Moscow, Russian Federation
The article reveals the peculiarities of the formation of student self-government in foreign and domestic pedagogy up to the 1920s XX century. The main tendencies of the development of the idea of student self-management in the pedagogical activity of A.S. Makarenko are considered.
student self-management, collective, individual, personality, pedagogical collective, goals and tasks of upbringing, pedagogy of parallel action, labor education.
В современной России интерес к проблематике усиления воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений неуклонно возрастает. Это связано с необходимостью применения принципов гуманизации и демократизации в управлении школьными коллективами. Важным элементом демократизации, а также показателем уровня правовой культуры общества является право учащихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Процесс возникновения и эволюции ученического самоуправления в образовательных учреждениях от момента его возникновения до его развития в педагогической практике А.С. Макаренко представлен нами в первой главе («Становление ученического самоуправления в зарубежной и отечественной педагогике и его развитие в педагогической деятельности А.С. Макаренко») кандидатской диссертации на тему: «Развитие идеи ученического самоуправления в педагогическом наследии А.С. Макаренко».
Ретроспективный педагогический анализ данной проблемы позволил выявить основные тенденции развития ученического самоуправления в зарубежной и отечественной педагогике и их особенности в различные исторические периоды. Исследование показало, что элементы ученического самоуправления как социально-педагогического явления зародились в Европе в XVI в. Его основная целевая установка заключалась в поддержании и укреплении дисциплины силами учащихся. В XVIII – начале ХIХ вв. в сословных школах Западной Европы (Школы М. Планты в Швейцарии, Зальцмана в Германии, Базедова в Дессау, Ф. Фелленберга в Швейцарии (XVIII в.) и др. детское самоуправление, используя принципы ответственности, самодеятельности, иерархической подчиненности, организуется как школьная конституционная монархия. Оно продолжает использоваться педагогами как средство наведения порядка и для формирования определенных качеств детей – будущих управленцев [4]; [5]; [7]; [8]; [16]; [21] и др.
После французской революции идеи детского самоуправления развивались в сочинениях И.Г. Песталоцци, Ш. Фурье и др.: [20]; [24], но анализ исторических источников позволяет констатировать факт отсутствия определенной структуры, приемов и методов организации ученического самоуправления в опыте деятельности педагогов вплоть до начала XIX в.
Дальнейшее развитие ученического самоуправления в Европе и Америке XIX – начала ХХ вв. продолжилось в деятельности «новых школ» и «трудовых школ», где оно выступало в качестве средства подготовки детей к деятельности в условиях капиталистического производства. Основными особенностями указанного периода были принципы самоуправления: демократии, выборности, полного равенства учителя и ученика; организация единого коллектива взрослых и детей. В «трудовых школах» ученическое самоуправление рассматривалось лишь в сочетании с общественно-полезной трудовой деятельностью.
Обращение к западноевропейскому педагогическому опыту в начале XVIII в. привело к появлению элементов ученического самоуправления и в деятельности ряда образовательных учреждений России (духовные семинарии, кадетские корпуса и др.). Вторая половина XIX в. характеризуется гуманизацией образовательной среды и оптимизацией содержания духовно-нравственного воспитания. В конце ХIХ в. элементы ученического самоуправления отмечались в деятельности педагогов-гуманистов, таких как: В.И. Обреимов (Екатеринбургская мужская гимназия,
В 1900–1905 гг., возникающие в средних школах кружки и объединения, вели борьбу за изменение режима школы и за введение школьного самоуправления [24]. По мнению С. Белоусова, период Первой русской революции 1905–1907 гг. и Первой мировой войны 1914–1917 гг. отмечен развитием ученического самоуправления, которое принимало разнообразные формы и организовывалось для борьбы со школьной администрацией [9].
