METHODOLOGY AND PRACTICE OF THE HUMANITARIAN-PROJECT APPROACH TO EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the author considers the modern professional standard of the teacher in connection with the adoption of new FSES, the tool for its implementation in practice - mastering the culture of design. The levels of subjectivity of the teacher in the activities adopted in the humanitarian-project approach are presented, and one of the ways of its development is the experimental and experimental activity of teachers.

Keywords:
project culture, FSES of general education, system-activity approach, humanitarian-project approach, activity positions, teacher's professional standard, experimental site.
Text

В настоящее время исследователи и практики российской системы образования формулируют ряд проблем. «В сегодняшней социальной реальности педагогике, которая стремится к целостному постижению и воспроизведению человека, становятся тесными традиционные рамки государственно-тотального детерминизма, педагогического рационализма, обезличенных дидактических и методических систем. Ей нужна интеграция с гуманитарными сферами человеческого бытия: с искусством, религией, этнокультурой и менталитетом, с системой языка, личного жизненного опыта педагога и воспитуемых и структурирование на этой основе метапредметного педагогического знания» [6].

Несколько проблем российской системы образования, формулируемых самими педагогами на проводимых нами курсах повышения квалификации, – отсутствие в основной массе педагогов понимания смысла новых государственных стандартов, неприятие многими из них (особенно в административных командах) сущности субъектного подхода, отсутствие готовности к переосмыслению и переформатированию своей деятельности в контексте вводимой деятельностной парадигмы образования.

Овладение проектной культурой субъектами образования – не панацея от всех бед, но возможность существенно снизить риски, возникающие вследствие ряда причин:  некомпетентного введения ФГОС, не поддерживаемого дидактической и методической базой;  недостатка ресурсов; выгорания педагогических кадров; потери смысла образовательной деятельности в привычной большинству информационно-знаниевой парадигме и мн. др. [7]. К тому же,  инициатором своего саморазвития (как это предписано ФГОС) ученик может стать только при условии наблюдения в своей жизни образцов такого поведения у взрослых. Наличие среди значимых для ребенка людей личностей, способных к проектированию своей деятельности, к деятельностным кооперациям, к ответственной  реализации в своей жизни значимых ценностей делает возможным формирование таких качеств и у него.

В настоящее время структуру профессионального стандарта педагога (принятого с 01.01.2017) определяют две обобщенные составляющие: базовая (обучение, воспитание, развитие учащихся) и дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

В воспитательной деятельности педагогу  предписано осуществление, в числе прочих, следующих трудовых действий:

  • постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
  • создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде [8].

Реализация заявленных в стандарте  целей довольно  затруднительна, если педагог не в состоянии освоить позицию проектировщика.

Потеря смысла пребывания в школе – основная проблема для учащихся и их родителей на сегодняшний день. Дети не хотят тратить свое время на пустопорожнее врямяпровождение, которое не ведет к их развитию, и они в этом правы. Классный руководитель  –  одна из основных фигур, которая может изменить в школе эту ситуацию. Развивающий характер образования в определяющей мере зависит не только от профессиональной компетенции учителя, а, в определяющей степени, от его субъектной позиции [5].

Классному руководителю необходимо представлять смысл своей работы, уметь четко формулировать цели и задачи своей деятельности,  донести их (или совместно выработать) до различных кооперантов  (учеников, родителей,  учителей-предметников, администрации и т.д.), обладать твердым ценностным ядром, чтобы  не становиться жертвой манипулирования окружающих.  Овладение проектной культурой – основной на сегодняшний день механизм развития педагогической деятельности и ее субъектов.

Произведем анализ необходимых проектных умений педагога, исходя из системодеятельностного подхода, являющегося в настоящее время основанием для введения ФГОС нового поколения основного общего образования.

Согласно данному подходу в образовании, человеческая личность  существует в четырех пространствах – деятельностном, коммуникативном, мыслительном, личностно-ценностном. Готовность к осуществлению деятельности классного руководителя  на современном этапе  – это готовность осуществлять  свою деятельность в проектном режиме, поэтому выделяемые нами компоненты данной готовности – личностный, технологический, организационный, когнитивный [2].

Педагог, развиваясь как субъект педагогической деятельности, проходит несколько этапов, поэтому мы выделяем (довольно грубо) три уровня деятельностной позиции – исполнительский, организационно-деятельностный и новаторский.

