СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор исследует проблему образовательных ресурсов в инклюзивном образовании. О способах обеспечения комфортного образовательного пространства детей с ограниченными возможностями предлагаемая статья.

Ключевые слова:
дети ограниченными возможностями, инклюзивное образование, организационно педагогические условия развития личности.
Текст

 

На сегодняшний день количество детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями в нашей стране достаточно велико. Вызывает тревогу тот факт, что их количество не уменьшается. Одним из приоритетных направлений процесса модернизации системы образования в России является инклюзивное обучение.

К категории с ограниченными возможностями относятся дети с временными задержками развития, возникшими в результате педагогической или психической депривации. Такие учащиеся требуют адаптированных к их возможностям программ обучения, так как имеют различные, как по степени,  так и по характеру выраженности, нарушения в развитии. 

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потреб­ностями [1]. Целью инклюзивного образования является создание адаптивных условий для детей с ограниченными возможностями для получения ими образования, с учетом их индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день относительно немного, интегративная работа с данной категорией обучающихся в государственных образовательных учреждениях приобретает особую актуальность. Выявленные направления изменения системы образования обучающихся с ограниченными возможностями позволяют определить следующие характеристики средств обучения: динамичность, мобильность, вариативность, интерактивность. Перечисленные средства предполагают возможность дистанционного обучения, динамичность чередования различных форм обучения – индивидуальной, фронтальной, групповой, позволяют плодотворно и комфортно организовать учебное время в разноуровневых коллективах, имеют направленность на личностный успех. Немаловажной характеристикой средств обучения является их открытость, посредством которой учитель может выбирать специфику наглядности материала, изменять уровень его сложности и функционал.
          По мнению специалистов, для обеспечения  комфортного образовательного пространства детей с ограниченными возможностями важно использовать комплексный характер и системность средств обучения, преемственность.

В коллективе, где обучаются «особенные дети» важно создать такие организационно педагогические условия развития личности, которые отвечали бы атмосфере их эмоционального комфорта, позволяли сотрудничать между собой, принимать особенности каждого члена детского коллектива, формировали у детей позитивную, социально-направленную учебную мотивацию. Педагогу не менее важно использовать только адекватные потребностям и возможностям данной категории детей современные технологии, методы, приемы и формы организации учебной работы.

В этой связи, особую актуальность приобретают образовательные ресурсы, предназначенные  для детей с ограниченными возможностями. Рассмотрим специальные технологии, которые можно использовать детям с ограниченными возможностями.

Для детей с нарушениями зрения можно использовать устройства, позволяющие воспроизводить речь. Компьютер с помощью синтезатора речи воспроизводит слова, возникающие на экране монитора, распознает образы. В сочетании со специальным устройством вывода преобразует напечатанный текст в речь или в шрифт Брайля. Для этого существует специальный брайлевский дисплей. С помощью маленьких пластиковых штырьков обычные слова переводятся на азбуку Брайля. При касании на них ребенок может читать  написанное или отдавать команды, набирать текст «слепым методом», набирать команды без помощи мыши – сразу с клавиатуры.  К примеру, устройство экранного доступа – JAWS – позволяет озвучивать  действия, вводимые с клавиатуры. Если нажать на определенную букву, компьютер произнесет ее звук. Если нажать на клавишу с определенной командой, синтезатор речи воспроизведет ее. Таким образом, детям с ограниченными возможностями без посторонней помощи можно писать программы для компьютера, разрабатывать базы данных, работать с текстовыми и табличными данными.  Программа Zoom Text позволяет мышкой увеличивать объекты на экране монитора и работать c выделенными фрагментами. Детям с нарушением зрения на уроках информатики интересно будет использовать программу  тренажер «Соло на клавиатуре». Данная программа предназначена для слепого десятипальцевого набора символов. Аналог «Соло на клавиатуре» – программа Typing Master, включает в себя несколько курсов. Touch Typing Course – курс, обучающий слепой машинописи. Speed Building Course – курс для наращивания скорости. Курс Numbers Course предлагает работу для набора верхнего цифрового ряда. Для слабовидящих детей также можно использовать карманный компьютер BrailleNote, в функции которого, кроме  системы письма и чтения, входят возможности работы в Интернете, прослушивание музыки, синхронизация данных.  

Глухонемым и слабослышащим детям можно порекомендовать программу синтезированной компьютерной речи Фонбластер. Программа предназначена для общения по телефону и содержит  набор часто используемых слов в виде аудиофайлов. Таким образом, ребенок получает возможность общения по телефону голосом, заложенным в компьютер. Аналогичная программа «NTT DoCoMo», основанная на системе датчиков, регистрирующих движения мускулов щек и челюстей человека, позволит общаться только движением рта и языка. Существуют приложения для смартфонов ((VRS): Video Relay Service Relay Service, Purple VRS, Sprint VRS, IWRelay VRS.), предоставляющие субтитры к видеофильмам и обеспечивающие использование переводчика. Набрать глухим детям текст и перевести его речь помогут приложения Speak Manager, SKC Interpret и IP-Relay. Преимуществом этих приложений является возможность хранения наиболее используемых фраз.

Общению глухонемых детей хорошо способствуют электронная почта,  текстовые и мультимедийные сообщения. С помощью программ Handcent SMS,  Purple Mail, Google Voice  ребенок получает возможность работать с электронной и голосовой почтой.

Детям, ограниченным в движениях, потерявших подвижность рук, в значительной степени могут помочь специальные клавиатуры и мыши манипуляторы. С помощью сенсорных клавиш можно использовать практически все возможности компьютера. Функции компьютерной мыши может выполнять  компьютерный роллер.  Данное устройство обладает функцией беспроводного соединения с компьютером. Работает в радиусе действия  12 метров.  Для управления курсором служит шарик роллера, на котором имеются  три кнопки. Левая и правая кнопки выполняют функции обычной мыши, верхняя кнопка позволяет выделять текст и определенные предметы.  

Обобщая выделенные тенденции, можно сделать вывод, что имеющиеся компьютерные технологии и информационные системы диктуют отправные точки в применении специализированных средств обучения детей с ограниченными возможностями, а также, необходимость поиска новых возможностей образовательных ресурсов.

 

Список литературы

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России / Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии, Южной Африки» // http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/ issue/36287_full. Shtml

Войти или Создать
* Забыли пароль?