Важный вклад в разработку теории ученического самоуправления в России внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель и др., а после революции
После революции началось построение российского типа школьного самоуправления в трудовых школах, особенностью которого стал провозглашенный принцип коллективизма. Коллектив рассматривался как необходимая среда для развития личности ребенка, а школьное самоуправление формировалось в контексте связи с жизнью и трудовой деятельностью.
Вместе с тем, слабая теоретическая база и недостаточно определенная сущность ученического самоуправления первых постреволюционных лет в России привели к тому, что организуемое по западному образцу самоуправление в школах развивается слабо, «…и выливается при этом часто в уродливые, извращенные формы» [1, C. 53].
Идеи ученического самоуправления получили дальнейшее развитие в педагогическом опыте А.С. Макаренко.
Анализ трудов известных зарубежных и отечественных педагогов позволил выявить следующие теоретические положения в области ученического самоуправления, которые нашли применение и получили развитие в деятельности А.С. Макаренко: связь детского самоуправления с гармоничным развитием личности ребенка (через применение следующих методов воспитания: ежедневные «упражнения в добродетели», общественно-полезные дела, методы создания воспитывающих ситуаций, обсуждение вопросов школы, самостоятельное принятие решений и их выполнение (опыт И. Песталоцци); задача школы – научить ребенка жить в обществе, поэтому необходимо создание детско-взрослой общины, функционирующей на принципах партнерства и сотрудничества (Д. Дьюи); рассмотрение ученического самоуправления в сочетании с общественно-полезной трудовой деятельностью (Г. Кершенштейнер); приоритет воспитания перед обучением; для создания сплоченного коллектива нужно создать крепкое ядро (К.Д. Ушинский); отношения между детьми должны устанавливаться на основе товарищества (П.Ф. Каптерев); свободная школа не может быть создана без участия самих детей; дети организуются на началах самоуправления (К.Н. Вентцель); развитое детское самоуправление способствует формированию общественного мнения, как важного воспитательного средства (В.П. Вахтеров); воспитательная направленность труда, единый коллектив взрослых и детей (опыт С.Т. Шацкого и организаторов Болшевской коммуны) и др.
Организация воспитания как разносторонней жизнедеятельности воспитательного коллектива, функционирующего на идее ученического самоуправления, – становится центральным принципом в деятельности Макаренко.
Системообразующим элементом педагогической системы Макаренко выступает цель как идеальное представление результатов деятельности. Первоначальная цель – перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей – сформулировала идею единства воспитания и жизни.
Считая коллективное самоуправление важным компонентом педагогической системы, А.С. Макаренко определил его педагогическую сущность как форму организации жизнедеятельности коллектива. Самоуправление выступает и как важнейшее средство воспитательного влияния на целый коллектив и отдельную личность.
Макаренко рассматривал ученическое самоуправление как составное звено «воспитательного коллектива». Воспитательный коллектив, по мнению педагога, есть разновидность трудового коллектива, интересы которого неразрывно связаны с интересами всего общества. Введенный педагогом «первичный коллектив» служит связующим звеном между личностью и обществом и, впервые в отечественной педагогике, коллектив рассматривается как объект и субъект воспитания. Воспитательные функции первичного коллектива, по мысли Антона Семеновича, проявляются только при функционировании коллектива на принципах самоуправления. Система самоуправления строится по типу демократического централизма и подчиняется принципам ответственной зависимости и полномочий.
Исследователи творчества А.С. Макаренко указывают на то, что формирование и развитие коллектива в колонии имени М. Горького прошли три этапа:: начальный этап – 1920–1923 гг.; второй этап – 1924–1926 гг.; третий (высший) этап – 1926–1928 гг. Каждому этапу свойственны определенные воспитательные цели, формы и содержание работы по организации коллектива и самоуправления в нем. Система самоуправления в коллективе колонии также создавалась поэтапно, параллельно с развитием взглядов педагога на цели воспитания, обусловленные требованием времени и развитием воспитательного коллектива.
