Abstract and keywords
Abstract (English):
Scientific, scientific-pedagogical, and organizational- pedagogical activity of head of «Engineering Graphics» chair of Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies professor E.K. Voloshin-Chelpan is considered. This paper also treats of his father — the creator of the first in the world tank diesel V-2. Life and work of his farther have had a decisive influence on the fate of Eduard Konstantinovich.

Keywords:
diesel, tank, vibrocompression, powder materials, batcher, deaggregator, vibropress, educational process, descriptive geometry, engineering graphics, computer graphics, academic competitions on graphics disciplines.
Text

Доктор технических наук, профессор Эдуард Константинович Волошин-Челпан (15.04.1934–18.08.2007) работал заведующим кафедрой «Инженерная графика» Московского государственного университета тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) с января 1982 по август 2007 г. Эдуард Константинович (рис. 1) родился в Харькове в семье служащих. На этой стандартной строчке в биографии многих людей стоит остановиться подробнее, поскольку трагическая судьба семьи Эдуарда Константиновича во многом определила его собственную судьбу.

Отец и созданный им дизель В-2

Отец Эдуарда Константиновича — Константин Федорович Челпан (рис. 2) прожил короткую, но очень яркую жизнь. Талантливый инженер, к моменту рождения сына он занимал высокий пост на крупнейшем в Харькове промышленном предприятии — Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна: был руководителем дизельного отдела. Кроме того, он преподавал в Харьковском технологическом институте — читал курсы лекций по теплотехнике, двигателям внутреннего сгорания, бескомпрессорным дизель-моторам.

К.Ф. Челпан был разработчиком первого в мире дизельного танкового двигателя.

Константин Федорович родился в 1899 г. в греческой семье. Греки издавна жили на территории России, в основном на побережье Азовского моря. Позднее заселили значительную часть территории Украины, поэтому их стали называть «греками Украины». Отец Константина Федоровича — Федор Михайлович был зажиточным крестьянином, землевладельцем, прекрасным плотником.

После окончания реального училища, приняв участие в боевых действиях на фронтах гражданской войны, Константин Федорович в 1919 г. поступает учиться в Харьковский технологический институт, который заканчивает в 1924 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания». По окончании института его принимают на работу инженером-конструктором в конструкторское бюро отдела дизельных двигателей Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна. Молодой инженер с огромным энтузиазмом вникает во все подробности и особенности работы дизелей и их конструирования. На ХПЗ существовали традиции дизельного производства, начавшегося еще в дореволюционный период. Завод выпускал судовые (для буксиров) и стационарные «нефтянки» для промышленности, двигатели для тракторов. Однако это были тяжелые и тихоходные моторы. Ознакомившись с технической документацией дизелей, их техническими параметрами, Константин Федорович предпринимает попытки создать новый двигатель.

References

1. Voloshin-Chelpan E.K. Issledovanie protsessa vibratsionnogo pressovaniya poroshkovyh materialov. Dokt. Diss. [Investigation of the process of vibrating compac-tion of powder materials. Dokt. Diss.]. Moscow, 1996.

2. Voloshin-Chelpan E.K. Teoreticheskie osnovy razrabotka i vnedrenie tekhnologii vibratsionnogo formovaniya izdeliy iz poroshkovyh materialov. Doct. Diss. [Theoretical foundations, development and implementation of technology of vibration molding of articles from powder materials. Doct. Diss.]. Moscow, 1992.

3. Voloshin-Chelpan E.K. Nachertatelinaya geometriya. Inzhenernaya grafika [Descriptive Geometry. Engineering Graphics.] Moscow: Akademicheskiy proekt, Publ., 2009.

4. Guderian G. Vospominaniya soldata [Memories of a soldier]. Rusich, 2004.

5. Zaharova G.M. Delo K.F. Chelpana [Deal of K.F. Chelpan]. Mariupol´: Priazovskiy rabochiy Publ., 2000.

6. Kolomiets M.V. Legkie tanki BT. Letayushchiy tank 1930-h gg. [Light tanks BT. Flying Tank of 1930]. Yauza, Strategia KM, Eksmo Publ., 2007.

Login or Create
* Forgot password?