        Компоненты

Уровни

личностный

технологический

организационный

когнитивный

Исполнительский

Понимает смысл своей профессиональной деятельности; но не ориентирован на ее развитие

Владеет технологиями анализа деятельности

Рабочая группа

Репродуктивное (воспроизводя-

щее) мышление

Организационно-деятельностный

Ориентирован на сознательное развитие системы деятельности в рамках научной (культурной) традиции

Владеет технологиями проектирования - средствами выявления и решения проблем

Проектная команда

Эвристичное (поисковое) мышление

Инновационная

Ориентирован на саморазвитие с целью создания своей авторской концепции

Освоены средства научного исследования и методы генерации идей

Сетевые кооперации

Креативное (творческое) мышление

 

Для функциональной позиции «классный руководитель» расшифровка этой таблицы будет выглядеть следующим образом. Педагог  исполнительского уровня понимает нормы осуществления  деятельности (знает нормативные документы, устав ОУ, этические нормы педагогической деятельности), но действует чаще всего по заданию или по приказу руководства, не проявляя инициативы. Способ организации детей или кооперации с коллегами – рабочая группа, не предполагающая организацию мыслительного этапа, а только подбор функциональных позиций по осуществлению необходимой деятельности. Как правило, активность детей и их руководителя не выходит за пределы школьного здания и возможностей, предоставляемых ближайшим окружением. Репродуктивное мышление подразумевает действия по уже отработанному шаблону; планы и мероприятия по воспитательной работе в  классе не меняются на протяжении нескольких лет, итоги не подводятся, самостоятельные цели не ставятся, результаты не рефлексируются.

Представители «организационно-деятельностной» позиции являются носителями социально-культурного проекта: педагогических традиций или научных школ (например, гуманно-личностная педагогика, школа диалога культур, школа Монтессори, мыследеятельностная педагогика и др.). Соответственно, у педагога сформирован образ выпускника, как носителя определенного набора качеств личности,  к формированию которого он стремится, создавая для своих воспитанников соответствующую развивающую среду. Тогда  воспитательная работа в классе строится в проектном режиме соответствии с поставленными целями. Классный руководитель в таком классе – соорганизатор совместной воспитательной деятельности с коллегами, учащимися, родителями. Его активность выходит за пределы образовательного учреждения, он активно использует ресурсы города, культурных заведений, часто находит кооперантов по решению волнующих его вопросов воспитания, создавая проектные команды. Эвристичный стиль мышления предполагает постоянную рефлексию своей практической деятельности и поиск возможностей ее улучшить, оптимизировать, сделать более эффективной.

И, наконец, представитель инновационной позиции – это деятель, который существует в постоянно-проблемном режиме и, благодаря этому,  сам находится в развитии.  Он осознает недостатки социально-культурного проекта, который не может функционировать вечно, а обязательно проходит кризисы в своем развитии. Инноватор в таких случаях пытается выйти «вовне» и, организуя внешнее, сетевое взаимодействие с носителями других проектов осваивает ценности и способы действия других традиций. Креативность мышления и овладение технологиями генерации идей (например, «мозговой штурм» или научный семинар, коллективная мыслительная деятельность) позволяет ему создать конфигуратор, объединяющий ценности двух (иногда и более) проектов.  Это зачастую  проблематизирует окружающих, но заставляет самоопределяться и выходить в деятельностную активность.

От того, какой уровень позиции в образовательном учреждении является превалирующим, в некоторой степени зависит и  тип выпускника, присущий ему уровень субъектности в своей жизни и будущей деятельности. «Чтобы воспитывать креативную личность, образование само должно стать креативным» [6]. Очевидно, что «исполнитель» вряд ли в состоянии воспитать «инновационную личность», как того требует социальный заказ современного информационного общества и разумной группы родителей,  думающих об уровне образования своих детей.

Развитие педагогической  позиции можно организовывать в различных формах инновационного образования взрослых, основанных на осмыслении и конструировании ими собственного опыта [4], наиболее эффективная из них – осуществление экспериментальной деятельности, в частности, по введению деятельностного содержания образования [3] (нами приведены данные об эффективности такой работы в предыдущем выпуске данного журнала).

Как на практике возможно проектирование деятельности классного руководителя показывает опыт работы педагогов – исследователей экспериментальной площадки (ЭП) «Методологическое обеспечение применения метода проектов в образовательном процессе»  Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

 

Эффективный классный руководитель. Из опыта работы

Роль классного руководителя в современных детских коллективах поистине ключевая. Это, конечно, не только возможности управления коллективом, но и колоссальная ответственность, прежде всего моральная.