Целью воспитательной работы на начальном этапе формирования коллектива и самоуправления в нем стало перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, создание новых ценностей, новой морали. Здесь Макаренко впервые прогнозирует планируемые результаты – качества «социально вместимого» человека. Цели педагогической деятельности определялись педагогом на уровне обыденного сознания, исходя из конкретных условий жизни.
Цель определила задачи: преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого путем создания воспитывающей среды – коллективной общины. Основным методом становится метод организации и работы воспитательного коллектива, а важнейшим средством – коллективное самоуправление. В эти годы в деятельности А.С. Макаренко были сделаны первые шаги и заложены теоретические основы становления воспитательного самоуправляющегося коллектива; введены первичные коллективы, построенные по производственному признаку. Главными особенностями коллектива колонии имени А.М. Горького, в отличие от коллективов зарубежных школ и школ России дореволюционного периода, были: определение коллектива как единого целого, как детско-взрослого коллектива, функционирующего по единым правилам; полное равноправие детей и взрослых; реальные права ученического самоуправления, закрепленные в Конституции колонии; рассмотрение ученического самоуправления как одного из важных средств воспитания. Органы ученического самоуправления назначались педагогами, педагоги руководили органами самоуправления сами, затем – через уполномоченных от детского коллектива. Функциями ученического самоуправления на данном этапе являлись бытовые и хозяйственные дела – организация самообслуживания и производительного труда; в основу деятельности органов самоуправления заложен принцип полномочий.
В 1920-е годы, впервые в нашем Отечестве, в колонии имени А.М. Горького создана модель демократической организации жизни, главными элементами которой являлись: самоуправление, конституция коллектива, система требований к личности, тон и стиль жизни, этика и характер отношений в коллективе, ответственность и дисциплина.
Второй этап развития коллектива и ученического самоуправления (1924–1926 гг.) характеризуется развитием взглядов А.С. Макаренко на цели воспитания, которые педагог ставил, исходя из требований и возможностей общества и состояния воспитанников. Первоначально отрицая воспитание «гармонической личности» как недостижимую и абстрактную цель, А.С. Макаренко определяет программу-минимум: воспитание здорового и трудоспособного гражданина, дисциплинированного, политически грамотного, обладающего определенными полезными качествами личности. Задачами данного этапа становятся «воспитание сознания» и формирование правильных привычек и поведения через упражнения. Это способствует дальнейшему развитию идеи ученического самоуправления: происходит расширение структуры первичных коллективов (вводятся сводные отряды); органы самоуправления избираются коллективом; педагогическое управление реализовывается посредством воздействия через коллектив – «педагогика параллельного действия»; происходит расширение средств (библиотеки, переписка с А.М. Горьким, товарищеский суд, клубная работа, эстетическое воздействие, символы, спорт и др.) и методов (контроля: требования, наказания, поощрения; «преподавание теории морали»; общественное мнение и др.) воспитательной работы.
Целевая установка воспитания опосредует и расширение функций самоуправления (добавляются функции участия в дежурствах по колонии и организация работы мастерских). В дальнейшем педагог планировал придать колонии формы крупного сельского и промышленного хозяйства, чтобы жизнь и работа в колонии дала возможность развиваться разным способностям воспитанников. В развитие идеи ученического самоуправления и в построении воспитательной системы А.С. Макаренко просматривается влияние идей правоведа-психолога Л.И. Петражицкого о переживании права (эмоции долга) [13].
Дальнейшему совершенствованию системы самоуправления способствовали различные приемы и методы: развитие хозяйства и коллективное управление им; выход за рамки колонии; накопление традиций, использование педагогами метода параллельного действия и опора на ученический актив в решении воспитательных задач и др.
Макаренко писал о необходимости педагогического руководства деятельностью ученического самоуправления, которое заключалось в: создании условий для роста и развития коллектива; в создании актива; в работе педагогов по формированию общественного мнения; в педагогике «параллельного действия» (незаметном воздействии на личность через коллектив); в создании воспитывающих ситуаций с целью тренировки поведения; в создании юридического обоснования деятельности ученического самоуправления; в обучении воспитанников функциям управления.
