Russian Federation
The author examines the problem of educational resources in inclusive education. About ways of ensuring comfortable educational space of children with disabilities is the offered article.
children with disabilities, inclusive education, organizational and pedagogical conditions of personal development.
На сегодняшний день количество детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями в нашей стране достаточно велико. Вызывает тревогу тот факт, что их количество не уменьшается. Одним из приоритетных направлений процесса модернизации системы образования в России является инклюзивное обучение.
К категории с ограниченными возможностями относятся дети с временными задержками развития, возникшими в результате педагогической или психической депривации. Такие учащиеся требуют адаптированных к их возможностям программ обучения, так как имеют различные, как по степени, так и по характеру выраженности, нарушения в развитии.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1]. Целью инклюзивного образования является создание адаптивных условий для детей с ограниченными возможностями для получения ими образования, с учетом их индивидуальных особенностей.
В связи с тем, что специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день относительно немного, интегративная работа с данной категорией обучающихся в государственных образовательных учреждениях приобретает особую актуальность. Выявленные направления изменения системы образования обучающихся с ограниченными возможностями позволяют определить следующие характеристики средств обучения: динамичность, мобильность, вариативность, интерактивность. Перечисленные средства предполагают возможность дистанционного обучения, динамичность чередования различных форм обучения – индивидуальной, фронтальной, групповой, позволяют плодотворно и комфортно организовать учебное время в разноуровневых коллективах, имеют направленность на личностный успех. Немаловажной характеристикой средств обучения является их открытость, посредством которой учитель может выбирать специфику наглядности материала, изменять уровень его сложности и функционал.
По мнению специалистов, для обеспечения комфортного образовательного пространства детей с ограниченными возможностями важно использовать комплексный характер и системность средств обучения, преемственность.
В коллективе, где обучаются «особенные дети» важно создать такие организационно педагогические условия развития личности, которые отвечали бы атмосфере их эмоционального комфорта, позволяли сотрудничать между собой, принимать особенности каждого члена детского коллектива, формировали у детей позитивную, социально-направленную учебную мотивацию. Педагогу не менее важно использовать только адекватные потребностям и возможностям данной категории детей современные технологии, методы, приемы и формы организации учебной работы.
В этой связи, особую актуальность приобретают образовательные ресурсы, предназначенные для детей с ограниченными возможностями. Рассмотрим специальные технологии, которые можно использовать детям с ограниченными возможностями.
Для детей с нарушениями зрения можно использовать устройства, позволяющие воспроизводить речь. Компьютер с помощью синтезатора речи воспроизводит слова, возникающие на экране монитора, распознает образы. В сочетании со специальным устройством вывода преобразует напечатанный текст в речь или в шрифт Брайля. Для этого существует специальный брайлевский дисплей. С помощью маленьких пластиковых штырьков обычные слова переводятся на азбуку Брайля. При касании на них ребенок может читать написанное или отдавать команды, набирать текст «слепым методом», набирать команды без помощи мыши – сразу с клавиатуры. К примеру, устройство экранного доступа – JAWS – позволяет озвучивать действия, вводимые с клавиатуры. Если нажать на определенную букву, компьютер произнесет ее звук. Если нажать на клавишу с определенной командой, синтезатор речи воспроизведет ее. Таким образом, детям с ограниченными возможностями без посторонней помощи можно писать программы для компьютера, разрабатывать базы данных, работать с текстовыми и табличными данными. Программа Zoom Text позволяет мышкой увеличивать объекты на экране монитора и работать c выделенными фрагментами. Детям с нарушением зрения на уроках информатики интересно будет использовать программу тренажер «Соло на клавиатуре». Данная программа предназначена для слепого десятипальцевого набора символов. Аналог «Соло на клавиатуре» – программа Typing Master, включает в себя несколько курсов. Touch Typing Course – курс, обучающий слепой машинописи. Speed Building Course – курс для наращивания скорости. Курс Numbers Course предлагает работу для набора верхнего цифрового ряда. Для слабовидящих детей также можно использовать карманный компьютер BrailleNote, в функции которого, кроме системы письма и чтения, входят возможности работы в Интернете, прослушивание музыки, синхронизация данных.
Глухонемым и слабослышащим детям можно порекомендовать программу синтезированной компьютерной речи Фонбластер. Программа предназначена для общения по телефону и содержит набор часто используемых слов в виде аудиофайлов. Таким образом, ребенок получает возможность общения по телефону голосом, заложенным в компьютер. Аналогичная программа «NTT DoCoMo», основанная на системе датчиков, регистрирующих движения мускулов щек и челюстей человека, позволит общаться только движением рта и языка. Существуют приложения для смартфонов ((VRS): Video Relay Service Relay Service, Purple VRS, Sprint VRS, IWRelay VRS.), предоставляющие субтитры к видеофильмам и обеспечивающие использование переводчика. Набрать глухим детям текст и перевести его речь помогут приложения Speak Manager, SKC Interpret и IP-Relay. Преимуществом этих приложений является возможность хранения наиболее используемых фраз.
Общению глухонемых детей хорошо способствуют электронная почта, текстовые и мультимедийные сообщения. С помощью программ Handcent SMS, Purple Mail, Google Voice ребенок получает возможность работать с электронной и голосовой почтой.
Детям, ограниченным в движениях, потерявших подвижность рук, в значительной степени могут помочь специальные клавиатуры и мыши манипуляторы. С помощью сенсорных клавиш можно использовать практически все возможности компьютера. Функции компьютерной мыши может выполнять компьютерный роллер. Данное устройство обладает функцией беспроводного соединения с компьютером. Работает в радиусе действия
Обобщая выделенные тенденции, можно сделать вывод, что имеющиеся компьютерные технологии и информационные системы диктуют отправные точки в применении специализированных средств обучения детей с ограниченными возможностями, а также, необходимость поиска новых возможностей образовательных ресурсов.
1. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii / Materialy proekta «Obrazovanie, blagopoluchie i razvivayuschayasya ekonomika Rossii, Brazilii, Yuzhnoy Afriki» // http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/ issue/36287_full. Shtml