DESIGN OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE STRUCTURES OF THE UNIVERSITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The close relations with business and expanded financing with use of various sources are necessary for dynamic development of the universities. With the advent of process of business at the university technopolis the organizational and administrative structure changes and there is a new kind of matrix structure – structure of the innovative (enterprise) university which assumes realization by a higher educational institution of a full innovative cycle, from obtaining new knowledge before their commercial realization in the profile market.

Keywords:
university; structure; management; hierarchy; mechanism.
Text
Организационно-управленческая структура – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Разнообразие типов организационно-управленческих структур организаций связано с различиями в областях их деятельности, в характере и сложности продукции и услуг, национальными и культурными особенностями и т.п. Существуют различные подходы к классификации типов организационно-управленческих структур. Самый распространенный подход основан на взаимодействии подразделений, и согласно ему выделяют линейную, линейно-функциональную, функциональную, дивизиональную и адаптивную (проектную и матричную) организационно-управленческие структуры. Другой подход к классификации организационно-управленческих структур основан на разделении организации на составные части и действующих в ней людей: операционное ядро, стратегический апекс, срединная линия, техноструктура, вспомогательный персонал. В зависимости от того, какая часть играет ключевую роль, структуры делятся на профессиональную бюрократию, простую структуру, дивизиональную форму, механистическую бюрократию, адхократию.

Организационно-управленческие структуры высших учебных заведений зависят от многих факторов, таких, например, как размер вуза, наличие филиалов, разнообразие видов деятельности и форм обучения, внешняя среда. Небольшие вузы, не имеющие филиалов и занимающиеся только образовательными услугами в стабильной среде, имеют вид иерархических структур – линейной, где аппарат управления состоит только из взаимоподчиненных органов, или линейно-функциональной, где у руководителя есть штаб (специальные подразделения), помогающий выполнять отдельные функции. При расширении кадрового состава и видов деятельности организационно-управленческая структура высшего учебного заведения приобретает вид функциональной структуры, при которой создаются подразделения для выполнения определенных функций на всех уровнях управления, а также вид проектной структуры, основой которой является проект. При наличии филиалов высшее учебное заведение принимает вид дивизиональной организационно-управленческой структуры, которая сочетает централизованную координацию деятельности с передачей полномочий в отношении текущих и ряда тактических решений на места.

С увеличением сложности и динамичности внешней и внутренней среды организационно-управленческие структуры высших учебных заведений стали трансформироваться в матричные. Координация работы между сотрудниками в такой структуре реализуется проще, чем в иерархических структурах, а ответственность распределяется между руководителями разных уровней. Что касается коммуникаций между сотрудниками, то в матричной структуре возникают проблемы из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, которые подрывают принцип единоначалия и приводят к конфликтам. В вузе, имеющем матричную структуру, существует, по крайней мере, два основных вида деятельности – образовательная и научная.

Организационно-управленческие структуры матричного типа видоизменяются путем добавления новых процессов и составляющих. К таким структурам можно отнести структуры, ориентированные на процесс всеобщего управления качеством (Total Quality Management), матричную структуру университета-технополиса, матричную структуру инновационного университета.

Всеобщее управление качеством – это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. Организационно-управленческие структуры матричного типа, ориентированные на процесс всеобщего управления качеством – структуры с сильными горизонтальными взаимосвязями. Высшие учебные заведения, внедрившие процесс всеобщего управления качеством занимаются долгосрочным планированием, имеют политику и план качества, вкладывают инвестиции в профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал.

Матричная структура университета-технополиса представляет собой так называемые новые городские структуры или технологический парк, где существует широкий спектр различных служб – от городских до производственных, исследовательских и образовательных. Внешне университет-технополис имеет сходство с уменьшенной в масштабе Силиконовой долиной.

Для динамичного развития университетов необходимы тесные отношения с бизнесом и расширенное финансирование с использованием различных источников. С появлением процесса предпринимательства в университете-технополисе видоизменяется организационно-управленческая структура и появляется новая разновидность матричной структуры – структура инновационного (предпринимательского) университета, которая предполагает реализацию высшим учебным заведением полного инновационного цикла, от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильном рынке. Эффективная деятельность инновационного университета обеспечивается стратегическим партнерством университета и государства, промышленности и науки, крупного, среднего и малого бизнеса.