Развитие идеи ученического самоуправления А.С. Макаренко обусловлено развитием его взглядов на проблему постановки воспитательной цели. Изменение взглядов на цели воспитания определяло и генезис содержания, принципов и функций ученического самоуправления.
На третьем этапе развития коллектива, вплоть до ухода Макаренко из коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в 1935 г., коллектив стал сильным воспитательным средством, поэтому на данном этапе педагог рассматривает его (коллектива) деятельность как «педагогическое производство». Антон Семенович вводит термин – «проектировка личности», тем самым приближаясь к «идеальной» цели – воспитание всесторонне развитой личности. Педагог ставит цель: создание «программы человеческой личности» (стандартной, общей для всех и индивидуальный корректив к ней).
Задачами этого этапа стали: дальнейшее развитие коллектива и органов его самоуправления, организация перспектив, претворение перспектив с личных форм на формы общественные, создание развернутой «программы человеческой личности», культивирование и развитие индивидуальности.
Развитие идеи ученического самоуправления, исходя из целей воспитания, обусловливает изменение и расширение структуры коллектива: созданы разновозрастные отряды, бригадные, школьные коллективы, различные комиссии.
Происходило совершенствование модели самоуправления: органы самоуправления избирались коллективом и назначались активом, руководил ими Совет командиров от имени общего собрания; функциями самоуправления стали обеспечение воспитательного (при отказе от штатных воспитателей), педагогического (клубная работа и работа по повышению квалификации), трудового (организация деятельности колонии, затем коммуны) и производственного процессов (участие в управлении заводом), а также функции поощрения и наказания.
Цели воспитания, иерархия целей и прогнозируемого результата утверждал А.С. Макаренко, определяют развитие идеи ученического самоуправления; они имеют конкретно-исторический характер, изменяются с развитием общества и его социального заказа.
Деятельность по достижению целей подразумевает разработку педагогической технологии, как некоего логически обоснованного механизма, который упорядочивает педагогическую систему. Технология педагогической системы А.С. Макаренко поддается конструированию, моделированию, прогнозированию результата и его фиксированию. Широкое использование разнообразных методов и средств способствовало выполнению коллективом и его выборными органами воспитательной функции на высшем этапе развития коллектива.
Педагогическая система А.С. Макаренко построена на принципах гуманизма и демократизма, целостности и непрерывности воспитательного процесса. Гуманизация воспитательной среды реализовывалась через принципы открытости, коллективного самоуправления, опережения, единства воспитания и жизни.
Анализ показал, что решение воспитательных задач в опыте деятельности педагогов современных школ является наиболее результативным при организации учебно-воспитательного учреждения на принципах самоуправления. Идеи ученического самоуправления, реализованные в опыте Макаренко, актуальны при построении воспитательного процесса в современных общеобразовательных учреждениях.
Воспитательный потенциал ученического самоуправления заключается в самореализации личности в коллективе и ее социализации в обществе; развитии коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации; проектировании собственной деятельности как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
Важными путями развития ученического самоуправления для организации эффективной воспитательной среды реформируемых общеобразовательных учреждений являются: создание единого школьного коллектива, включенность педагогического сообщества в организацию и совершенствование ученического самоуправления, формирование органов ученического самоуправления в коллективе, создание нормативно-правового обеспечения ученического самоуправления.
В заключение сформулируем следующие выводы и рекомендации.
1. Изучение реализации опыта ученического самоуправления Макаренко в деятельности современных общеобразовательных учреждений доказало правомерность и обоснованность сформулированных педагогом положений, их актуальность и возможность адаптации к современным социально-экономическим условиям. Для повышения эффективности ученического самоуправления необходимо решить ряд проблем, связанных с организацией воспитательной системы, ее технологией, целевыми установками воспитания на современном этапе, отношением к детскому коллективу.