И конечно, такая сложная и тонкая работа должна быть достойно оценена. Как для администратора, для меня первоочередная задача – грамотно подойти к измерению эффективности воспитательной деятельности педагогов комплекса. Только вот показатели эффективности классного руководителя  оказалось сформулировать очень непросто.

И это понятно. Результаты работы классного руководителя в основном находятся в области личностных результатов образования. А эти результаты плохо поддаются измерению. Вместе с тем, их роль огромна, и со временем она только растет. Поэтому подходы к их измерению приходится находить. Причем интуитивно коллеги видят, кто действительно эффективный руководитель класса. Работа с классом видна, она отражается и на учебных успехах, и на отношении к учителям, и на участии класса в социально значимых общих делах. При этом ясно, что важно не столько то, что делает классный руководитель, сколько то, как он это делает.

Важно ездить на экскурсии? Важно. Хотя,  смотря зачем. Если это случайный выезд – одно, а если классный руководитель в этом выезде видит задачу для развития класса, то другое. Но тогда ребята будут привлечены к проектированию поездки и будут готовиться к ней; экскурсия будет содержательно выстроена вокруг важных для ребят задач, а значит, будут обеспечены темы для содержательного общения между детьми на культурно значимом материале; будет связь с предыдущим и следующим выездом; после возвращения материалы поездки будут использоваться для творчества, проектирования, исследования. Поэтому просто наличие экскурсионной работы – это сомнительный критерий эффективности. А её осмысленность сложно изменить.

Вообще, проводимые мероприятия – не показатель эффективности, потому что он может провоцировать имитацию и не гарантирует результат.

С целью определения показателей эффективности деятельности КР мы проанализировали опыт классного руководства и пришли к выводу, что главный залог успеха – это управленческая позиция классного руководителя как автора, проектировщика сообщества класса. Для этого ему нужно провести анализ ситуации: каков достигнутый уровень учеников, каковы проблемы, каковы ресурсы школы и города для решения поставленных задач. Задач несколько: формирование учебного коллектива, сообщества класса (в котором для учеников ценно находиться), формирование деятельного отношения к своей учебе, выстраивание конструктивных отношений с одноклассниками и учителями, развитие культуры общения. Эти задачи эффективно решаются только тем учителем, у которого эта работа приведена в систему.

У эффективного классного руководителя есть план развития класса, в котором нет набора мероприятий, а есть система взаимосвязанных событий, направленных на решение педагогических  задач.  Программу развития класса мы составляем на период с 5 по 11 класс. Безусловно, в процессе работы она претерпевает изменения, но происходят они на основе анализа сложившейся ситуации.

Задача не просто выстроить траекторию для всего класса, а вовлечь в процесс реализации цели детей, родителей, учителей и администрацию, каждого на своём уровне. Классный руководитель инициирует проведение педагогических консилиумов, на которых обсуждается траектория развития каждого ученика. Привлекает родителей к участию в многолетнем проекте.

Классный руководитель должен обладать технологией проектирования, чтобы вести каждое направление своей работы как проект. Будь то образовательные выезды или посещение театров.

Выстраивая свою работу и осознавая степень своей ответственности за результат, я понимаю, что необходимо опираться на культурную традицию и использовать существующие технологии. Но важно делать это грамотно. Так, технология проектирования сама по себе большой помощник, если мы с вами не забываем о её основных этапах.

Проект включает в себя несколько этапов:

– анализ ситуации, составление плана, распределение обязанностей;

– реализация плана работы в различных формах;

– рефлексия опыта участия;

– представление результатов [1].

Важными принципами реализации проекта являются, во-первых, соблюдение  структуры проекта, не пропуская ни одного этапа, во-вторых, последовательное развитие проекта из года в год. Форм работы много, но в целях экономии времени я хочу остановиться на двух.

Одно из направлений работы, которое можно выстроить в проектной форме – образовательные выезды. Тогда у нас получится цикл поездок, объединенных единой темой и логикой ее раскрытия. 

