ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Для динамичного развития университетов необходимы тесные отношения с бизнесом и расширенное финансирование с использованием различных источников. С появлением процесса предпринимательства в университете-технополисе видоизменяется организационно-управленческая структура и появляется новая разновидность матричной структуры – структура инновационного (предпринимательского) университета, которая предполагает реализацию высшим учебным заведением полного инновационного цикла, от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильном рынке.

Ключевые слова:
университет, структура, управление, иерархия, механизм.
Текст
Организационно-управленческая структура – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Разнообразие типов организационно-управленческих структур организаций связано с различиями в областях их деятельности, в характере и сложности продукции и услуг, национальными и культурными особенностями и т.п. Существуют различные подходы к классификации типов организационно-управленческих структур. Самый распространенный подход основан на взаимодействии подразделений, и согласно ему выделяют линейную, линейно-функциональную, функциональную, дивизиональную и адаптивную (проектную и матричную) организационно-управленческие структуры. Другой подход к классификации организационно-управленческих структур основан на разделении организации на составные части и действующих в ней людей: операционное ядро, стратегический апекс, срединная линия, техноструктура, вспомогательный персонал. В зависимости от того, какая часть играет ключевую роль, структуры делятся на профессиональную бюрократию, простую структуру, дивизиональную форму, механистическую бюрократию, адхократию.

Организационно-управленческие структуры высших учебных заведений зависят от многих факторов, таких, например, как размер вуза, наличие филиалов, разнообразие видов деятельности и форм обучения, внешняя среда. Небольшие вузы, не имеющие филиалов и занимающиеся только образовательными услугами в стабильной среде, имеют вид иерархических структур – линейной, где аппарат управления состоит только из взаимоподчиненных органов, или линейно-функциональной, где у руководителя есть штаб (специальные подразделения), помогающий выполнять отдельные функции. При расширении кадрового состава и видов деятельности организационно-управленческая структура высшего учебного заведения приобретает вид функциональной структуры, при которой создаются подразделения для выполнения определенных функций на всех уровнях управления, а также вид проектной структуры, основой которой является проект. При наличии филиалов высшее учебное заведение принимает вид дивизиональной организационно-управленческой структуры, которая сочетает централизованную координацию деятельности с передачей полномочий в отношении текущих и ряда тактических решений на места.

С увеличением сложности и динамичности внешней и внутренней среды организационно-управленческие структуры высших учебных заведений стали трансформироваться в матричные. Координация работы между сотрудниками в такой структуре реализуется проще, чем в иерархических структурах, а ответственность распределяется между руководителями разных уровней. Что касается коммуникаций между сотрудниками, то в матричной структуре возникают проблемы из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, которые подрывают принцип единоначалия и приводят к конфликтам. В вузе, имеющем матричную структуру, существует, по крайней мере, два основных вида деятельности – образовательная и научная.

Организационно-управленческие структуры матричного типа видоизменяются путем добавления новых процессов и составляющих. К таким структурам можно отнести структуры, ориентированные на процесс всеобщего управления качеством (Total Quality Management), матричную структуру университета-технополиса, матричную структуру инновационного университета.

Всеобщее управление качеством – это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. Организационно-управленческие структуры матричного типа, ориентированные на процесс всеобщего управления качеством – структуры с сильными горизонтальными взаимосвязями. Высшие учебные заведения, внедрившие процесс всеобщего управления качеством занимаются долгосрочным планированием, имеют политику и план качества, вкладывают инвестиции в профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал.

Матричная структура университета-технополиса представляет собой так называемые новые городские структуры или технологический парк, где существует широкий спектр различных служб – от городских до производственных, исследовательских и образовательных. Внешне университет-технополис имеет сходство с уменьшенной в масштабе Силиконовой долиной.

Для динамичного развития университетов необходимы тесные отношения с бизнесом и расширенное финансирование с использованием различных источников. С появлением процесса предпринимательства в университете-технополисе видоизменяется организационно-управленческая структура и появляется новая разновидность матричной структуры – структура инновационного (предпринимательского) университета, которая предполагает реализацию высшим учебным заведением полного инновационного цикла, от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильном рынке. Эффективная деятельность инновационного университета обеспечивается стратегическим партнерством университета и государства, промышленности и науки, крупного, среднего и малого бизнеса.

Проектирование эффективной организационно-управленческой структуры – сложный процесс, определяющий такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления. С развитием и становлением рыночных отношений к объекту управления предъявляются все новые требования, расширяется круг задач, обусловленных постоянно меняющимися целями функционирования.

Проектирование организационно-управленческих структур осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: аналогий; экспертно-аналитического метода; структуризации целей и организационного моделирования. Также выделяют методы рационализации технологии организационных процессов и метод организационных изменений систем управления.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые были эффективны в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой организации.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с целью выявления специфических особенностей, «узких мест» в работе аппарата управления, а также выработки рациональных рекомендаций по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления.

Метод структуризации целей состоит в выработке системы целей организации и последующем анализе организационно-управленческих структур с точки зрения их соответствия системе целей.

Проектирование организационно-управленческой структуры методом организационного моделирования состоит в разработке формализованных математических, графических, машинных и других отображений, позволяющих для каждого уровня управления распределить полномочия и ответственность работников, которые, в свою очередь, являются базой для построения и оценки различных вариантов организационной структуры. Организационное моделирование включает в себя девять этапов:

  1. Выбор типовой схемы управления.
  2. Распределение управленческих решений по уровням.
  3. Расчет загрузки уровня управления – процесс проектирования организационно-управленческой структуры, который основан на исследовании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управления.
  4. Окончательный выбор варианта структуры.
  5. Формирование схемы управления и состава подразделений в пределах выбранной структуры, что предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необходимых для принятия управленческих решений.
  6. Корректировка и утверждение схемы управления.
  7. Проектирование процедур принятия решений.
  8. Разработка документации, регламентирующей деятельность подразделений.
  9. Разработка Положения об организации.