2. Изучения перспектив развития ученического самоуправления в современной школе показало, что опыт А.С. Макаренко является важным источником форм, методов, средств и приемов воспитания, о чем свидетельствуют исследования современных макаренковедов, например, [17]; [18]; [19] и др. Адаптированные к условиям сегодняшней школы, они способны обогатить современный воспитательный инструментарий. Педагогическими путями развития ученического самоуправления для организации эффективной воспитательной среды реформируемых общеобразовательных учреждений являются:
– создание единого школьного коллектива (коллектив – не дисциплинарное средство, а объект и субъект воспитательной работы);
– включенность педагогического сообщества в организацию и совершенствование ученического самоуправления (использование передового педагогического опыта, совершенствование педагогического мастерства, педагогическое руководство самоуправлением, обучение учащихся организаторскому мастерству, создание традиций, стиля и тона, работа над мотивацией и разработкой перспектив и др.);
– формирование органов ученического самоуправления в коллективе (организация полезной и значимой для учеников деятельности);
– (подготовки актива ученического самоуправления); создание нормативно-правового обеспечения самоуправления (определение целей, принципов сотрудничества детей и взрослых, разграничение полномочий и др.).
3. Практические рекомендации по реализации идеи ученического самоуправления А.С. Макаренко в практике работы современных образовательных учреждений, по нашему мнению, заключаются в следующем:
1). Государственным органам управления образованием:
– рекомендовать осуществить разработку стратегии развития воспитания и социализации детей;
– целесообразно законодательно закрепить концепцию воспитания граждан Российской Федерации, направленную на создание целостной системы нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания в целях сохранения морального здоровья нации, с учетом исторических традиций отечественной педагогической школы, исторических и культурных особенностей россиян;
– представляется возможным принять ряд мер, направленных на стимулирование деятельности ученического самоуправления в целях социализации личности учащихся, а также приобщения их к общественно-значимой деятельности, для чего необходимо систематизировать нормативно-правовые документы, отражающие стратегию, принципы и содержание работы по организации ученического самоуправления.
2). Руководству педагогических высших учебных заведений:
– рекомендуется оптимизировать содержание учебных программ, тематических планов, методических разработок, планов воспитательной работы в целях формирования у студентов навыков работы по организации самоуправления в учебных заведениях;
– целесообразно организовать изучение основ коллективного воспитания; расширить цикл тем по изучению педагогического наследия А.С. Макаренко.
3). Руководителям средних общеобразовательных учреждений, домов-интернатов, а также всем организаторам учебно-воспитательного процесса и учителям:
– рекомендовать в воспитательной работе с учащимися применять деятельностный подход. Исходя из принципа «деятельность рождает самоуправление, а не наоборот», организовать включение учащихся в значимую деятельность;
– целесообразно определить и нормативно закрепить формы участия учащихся в управлении образовательными учреждениями;
– представляется возможным организовать для членов педагогического коллективов и ученического актива изучение передового опыта по организации школьного ученического самоуправления и программу подготовки актива ученического самоуправления;
– в ежегодной аттестации, помимо образовательных успехов, рекомендуется отражать успехи учащихся в общественной деятельности, отношение к основным коллективным ценностям, таким как долг, дисциплина, товарищество, верность общенациональным и школьным традициям, готовность к труду, способность взять на себя ответственность.
Перспективы дальнейшей научной разработки темы ученического самоуправления целесообразно продолжить по следующим направлениям: мотивация обучающихся к самостоятельной социальной практике; подготовка актива ученического самоуправления к управленческой деятельности в современных условиях; технологии формирования социальной активности обучающихся.
Учитывая реалии современной системы образования, следует сказать, что идеи и опыт А.С. Макаренко востребованы именно в области развития ученического самоуправления как важного средства социализации личности.