Проектирование эффективной организационно-управленческой структуры – сложный процесс, определяющий такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления. С развитием и становлением рыночных отношений к объекту управления предъявляются все новые требования, расширяется круг задач, обусловленных постоянно меняющимися целями функционирования.

Проектирование организационно-управленческих структур осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: аналогий; экспертно-аналитического метода; структуризации целей и организационного моделирования. Также выделяют методы рационализации технологии организационных процессов и метод организационных изменений систем управления.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые были эффективны в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой организации.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с целью выявления специфических особенностей, «узких мест» в работе аппарата управления, а также выработки рациональных рекомендаций по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления.

Метод структуризации целей состоит в выработке системы целей организации и последующем анализе организационно-управленческих структур с точки зрения их соответствия системе целей.

Проектирование организационно-управленческой структуры методом организационного моделирования состоит в разработке формализованных математических, графических, машинных и других отображений, позволяющих для каждого уровня управления распределить полномочия и ответственность работников, которые, в свою очередь, являются базой для построения и оценки различных вариантов организационной структуры. Организационное моделирование включает в себя девять этапов:

  1. Выбор типовой схемы управления.
  2. Распределение управленческих решений по уровням.
  3. Расчет загрузки уровня управления – процесс проектирования организационно-управленческой структуры, который основан на исследовании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управления.
  4. Окончательный выбор варианта структуры.
  5. Формирование схемы управления и состава подразделений в пределах выбранной структуры, что предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необходимых для принятия управленческих решений.
  6. Корректировка и утверждение схемы управления.
  7. Проектирование процедур принятия решений.
  8. Разработка документации, регламентирующей деятельность подразделений.
  9. Разработка Положения об организации.

Обобщенные этапы проектирования организационно-управленческой структуры следующие:

  1. Деление организации на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям ее деятельности по реализации стратегии. Формирование подразделений.
  2. Установление соподчиненности руководителей различных подразделений, при необходимости дальнейшее их деление на более мелкие организационные подразделения.
  3. Установление должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций.

В рамках организационно-управленческой структуры реализуются бизнес-процессы организации. Бизнес-процесс – процесс организации и развития коммерческой деятельности, включая производство. Таким образом, каждый бизнес-процесс реализует одну из целей организации. Для функционирования бизнес-процессов требуется определенный набор ресурсов в каждый момент времени его выполнения.

Оценка эффективности построения организационно-управленческой структуры – комплексная задача, имеющая конечные критерии – достижение поставленных организацией целей и соответствие процесса функционирования структуры поставленным требованиям.

Существуют три взаимосвязанные группы показателей, используемые при оценке эффективности организационно-управленческой структуры:

  1. Показатели, характеризующие систему управления (конечные результаты деятельности организации и затраты на управление).
  2. Показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления (непосредственные результаты и затраты управленческого труда).
  3. Показатели, характеризующие рациональность организационно-управленческой структуры и ее техническо-организационный уровень (звенность, нормы управляемости).

В ходе анализа существующих разработок в предметной области диссертационного исследования выявлено, что существует множество методик проектирования и оценки организационно-управленческих структур вузов и ресурсного обеспечения. Некоторые методики формализованы и автоматизированы. При этом было выявлено, что не все методики описывают полный цикл организационного проектирования и его оценки, а экономическая оценка ресурсного обеспечения спроектированной организационно-управленческой структуры в большинстве источниках проработана на не достаточно высоком уровне.

References

1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. - 2011. - № 8 (154). - S. 17-23.

2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya. - 2013. - № 12. - S. 62-64.

3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU. - 2013. - № 4-2 (183). - S. 7-13.

4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU. - 2013. - № 4-2 (183). - S. 217-221.

5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU. - 2013. - № 4-2 (183). - S. 185-190.

6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. - 160 s.

7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. - 213 s.

8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU». - 2015. - № 6. - S. 275-279.

9. Harina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU». - 2015. - № 6. - S. 293-297.

10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip. - 2015. - S. 297-302.

11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M. -2015. - S. 12-18.

12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 6 (200). - S. 84-90.

13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 8 (202). - S. 42-44.

14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. -2016. - № 3 (209). - S. 42-46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2016. - № 8 (214). - S. 20-24.

17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2016. - №4(39). - S. 131-135.

18. Elbakiev A.M. Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2017. - №2(41). - S. 103-106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. - Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS. - 2018. - S. 124-130.

Login or Create
* Forgot password?