STRATEGIC MANAGEMENT IN RUSSIA - PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of key ideas of strategic management. The process of strategy formation as the main element of the strategic management and planning system. On core competencies as the basic framework for business models in the era of the market. The main problem, in the opinion of the authors, which hinders the widespread use of analytical methods for the optimal solution of strategic management and planning, is incomplete or inaccurate information about the markets in which the organization works or wants to work. The purpose of the study: to analyze the role and importance of strategic management and planning, the process of strategy development and their impact on the effectiveness of the organization. Identify what factors influence the formation and change of the management system, the objectives of the organization, organizational structure, what are the advantages of the strategic system over the long-term, what is the relationship and interdependence of information and analytical methods for optimal solution of strategic management. Features and disadvantages of OLAP and Data Mining systems for the organization. Materials and methods:Theoretical material of the research was scientific articles revealing peculiarities and tendencies of formation and development of strategy and system of strategic management of the organization [1-10]. To achieve this goal was used a set of complementary theoretical methods: analysis, synthesis and generalization of scientific literature, as well as their own practical experience of the study of the designated categories.

Keywords:
strategic management, strategic management tools, strategy development model, effective management, key competence of the business model.
Text

Результаты исследования и их обсуждение

 

Как показывает практика многих компаний, в реальной действительности нет организаций, где  управление было бы эффективным  в силу жестко определенного курса  реализации выбранной стратегии. Каждой из них, так или иначе,  приходится    лавировать из-за высокой динамики изменений внутреннего и внешнего рынка. Как верно было отмечено в одной из статей Кукушкиной В.В.: «Эффективность управления в условиях стратегических  неожиданностей зависит от понимания сути  происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность»…[3]. Сегодня условия рынка меняются настолько динамично и непредсказуемо, что ни один из хозяйствующих субъектов не достигает конкурентного  превосходства по всем коммерческим характеристикам товара, услуги и средствам их продвижения [3]. Следовательно, возникает необходимость использования наиболее гибкой системы планирования, в отличие от ранее используемой долгосрочной системы планов. Это  стратегическое планирование и  как его основной элемент – стратегии [3]. Стратегическое управление и стратегическое планирование имеет ряд преимуществ перед ранее используемой системой управления, долгосрочной [2]. «Концепция стратегического планирования,  с точки зрения Кукушкиной В.В., состоит в том, чтобы вся деятельность организации (научно-техническая,  производственная, в области инвестиций, сбытовая и т.д.) основывалась на знании рынка  и его развития в перспективе» [2]. Стратегическое планирование, по мнению Кукушкиной В.В. [2], это и есть выработка различных стратегий от функциональных – субстратегий подразделений, до генеральной –общеэкономической.  И реализация  выработанной стратегии будет осуществляться в зависимости от ситуации на рынке [2]. Нельзя забывать и того, что ни один из хозяйствующих субъектов не может быть защищен  от такого понятия, как жизненный цикл товара и технологии. А, следовательно,  и от угрозы устаревания оных, насыщения  потребительского спроса на рынке в данном сегменте [2].  Стратегическое планирование, как и формирование стратегии должно осуществляться  специалистами, являющимися для своей организации «мозговым центром», – как было отмечено в работе  Кукушкиной В.В. [2]. Этот «мозговой центр» ни что иное,  как  источник  информации, анализа и рекомендаций  не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики  организации. В этом центре на основе всестороннего анализа  состояния, динамики рынка и деловой конъюнктуры, решается вопрос о необходимости, перспективности  и прибыльности  товара или услуги, выявляются возможности  и производственной, научно-технической, финансовой политики и материально-технического обеспечения выработанной стратегии.  О  полной зависимости стратегии от глобального изменения стратегической цели организации, что приводит в конечном итоге к изменению и  организационной структуры управления, пересмотру взаимосвязи стратегического, тактического и оперативного уровней управления, изменения делегирования полномочий, а  самое главное – формирование новых, либо модификация имеющихся компетенций, на которых основывается бизнес-модель хозяйствующего субьекта, – говорится во многих работах Янковской В.В. и Кукушкиной В.В.[1, 3, 5, 9, 10]. Ключевой компетенцией, как базовой основы для бизнес-модели является и опыт работника, и его навыки. Безусловно,  бизнес-модель с течением времени и под воздействием динамики рынка будет видоизменяться. Соответственно,  и  ключевые компетенции  работники будут претерпевать определенную дифференциацию и диверсификацию [5, 8, 9]. Проблемам эффективного  стратегического управления социопромышленными системами, моделям формирования стратегии предприятия, способам и инструментам повышения конкурентоспособности организаций, управлению инновациями и всё это с учетом компетенций, на которые может  опираться та или иная  бизнес-модель, посвящена основная часть научных  трудов Янковской В.В. и Кукушкиной В.В. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

В отечественных  организациях  сегодня стоит актуальная задача создания эффективной системы и структуры управления,  обеспечивающей эффективность и мобильность бизнес-процессам. Результаты авторского исследования международного и российского опыта стратегического управления  показывают, что для повышения эффективности функционирования российской и мировой экономики сегодня  необходимо [1]:

 1. Придерживаться  принципа соотношения полученных результатов и затрат.

