ОНЦ "Торговля" (младший научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена анализу ключевых идей стратегического управления. Процессу формирования стратегии, как основного элемента системы стратегического управления и планирования. О ключевой компетенции, как базовой основы для бизнес-модели в эпоху рынка. Основной проблемой, на взгляд авторов, сдерживающей повсеместное использование аналитических методов для оптимального решения задач стратегического управления и планирования, является неполная или недостоверная информация о рынках, на которых работает или хочет работать организация. Цель исследования: проанализировать роль и значение стратегического управления и планирования, процесса выработки стратегии и их влияние на эффективность организации. Выявить, какие именно факторы влияют на формирование и изменение системы управления, целей организации, организационной структуры, каковы преимущества стратегической системы перед долгосрочной, какова взаимосвязь и взаимозависимость информации и аналитических методов для оптимального решения задач стратегического управления. Возможности и недостатки систем OLAP и Data Mining для организации. Maтериалы и методы: теоретическим материалом исследования явились научные статьи, раскрывающие особенности и тенденции формирования и развития стратегии и системы стратегического управления организацией [1-10]. Для достижения поставленной цели был использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов: анализ, синтез и обобщение научной литературы, а также собственного практического опыта исследования обозначенных категорий.
стратегическое управление, инструменты стратегического управления, модель разработки стратегии, эффективное управление, ключевая компетенция бизнес-модели.
Результаты исследования и их обсуждение
В отечественных организациях сегодня стоит актуальная задача создания эффективной системы и структуры управления, обеспечивающей эффективность и мобильность бизнес-процессам. Результаты авторского исследования международного и российского опыта стратегического управления показывают, что для повышения эффективности функционирования российской и мировой экономики сегодня необходимо [1]:
1. Придерживаться принципа соотношения полученных результатов и затрат.
2. Использовать дифференциацию труда.
3. Совершенствовать инструменты и методы стратегического управления на государственном и организационном уровне.
4. Активно использовать принципы транспарентности и релевантности информационного блока организации, что соответствует условиям глобализации и интернационализации хозяйственных процессов.
5. На постоянной основе использовать систему стратегического, тактического и оперативного контроля выполнения бизнес-процессов организации, совершенствовать методическое обеспечение этой системы, а также контрольно-диагностические процедуры.
Основной проблемой, на взгляд авторов, сдерживающей повсеместное использование аналитических методов для оптимального решения задач стратегического управления и планирования, является неполная или недостоверная информация о рынках, на которых работает или хочет работать организация. Например, для выполнения финансово-экономического анализа всё необходимое для его выполнения находится в корпоративной информационной системе. А вот данные о рынке, как правило, неполные, неточные труднодоступны или вовсе отсутствуют. Этот частично исправляет CRM-система, поддерживающая процессы управления взаимоотношениями с клиентами. Более развитая система такого класса может содержать информацию и о контактах с клиентами, и о поставщиках, конкурентах, и о тех событиях, которые связаны с их деятельностью. Такая информационная база со временем может стать основой для полноценного анализа службой маркетинга и выработки стратегических решений.
Сегодня для всестороннего анализа накопленной в корпоративных хранилищах данных, повсеместно используются OnLine Analytical Processing (OLAP-системы). А для того, чтобы перевести имеющуюся информацию в знание о тенденциях и закономерностях, на практике используют программные продукты класса «добыча данных» (Data Mining). Обе названные системы являются переходным звеном между оперативным и стратегическим уровнями управления организацией. Но, как бы хороши не были эти системы, к сожалению, они не обеспечивают полноценного решения задач выработки и анализа стратегии. Ограничение возможностей этих систем заключается с недостатком и качественным содержанием анализируемой информации. В хранилище данных компании содержится информация о бизнес-процессах, данные клиентов, взаимодействие с ними. Такого рода информация поступает из CRM-системы. Но наиболее важная информация о «непотребителях» остается недоступной. Как говорил Питер Друкер: «Главные изменения всегда начинаются за пределами организации. Именно с непотребителей начинаются любые изменения; именно непотребители превращают эти изменения из малозначительных в определяющие».
Таким образом, обеспечить процесс на этапах диагностики и контроллинга стратегического управления и планирования такие аналитические системы, как Data Mining и OLAP способны. Но для анализа стратегических возможностей и альтернатив этих систем недостаточно.
Известно, что в теории и практике управления существует две точки зрения на организацию. С точки зрения экономики, это, прежде всего, возможность получения прибыли. С точки зрения менеджмента организации, это хозяйствующий субъект рынка в условиях высокой конкуренции. В первом случае мы отдаем предпочтение ликвидности и прибыльности организации, для нас важна ее финансово-хозяйственная деятельность. Во втором случае, нам будут предпочтительнее показатели конкурентоспособности. Зачастую, обе эти составляющие не связываются воедино ни теоретиками, ни практиками. А ведь менеджмент неотделим от экономики. И наоборот. Налицо – дуализм. А ведь хорошая стратегия способна обеспечить и конкурентные позиции на рынке, и отличный финансовый результат. Дуализм свойственен и рынку аналитических инструментов. Одни инструменты позволяют нам выявить рыночное окружение организации, а другие – ее финансово-хозяйственную деятельность. Соответственно, необходимо создавать интегрированную систему стратегического управления. Интеграция ее должна идти по вертикали, обеспечивая связь с тактическим и оперативным уровнем управления. Интегрированная система стратегического управления, это, прежде всего, информационная модель организации, обеспечивающая анализ внутренней и внешней среды. Различным проблемам стратегического управления посвящены многочисленные работы Янковской В.В. и Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной статье [1, 7, 8, 10].