Обобщенные этапы проектирования организационно-управленческой структуры следующие:

  1. Деление организации на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям ее деятельности по реализации стратегии. Формирование подразделений.
  2. Установление соподчиненности руководителей различных подразделений, при необходимости дальнейшее их деление на более мелкие организационные подразделения.
  3. Установление должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций.

В рамках организационно-управленческой структуры реализуются бизнес-процессы организации. Бизнес-процесс – процесс организации и развития коммерческой деятельности, включая производство. Таким образом, каждый бизнес-процесс реализует одну из целей организации. Для функционирования бизнес-процессов требуется определенный набор ресурсов в каждый момент времени его выполнения.

Оценка эффективности построения организационно-управленческой структуры – комплексная задача, имеющая конечные критерии – достижение поставленных организацией целей и соответствие процесса функционирования структуры поставленным требованиям.

Существуют три взаимосвязанные группы показателей, используемые при оценке эффективности организационно-управленческой структуры:

  1. Показатели, характеризующие систему управления (конечные результаты деятельности организации и затраты на управление).
  2. Показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления (непосредственные результаты и затраты управленческого труда).
  3. Показатели, характеризующие рациональность организационно-управленческой структуры и ее техническо-организационный уровень (звенность, нормы управляемости).

В ходе анализа существующих разработок в предметной области диссертационного исследования выявлено, что существует множество методик проектирования и оценки организационно-управленческих структур вузов и ресурсного обеспечения. Некоторые методики формализованы и автоматизированы. При этом было выявлено, что не все методики описывают полный цикл организационного проектирования и его оценки, а экономическая оценка ресурсного обеспечения спроектированной организационно-управленческой структуры в большинстве источниках проработана на не достаточно высоком уровне.

Список литературы

1. Хохлова О.С. Развитие взаимодействия высших учебных заведений с промышленными предприятиями и государством на основе опыта США / А.А. Харин, О.С. Хохлова // Инновации. - 2011. - № 8 (154). - С. 17-23.

2. Федоров В.К. Повышение качества инновационных разработок в специальном машиностроении на основе применения методов стандартизации и дизайна / В.К. Федоров, А.А. Харин, А.Н. Ганза // Технология машиностроения. М.: Изд-во Россия. - 2013. - № 12. - С. 62-64.

3. Рождественский А.В. Развитие инновационной деятельности на основе интеграции высших учебных заведений и предприятий / А.В. Рождественский, А.А. Харин, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ. - 2013. - № 4-2 (183). - С. 7-13.

4. Гурцкой Д.А. Кластеры как инструмент развития сетевого взаимодействия между предприятиями и университетами / Д.А. Гурцкой, В.К. Федоров, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ. - 2013. - № 4-2 (183). - С. 217-221.

5. Балашов В.В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В.В. Балашов, О.С. Харина, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ. - 2013. - № 4-2 (183). - С. 185-190.

6. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: монография / А.В. Рождественский, В.В. Балашов, А.А. Харин, О.С. Харина. М.: Альфа-М, 2014. - 160 с.

7. Коленский И.Л. Управление развитием инновационной деятельности в регионах России: монография / А.В. Рождественский, И.Л. Коленский, А.А. Харин. М.: НИЦ ИНФРА, 2015. - 213 с.

8. Карпов А.С. Развитие инновационных предприятий на основе научно-исследовательской деятельности молодежи / А.С. Карпов, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ». - 2015. - № 6. - С. 275-279.

9. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ». - 2015. - № 6. - С. 293-297.

10. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры как механизм управления инновационным развитием экономики / А.А. Харин // Факультет менеджмента: 70 лет организационно-управленческих инноваций: сб. ст. Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Палеотип. - 2015. - С. 297-302.

11. Харин А.А. Инновационная инфраструктура как основной элемент национальной инновационной системы / А.А. Харин / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям // Науковедческие исследования, 2015: сборник научных трудов; под ред. Ракитова А.И. М. -2015. - С. 12-18.

12. Ганеев А.Р. Сертификация профессиональных квалификаций как один из основных инструментов развития человеческого капитала для построения инновационной экономики / А.Р. Ганеев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2015. - № 6 (200). - С. 84-90.

13. Подураев Ю.В. Взаимодействие образовательных организаций высшего образования и машиностроительных предприятий как один из основных инструментов развития человеческого капитала / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2015. - № 8 (202). - С. 42-44.

14. Подкуйко А.И. Роль инжиниринговых услуг в развитии технологических инноваций (на примере субъекта Российской Федерации) / Пастухов В.В., Подкуйко А.И., Харин А.А., Харин А.А. // Инновации. -2016. - № 3 (209). - С. 42-46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Подураев Ю.В. Развитие человеческого потенциала предприятий на базе совместных научно-образовательных комплексов с образовательными организациями высшего образования / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2016. - № 8 (214). - С. 20-24.

17. Подкуйко А.И. Основные инструменты государственной поддержки развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2016. - №4(39). - С. 131-135.

18. Елбакиев А.М. Тенденции и проблемы развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации. / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2017. - №2(41). - С. 103-106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Харина О.С. Управление функционированием инновационной образовательной организацией с целью развития её ресурсного обеспечения. /О.С. Харина, А.А. Харин// Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2018. - С. 124-130.

Войти или Создать
* Забыли пароль?