 2. Использовать дифференциацию труда.
 3. Совершенствовать инструменты и методы  стратегического управления на государственном и организационном уровне.

4. Активно  использовать  принципы  транспарентности и релевантности информационного блока организации, что соответствует условиям глобализации и интернационализации хозяйственных процессов.

5. На постоянной основе использовать  систему стратегического, тактического и оперативного контроля  выполнения бизнес-процессов организации,  совершенствовать  методическое обеспечение этой системы, а также  контрольно-диагностические процедуры.

Основной  проблемой, на взгляд авторов, сдерживающей повсеместное использование аналитических методов для оптимального  решения задач стратегического управления и планирования, является неполная или недостоверная  информация о рынках, на которых работает или хочет работать организация. Например, для выполнения финансово-экономического анализа  всё необходимое для его выполнения находится в  корпоративной информационной системе. А вот данные о рынке, как правило, неполные, неточные  труднодоступны или вовсе отсутствуют. Этот частично исправляет  CRM-система, поддерживающая  процессы управления взаимоотношениями с клиентами. Более  развитая система такого класса может содержать  информацию и  о контактах с клиентами,  и  о поставщиках, конкурентах,  и о тех событиях, которые связаны с их деятельностью. Такая  информационная база со временем может стать основой для полноценного  анализа службой маркетинга и выработки стратегических решений.

Сегодня для всестороннего анализа накопленной в корпоративных хранилищах данных, повсеместно используются OnLine Analytical Processing (OLAP-системы). А для того, чтобы перевести имеющуюся  информацию в знание о тенденциях и закономерностях, на практике используют  программные продукты класса «добыча данных» (Data Mining). Обе названные системы  являются переходным звеном между оперативным и стратегическим уровнями управления организацией. Но, как бы хороши  не были эти системы, к сожалению, они не обеспечивают полноценного решения задач выработки и анализа стратегии. Ограничение возможностей этих систем заключается с недостатком и качественным содержанием анализируемой информации. В хранилище данных компании содержится информация  о бизнес-процессах, данные клиентов, взаимодействие с ними. Такого рода информация поступает из CRM-системы. Но наиболее важная  информация  о «непотребителях» остается недоступной.  Как говорил Питер Друкер: «Главные изменения всегда начинаются за пределами организации. Именно с непотребителей начинаются любые изменения; именно непотребители превращают эти изменения из малозначительных в определяющие».

Таким образом,  обеспечить  процесс на этапах диагностики и  контроллинга  стратегического управления  и планирования такие аналитические системы, как  Data Mining и  OLAP способны. Но для анализа стратегических возможностей и альтернатив этих систем недостаточно.

Известно, что в теории и практике управления существует две точки зрения на организацию. С точки зрения экономики, это, прежде всего, возможность получения прибыли. С точки зрения менеджмента организации, это хозяйствующий субъект рынка в условиях высокой конкуренции. В первом случае мы отдаем предпочтение ликвидности и прибыльности организации, для нас важна ее финансово-хозяйственная  деятельность. Во втором случае, нам будут предпочтительнее показатели конкурентоспособности. Зачастую, обе эти составляющие не связываются воедино ни теоретиками, ни практиками. А ведь менеджмент неотделим от экономики. И наоборот. Налицо – дуализм. А ведь хорошая стратегия способна обеспечить и конкурентные позиции на рынке, и отличный  финансовый результат. Дуализм свойственен и рынку аналитических инструментов. Одни инструменты позволяют нам выявить  рыночное окружение организации, а другие – ее финансово-хозяйственную деятельность. Соответственно, необходимо  создавать интегрированную систему стратегического управления. Интеграция ее должна идти по вертикали, обеспечивая связь с тактическим и оперативным уровнем управления. Интегрированная система стратегического управления, это, прежде всего, информационная модель организации, обеспечивающая анализ  внутренней и внешней среды. Различным проблемам стратегического управления посвящены многочисленные работы Янковской В.В. и Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной  статье [1, 7, 8, 10].