Понятие «стратегия» является ключевым фрагментом стратегического управления. Смысл стратегии определяется как норма оптимального поведения организации, компании, корпорации при достижении поставленной цели. С точки зрения Кукушкиной В.В., «стратегия это определение перспективных ориентиров деятельности организации на основе прогнозов развития рынка, потребительских предпочтений и возможностей, с учетом развития совокупного потенциала фирмы» [2]. Стратегическое управление получило развитие за рубежом в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. В России стратегическое управление стало востребовано в связи с переходом к рыночным отношениям в начале 90-х двадцатого столетия. По мнению Кукушкиной В.В.,«стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является выработка генеральной стратегии и основано это на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения» [3]. Различным проблемам выработки стратегии посвящены многочисленные работы Кукушкиной В.В., предшествовавшие данной статье [1 ,2, 5, 8, 9, 10]. Стратегическое планирование и управление получило востребованность в мировом сообществе в период, когда организации, стремящиеся к развитию, используют экстраполяцию исторически сложившихся тенденций роста, стали претерпевать неудачи.
Стратегическое управление и планирование позволяет формировать совокупность стратегических управленческих решений, определяющих долгосрочное развитие организации и вырабатывать конкретные действия, обеспечивающие мобильность компании на изменения внешней среды. В процессе этой деятельности могут меняться или корректироваться цели, методы и направление развития компании в целом.
Выводы
Именно гибкое регулирование своевременных изменений в организации позволяет достичь преимуществ и выжить в долгосрочной перспективе, достигая поставленных целей. Механизм управления организацией не дан человечеству изначально, он развивался в процессе различных изменений, в том числе и во внешней среде. Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для них является не роскошью, без которого можно обойтись, а реальным средством достижения поставленных целей, позволяющим сделать компанию еще более успешной, обеспечить получение новых прибылей и увеличить её стоимость. Данная работа обозревает небольшую толику работ Янковской В.В. и Кукушкиной В.В.[1-10].
Ответить на вопрос, что будет в будущем, помогает именно система стратегического планирования и управления, которая имеет свои особенности, сложности вследствие влияния огромного количества факторов. Организационные поиски менеджмента предполагают многообразные структурные решения – от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений и рисковых новаторских команд, полностью отвечающих за прибыль и убытки. Эффективное управление должно приводить организацию к успеху, методик как это сделать нет, прекрасный инструмент достижения желаемого – стратегия. Понять причины и выработать правила для достижения организацией успеха – вот задача менеджмента. Здесь нет простых ответов. Управление организацией – это крайне сложный и интересный процесс.
1. Кукушкина В.В. Модель инновационного развития региона: Московская область [Электронный ресурс] / В.В. Кукушкина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 7. С. 62-73. - URL:https://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm/ - Гос.рег.Эл №ФС 77-49965.-ISSN 2304-120X.
2. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России [Текст] / В.В. Кукушкина // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета: научный журнал/ под ред. С.Н. Бабурина.2007. №1. С. 109-117.
3. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России [Текст] / В.В. Кукушкина // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4. С. 144-151.
4. Кукушкина В.В. Модель разработки стратегии и определения прибыли [Текст] / В.В.Кукушкина // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. 2009. № 9. С. 90-94.
5. Кукушкина В.В. Введение в специальность. Менеджмент [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» и по специальности 080507 «Менеджмент организации» / В.В. Кукушкина. - М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Янковская В.В. Модель формирования механизма управления промышленно-социотехнической системы в новых условиях хозяйствования [Текст] /Янковская В.В // Actual problems of economics, management and law Win modern Social and economic environment. Collection of scientific articles.2015.С.225-330.
7. Янковская В.В. Эффективное управление промышленно-социотехнической системой [Текст]/Янковская В.В.// Государство.Академическая наука и Высшая школа: Современное состояние и тенденции развития 2015 . С. 296-303.
8. Кукушкина В.В. Формирование конкурентоспособной системы управления [Текст] /Кукушкина В.В.//Социальная синергетика и актуальная наука. Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. 2010. С.334-335.
9. Кукушкина В.В. Маркетинг в схемах для экономистов [Текст]: учебное пособие /Кукушкина В.В.-М.: Социальные отношения, 2006.
10. Кукушкина В.В. Общая экономическая стратегия предприятия [Текст]/Кукушкина В.В//Вестник Ульяновского государственного технического университета.1999. №4. С.91-96.