1. Belousov S.N. Etapy razvitiya shkol'nogo samoupravleniya. Izd-vo 2-e. M., 1930.
2. Blonskiy P.P. Trudovaya shkola // Izbr. ped. i psihol. soch.: V 2-h t. M., 1979.
3. Vahterov V.P. Osnovy novoy pedagogiki. M.: Izd-vo t-va I.T. Sytina, 1913.
4. Veykshan V.A. Pedagogika i narodnoe obrazovanie v zarubezhnyh stranah. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1957.
5. Veymer G. Istoriya pedagogiki. Per. s nem. SPb., M.: T-vo M.O.Vol'f, 1913.
6. Ventcel' K.N. K voprosu o detskom samoupravlenii. Voronezh, 1921.
7. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. M.: Shkola-Press,1995.
8. Dzhurinskiy A.N. Zarubezhnaya shkola: istoriya i sovremennost'. M.: ROU, 1992.
9. Znamenskiy S. Srednyaya shkola v poslednie gody. SPb, 1909.
10. Kapterev P.F. Novaya shkola v novoy Rossii // Pedagogicheskiy sbornik. 1917.
11. Krupskaya N.K. Detskoe samoupravlenie v shkole. Ped. soch. M., 1959. T. 3.
12. Kulagina S.S. Samorazvitie i samoupravlenie kak faktory samoopredeleniya shkol'nikov (iz prakticheskogo opyta) // Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. - 2011. - № 1(54). - S. 123-125.
13. Kulagina S.S., Nevskaya S.S. Realizaciya idey pravoveda-psihologa L.I. Petrazhickogo v pedagogicheskom opyte A.S. Makarenko (analiz redkih materialov) // Mir psihologii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. - № 4 (68). - Moskva-Voronezh, 2011. - S. 239-251.
14. Kulagina S.S. Aktual'nost' idey uchenicheskogo samoupravleniya A.S. Makarenko na sovremennom etape razvitiya otechestvennogo obrazovaniya // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2012. - № 2. - S. 177-184.
15. Lunacharskiy A.V. O vospitanii i obrazovanii. M., 1971.
16. Lushnikov A.M. Istoriya pedagogiki: Uchebnoe posobie dlya ped. vuzov. Ekaterinburg: Ural. gos. ped.un-t, 1995.
17. Nevskaya S.S. Istoriko-pedagogicheskie predstavleniya o zakonah, zakonomernostyah i principah vospitaniya v otechestvennoy pedagogike pervoy poloviny HH v. [Elektronnyy resurs] // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 2. - S. 30-41. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/16312/view (data obrascheniya: 27.04.2018).
18. Nevskaya S.S. Formirovanie social'no-pedagogicheskih vozzreniy A.S. Makarenko [Elektronnyy resurs] // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 3. - S. 27-45. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/17478/view (data obrascheniya: 27.04.2018).
19. Nevskaya S.S., Zanaev S.Z. Peredovoy otechestvennyy opyt trudovogo vospitaniya v 1920-e gody [Elektronnyy resurs] // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 4. - S. 36-58. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18120/view (data obrascheniya: 27.04.2018).
20. Pestalocci I.G. / Sost.: V.M. Klarin. M.: Izd. Dom Shalvy Amonashvili, 1998.
21. Piskunov A.I. Hrestomatiya po istorii zarubezhnoy pedagogiki. M.: Prosveschenie, 1981.
22. Pistrak M.M. Materialy po samoupravleniyu uchaschihsya 11 stupeni shkol'noy kommuny Narkomprosa // Na putyah k novoy shkole. 1922. № 3.
23. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v dvuh tomah. M., 1974. T.1.
24. Fur'e Sh. «Bol'shoe sochinenie, v 8 tomah. Parizh, 1821.
25. Shackiy S.T.Pedagogicheskie sochineniya: v 4 t. M., 1964.