Понятие «стратегия» является  ключевым фрагментом стратегического управления. Смысл стратегии определяется как норма оптимального поведения организации, компании, корпорации при достижении поставленной цели. С точки зрения Кукушкиной В.В., «стратегия это определение перспективных ориентиров  деятельности  организации на основе прогнозов развития рынка, потребительских предпочтений  и возможностей, с учетом развития совокупного потенциала фирмы» [2]. Стратегическое управление получило развитие  за рубежом в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. В России   стратегическое управление стало востребовано в связи с переходом к рыночным отношениям в начале 90-х двадцатого столетия. По мнению Кукушкиной В.В.,«стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является выработка генеральной стратегии и  основано это  на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации   с возможностями и угрозами внешнего окружения» [3]. Различным проблемам выработки стратегии посвящены многочисленные работы Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной статье [1 ,2, 5, 8, 9, 10]. Стратегическое планирование и управление получило востребованность в мировом сообществе в период, когда организации, стремящиеся к развитию, используют экстраполяцию исторически сложившихся тенденций роста, стали претерпевать неудачи.

Стратегическое управление и планирование  позволяет формировать совокупность стратегических управленческих решений, определяющих долгосрочное развитие организации и вырабатывать конкретные действия, обеспечивающие мобильность  компании на изменения внешней среды. В процессе этой деятельности могут меняться или корректироваться цели, методы и направление развития компании в целом.

Выводы

Именно гибкое регулирование своевременных изменений в организации позволяет достичь преимуществ и выжить в долгосрочной перспективе, достигая поставленных целей. Механизм управления организацией не дан человечеству изначально, он развивался в процессе различных изменений, в том числе и во внешней среде. Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для них является не роскошью, без которого можно обойтись, а реальным средством достижения поставленных целей, позволяющим сделать компанию еще более успешной, обеспечить получение новых прибылей и увеличить её стоимость. Данная работа обозревает небольшую толику работ Янковской В.В. и Кукушкиной В.В.[1-10].

Ответить на вопрос, что будет в будущем, помогает именно система  стратегического планирования и управления, которая имеет свои особенности, сложности вследствие влияния огромного количества факторов. Организационные поиски менеджмента предполагают многообразные структурные решения – от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений и рисковых новаторских команд, полностью отвечающих за прибыль и убытки. Эффективное управление должно приводить организацию к успеху, методик как это сделать нет, прекрасный инструмент достижения желаемого – стратегия. Понять причины и выработать правила для достижения организацией успеха – вот задача менеджмента. Здесь нет простых ответов. Управление организацией – это крайне сложный и  интересный процесс.

References

1. Kukushkina V.V. Model' innovacionnogo razvitiya regiona: Moskovskaya oblast' [Elektronnyy resurs] / V.V. Kukushkina // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Koncept. 2012. № 7. S. 62-73. - URL:https://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm/ - Gos.reg.El №FS 77-49965.-ISSN 2304-120X.

2. Kukushkina V.V. Tendencii razvitiya strategicheskogo upravleniya v Rossii [Tekst] / V.V. Kukushkina // Vestnik Rossiyskogo Gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta: nauchnyy zhurnal/ pod red. S.N. Baburina.2007. №1. S. 109-117.

3. Kukushkina V.V. Ispol'zovanie instrumentov strategicheskogo upravleniya v Rossii [Tekst] / V.V. Kukushkina // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta (RGTEU). 2006. № 4. S. 144-151.

4. Kukushkina V.V. Model' razrabotki strategii i opredeleniya pribyli [Tekst] / V.V.Kukushkina // Nauka i ustoychivoe razvitie obschestva. Nasledie V.I. Vernadskogo. 2009. № 9. S. 90-94.

5. Kukushkina V.V. Vvedenie v special'nost'. Menedzhment [Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy, obuchayuschihsya po napravleniyu 080200 «Menedzhment» i po special'nosti 080507 «Menedzhment organizacii» / V.V. Kukushkina. - M.: INFRA-M, 2012.

6. Yankovskaya V.V. Model' formirovaniya mehanizma upravleniya promyshlenno-sociotehnicheskoy sistemy v novyh usloviyah hozyaystvovaniya [Tekst] /Yankovskaya V.V // Actual problems of economics, management and law Win modern Social and economic environment. Collection of scientific articles.2015.S.225-330.

7. Yankovskaya V.V. Effektivnoe upravlenie promyshlenno-sociotehnicheskoy sistemoy [Tekst]/Yankovskaya V.V.// Gosudarstvo.Akademicheskaya nauka i Vysshaya shkola: Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya 2015 . S. 296-303.

8. Kukushkina V.V. Formirovanie konkurentosposobnoy sistemy upravleniya [Tekst] /Kukushkina V.V.//Social'naya sinergetika i aktual'naya nauka. Globalizaciya. Globalistika. Potencialy i perspektivy Rossii v global'nom mire. 2010. S.334-335.

9. Kukushkina V.V. Marketing v shemah dlya ekonomistov [Tekst]: uchebnoe posobie /Kukushkina V.V.-M.: Social'nye otnosheniya, 2006.

10. Kukushkina V.V. Obschaya ekonomicheskaya strategiya predpriyatiya [Tekst]/Kukushkina V.V//Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta.1999. №4. S.91-96.

Login or Create
* Forgot password?