Например, в моем классе реализован цикл образовательных выездов, объединенных темой «Русский север». Наша задача познакомиться с местами и событиями, описанными в Повести временных лет. В каждом из посещенных городов мы последовательно поднимаем культурные пласты от Древней Руси до современности. При этом важно, что последовательность экскурсий и интерактивных программ внутри выезда подчиняется хронологическому принципу: от ранней истории к современности. Большое значение имеет вечерняя программа, которая направлена на творческое осмысление увиденного днем или на подготовку следующего дня: если пойдём в Михайловское, значит, накануне будет увлекательная программа в стиле семейных усадебных вечеров с характерными для дворянской молодежи развлечениями: шарады, буриме. В последний день отъезда каждый участник поездки получает открытку, в которой все, кого он попросит, напишут ему пожелание или поделятся своим впечатлением. Шаг простой, но из года в год содержание и качество текстов улучшается, становится глубже. И ты не переживаешь за то, что дети напишут друг другу в выпускном альбоме. И тем более ты не переживаешь за их отношение к своей стране. Они её знают, они по землям её походили, с ключевыми точками истории России теперь связаны и их личные переживания, своими глазами увидели всё богатство, красоту и величие нашей страны.

Другое направление, которое я приведу в пример, – это система театральных выходов. Это не просто посещение театра, это образовательная программа, направленная на воспитание культуры постижения мира высокого искусства. Эта программа включает, в первую очередь, изучение истории театра, знакомство с разными театрами и разными направлениями в современном театральном искусстве. Кроме того, в театре есть возможность воплотить в жизнь правила этикета поведения и общения, это также небольшой текст на листе каждому в три предложения, который настраивает на просмотр постановки. Это беседа об увиденном после. И тогда в девятом классе ты уже слышишь: «Надо посмотреть "Ревизора" в Малом», хотя они его прошли год назад. Это и есть тот самый личностный результат.

Родители постоянные соавторы и участники проекта. По окончании любого мероприятия мы вместе собираемся за круглым столом. Смотрим фильм о поездке, созданный общими усилиями. Предметом встречи является обсуждение того, как меняются наши дети: какими они были в начале пути, какие качественные изменения произошли в каждом из них и в чем это заметно. Из этого складываются оценочные характеристики детей, с которыми знакомятся дети и родители. Так не только я, но и дети, родители, коллеги и руководитель видят результат.

Мы не стремимся придумать дополнительную нагрузку для классного руководителя. Наша задача – трансформировать богатый опыт в систему, которая приведёт к пониманию самых важных аспектов:

  1. чтобы воспитать личность классный руководитель должен обладать общей и педагогической (как ее компонентом – и проектной) культурой;
  2. чтобы передать эту культуру детям,  необходим определенный набор инструментов;
  3. результат  воспитательной деятельности можно не только видеть и фиксировать, но можно и нужно проектировать.
References

1. Alekseev N.G. Proektirovanie usloviy razvitiya refleksivnogo myshleniya / avtoref. diss. na soisk. uch. stepeni d. psihol.n. M.: Tipografiya MPGU, 2002. - 41 s.

2. Afanas'eva T.P., Maznichenko M.A., Tyunnikov Yu.S. /Nepreryvnaya podgotovka uchitelya k izmeneniyam v obrazovatel'noy sisteme // Nauka i shkola. - 2017. - № 3. - S. 84-92.

3. Gromyko Yu.V. Pedagogicheskie dialogi/ Istoriya razrabotki deyatel'nostnogo soderzhaniya obrazovaniya: Posobie dlya uchitelya / M.: Pushkinskiy institut, 2001.- 416 s.

4. Klarin M.V. Instrument innovacionnogo obrazovaniya: organizacionno-deyatel'nostnaya pedagogika// «Nepreryvnoe obrazovanie»: XXI vek., T. 13, №1, 2016.

5. Krasnov S.I. Proektirovanie traektorii professional'nogo samorazvitiya pedagoga na osnove transcendiruyuschego ponimaniya problemnyh situaciy//Cennosti i smysly. - 2017. - № 2. - S. 131-148.

6. Serikov V.V. Razmyshleniya o pedagogicheskoy nauke i praktike: vozmozhen li dialog?//Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2017. - № 3 (19). - S. 115-130.

7. Harisova L.A. Nepreryvnoe obschee obrazovanie: problemy i faktory razvitiya//Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. Maykop, - 2017. - №1 (193). - S. 57-61.

8. Ministerstvo truda i social'noy zaschity. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')". PRIKAZ ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n.

Login or Create
* Forgot password?