УЧЕНЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается научная, научно-педагогическая и организационно-педагогическая деятельность заведующего кафедрой «Инженерная графика» МИТХТ имени М.В. Ломоносова профессора Э.К. Волошина-Челпана. Рассказывается о его отце — создателе первого в мире танкового дизеля В-2. Жизнь и работа отца оказали определяющее влияние на судьбу Эдуарда Константиновича.

Ключевые слова:
дизель, танк, вибропрессование, порошковые материалы, дозатор, дезагрегатор, вибропресс, учебный процесс, начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика, олимпиады по графическим дисциплинам.
Текст

Доктор технических наук, профессор Эдуард Константинович Волошин-Челпан (15.04.1934–18.08.2007) работал заведующим кафедрой «Инженерная графика» Московского государственного университета тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) с января 1982 по август 2007 г. Эдуард Константинович (рис. 1) родился в Харькове в семье служащих. На этой стандартной строчке в биографии многих людей стоит остановиться подробнее, поскольку трагическая судьба семьи Эдуарда Константиновича во многом определила его собственную судьбу.

Отец и созданный им дизель В-2

Отец Эдуарда Константиновича — Константин Федорович Челпан (рис. 2) прожил короткую, но очень яркую жизнь. Талантливый инженер, к моменту рождения сына он занимал высокий пост на крупнейшем в Харькове промышленном предприятии — Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна: был руководителем дизельного отдела. Кроме того, он преподавал в Харьковском технологическом институте — читал курсы лекций по теплотехнике, двигателям внутреннего сгорания, бескомпрессорным дизель-моторам.

К.Ф. Челпан был разработчиком первого в мире дизельного танкового двигателя.

Константин Федорович родился в 1899 г. в греческой семье. Греки издавна жили на территории России, в основном на побережье Азовского моря. Позднее заселили значительную часть территории Украины, поэтому их стали называть «греками Украины». Отец Константина Федоровича — Федор Михайлович был зажиточным крестьянином, землевладельцем, прекрасным плотником.

После окончания реального училища, приняв участие в боевых действиях на фронтах гражданской войны, Константин Федорович в 1919 г. поступает учиться в Харьковский технологический институт, который заканчивает в 1924 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания». По окончании института его принимают на работу инженером-конструктором в конструкторское бюро отдела дизельных двигателей Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна. Молодой инженер с огромным энтузиазмом вникает во все подробности и особенности работы дизелей и их конструирования. На ХПЗ существовали традиции дизельного производства, начавшегося еще в дореволюционный период. Завод выпускал судовые (для буксиров) и стационарные «нефтянки» для промышленности, двигатели для тракторов. Однако это были тяжелые и тихоходные моторы. Ознакомившись с технической документацией дизелей, их техническими параметрами, Константин Федорович предпринимает попытки создать новый двигатель.

Список литературы

1. Волошин-Челпан Э.К. Исследование процесса вибрационного прессования порошковых материалов: Автореф. дис. … канд. техн. наук. М., 1966.

2. Волошин-Челпан Э.К. Теоретические основы, разработка и внедрение технологии вибрационного формования изделий из порошковых материалов: Автореф. дис. … д-ра техн. наук. М., 1992.

3. Волошин-Челпан Э.К. Начертательная геометрия. Инженерная графика. М.: Академический проект, 2009.

4. Гудериан Г. Воспоминания солдата. М.: Русич, 2004.

5. Захарова Г.М. Дело К.Ф. Челпана. Мариуполь: Приазовский рабочий, 2000.

6. Коломиец М.В. Легкие танки БТ. Летающий танк 1930-х. М.: Яуза, Стратегия КМ, ЭКСМО, 2007.

Войти или Создать
* Забыли пароль?