomicheskogo i pravovogo polozheniya voennosluzhashchikh, grazhdan uvolennykh s voennoy sluzhby i chlenov ikh semey» [Decree of the Government of the Russian Federation of February 27, 1999, No. 232 “On the organization of an annual monitoring of the socioeconomic and legal situation of servicemen, citizens dismissed from military service and members of their families”].

8. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 9 fevralya 2004 g. № 65 «O dopolnitel’nykh garantiyakh i kompensatsiyakh voennosluzhashchim i sotrudnikam federal’nykh organov ispolnitel’noy vlasti, uchastvuyushchim v kontrterroristicheskikh operatsiyakh i obespechivayushchim pravoporyadok i obshchestvennuyu bezopasnost’ na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of February 9, 2004, No. 65 “On Additional Guarantees and Compensations for Servicemen and Employees of Federal Executive Bodies Participating in Counter-Terrorist Operations and Ensuring Law and Order and Public Security in the Territory of the North Caucasus Region of the Russian Federation”].

9. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 31 dekabrya 2004 g. № 909 «O poryadke vyplaty denezhnoy kompensatsii za naem (podnaem) zhilykh pomeshcheniy voennosluzhashchim - grazhdanam Rossiyskoy Federatsii, prokhodyashchim voennuyu sluzhbu po kontraktu, grazhdanam Rossiyskoy Federatsii, uvolennym s voennoy sluzhby i chlenam ikh semey» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2004, No. 909 “On the Procedure for Payment of Cash Compensation for the Hiring (Subletting) of Residential Premises to Servicemen - Russian Federation Nationals Passing Military Service on Contract, Citizens of the Russian Federation, Fired from Military Service and Members of Their Families “].

10. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 21 dekabrya 2011 g. № 1072 «O denezhnom dovol’stvii voennosluzhashchikh, prokhodyashchikh voennuyu sluzhbu po prizyvu» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 2011 No. 1072 “On the monetary allowance of servicemen who are on military service on conscription”].

11. Prikaz glavnokomanduyushchego vnutrennimi voyskami MVD Rossii ot 25 aprelya 2001 g. № 165 «O povyshenii effektivnosti sotsial’no-pravovoy raboty vo vnutrennikh voyskakh MVD Rossii» [Order of the Commander-in-Chief of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of April 25, 2001, No. 165 “On Increasing the Effectiveness of Social and Legal Work in Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs”].

12. Belyaeva I.Yu., Eskindarov M.A. Korporativnaya sotsial’naya otvetstvennost’ [Corporate social responsibility]. Moscow, Knorus Publ., 2016. 205 p.

13. Kibanov A.Ya., Mitrofanova E.A., Esaulova I.A. Ekonomika upravleniya personalom [Economics of Personnel Management]. Moscow, Infra-M Publ., 2013. 427 p.

14. Kisten’ A.M., Moskalev I.E. Metody spetsnaza dlya rukovoditeley: Prakticheskoe rukovodstvo po formirovaniyu effektivnykh komand na osnove upravlencheskoy sistemy voinskikh podrazdeleniy spetsial’nogo naznacheniya [Spetsnaz methods for leaders: A practical guide to the formation of effective teams based on the management system of military units of a special purpose]. Moscow, 2012. 199 p.

15. Koryakin V.M. Voenno-sotsial’naya rabota v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii: voprosy teorii i praktiki [Military social work in the Armed Forces of the Russian Federation: theory and practice: a manual for military departments of civilian universities]. Moscow, 2004. 105 p.

16. Krylov A.N. Korporativnaya sotsial’naya otvetstvennost’: ekonomicheskie modeli - moral’ - uspekh - ustoychivoe razvitie [Corporate social responsibility: economic models - morality - success - sustainable development]. Moscow, 2014. 87 p.

17. Kuznetsov V.A. Voenno-sotsial’naya rabota: metodologiya, teoriya, praktika: Uchebnoe posobie dlya vuzov Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii [Military social work: methodology, theory, practice: A manual for higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation]. Moscow, 2000.

18. Lavrent’eva I.P., Kuznetsov V.V., Grigor’ev V.V. Sotsial’naya politika i upravlenie v sotsial’noy sfere [Social policy and management in the social sphere]. Ul’yanovsk, UlGTU Publ., 2009. 135 p.

19. Mikhalkina E.V. Upravlenie chelovecheskimi resursami organizatsii: teoriya, protsessy, tekhnologii [Management of human resources of the organization: theory, processes, technologies]. Rostov on Don, 2013. 448 p.

20. Chertopolokh A.A. Aktual’nye problemy razvitiya sotsial’noy raboty v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii [Actual problems of development of social work in the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, 2004. 145 p.

Login or Create
* Forgot password?