Moskva, Moscow, Russian Federation
PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The implementation of the development Strategy of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period until 2020 and a new edition of the State program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation", represents a unique opportunity to solve many of the problems associated with the implementation of the ideology of strategic planning in Russian Federation. Implementation of strategic decisions and development programmes in the Arctic zone of the Russian Federation, will allow to develop mechanisms for coordination at different levels.
The Arctic zone of the Russian Federation, strategic planning, public-private partnership.
В 2017 г. в России должна была появиться стратегия социально-экономического развития с горизонтом 2035 г. (далее – Стратегия 2035). В своей работе участники разных групп, ведущих работу по разработке Стратегии 2035, столкнулись с целым рядом проблем, что в результате не позволило разработать Стратегию-2035. По мнению авторов, ключевые из них:
– отсутствие четкого и даже примерного представления о структуре мировой и российской экономики на горизонте планирования (2030–2040 гг.). Это не позволяет обосновано спрогнозировать динамику мировой и российской экономики, что влияет на возможность прогноза роста российской экономики.
– Отсутствие желаемого образа будущего России, который бы позволил проектировать социально-экономическую модель. Неимение согласованного образа будущего затрудняет обновление общественного договора и вовлечение молодого поколения в проекты развития.
– Отсутствие представления о приоритетных рынках на горизонте планирования, что затрудняет формирование модели образования и выбора приоритетных направлений технологического развития.
В свою очередь, существует целый ряд проблем, который затрудняет реализацию принципов стратегического планирования в Российской Федерации. К таким проблемам, по мнению авторов, можно отнести:
– Отсутствие отработанной системы согласования документов стратегического планирования разного уровня, что затрудняет согласованность планирования и взаимоувязку документов стратегического планирования разного уровня.
– Отсутствие общепризнанных принципов стратегического планирования и соответствующих методических рекомендаций разного уровня. Это затрудняет вопрос согласования разноуровневых и разносекторальных документов, и разработку согласованных программ повышения квалификации региональных и муниципальных служащих, а также сотрудников организаций корпоративного сектора.
– Отсутствие системы сертификации консалтинговых компаний, работающих с документами стратегического планирования. Это затрудняет формирование общих подходов к организации стратегического планирования.
В этих условиях разворачивание работ по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [1] и новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [2], с одной стороны, требует специальных методических разработок, а с другой, может выступить в качестве пилотной площадки для отработки методологических, научно-исследовательских и административных инструментов стратегического планирования. По нашему мнению, начавшаяся работа по реализации ГП «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» представляет уникальную возможность решить многие проблемы, связанные с реализацией идеологии стратегического планирования в Российской Федерации.
В качестве ключевых направлений соответствующих разработок можно выделить следующие:
– механизмы и процедуры выработки и корректировки приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации (далее –АЗРФ);
– механизмы согласования стратегических ориентиров, программных решений и проектов, ориентированных на развитие АЗРФ;
– механизмы согласования деятельности, ведущейся на территории АЗРФ разными субъектами;
– механизмы мониторинга и контроля реализации стратегии и программы развития АЗРФ.
Ключевым вопросом здесь являются механизмы согласования деятельности разных субъектов. Круг субъектов, оказывающих влияние на развитие АЗРФ, очень широк и разнообразен: субъекты РФ, федеральные ведомства, государственные корпорации, крупный, средний и малый бизнес (включая зарубежный), зарубежные организации разного рода. Реализация стратегических решений и программ развития в этих условиях требует специальных механизмов согласования разного уровня – от межведомственных комиссий федерального уровня до проектных офисов, связанных с реализацией наборов отраслевых и / или территориальных проектов.
Механизмы согласования становятся особенно актуальными с целью реализации поручений Президента, которые следуют из его Послания Федеральному собранию Российской Федерации, 1 марта 2018 г. (далее Послание) [3]. В Послании поручается на основе Стратегии пространственного развития страны (в настоящее время существует только Концепция Стратегии пространственного развития) [4] подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Такой план особенно актуален для АЗРФ в силу неразвитости ее транспортно-логистической инфраструктуры [5].
Важной составляющей решений, которые могут быть апробированы в этой сфере, являются инструменты государственно-частного партнерства [6] и инфраструктурной ипотеки [7], обеспечивающие соучастие государства и бизнеса в решении конкретных задач территориального развития.
Очень важно специальное внимание к территориальной привязке стратегических инициатив. На региональном уровне механизмом такой привязки должны стать опорные зоны развития [8], на субрегиональном – минерально-сырьевые центры [9]. При этом надо учитывать, что данные проекты могут носить и межрегиональный характер. Условия жизни и деятельности в Арктике требуют также специального внимания к вопросам комплексного обеспечения жизнедеятельности отдельных территорий: их энергообеспечения, транспортной связности, полноты инфраструктуры, необходимой для деятельности, осуществляемой на их территории и т.п. Данная проблема также должна найти свое отражение при разработке стратегических документов АЗРФ.
1. "Strategiya razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii i obespecheniya nacional'noy bezopasnosti na period do 2020 goda" (utv. Prezidentom RF 8 fevralya 2013 goda). [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 31.08.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii"[Elektronnyy resurs]URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (data obrascheniya 10.03.2018)
4. Koncepciya Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda// [Elektronnyy resurs]- URL: http://kar'ery-evrazii.rf/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (data obrascheniya 10.03.2018)
5. Balobanov A.E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2018. - T. 4. - №. 2. - S. 17-27. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).
6. Vorotnikov A.M. Aktual'nost' realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na territorii Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 3. - S. 65-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (data obrascheniya: 21.03.2018).
7. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka - novyy mehanizm finansirovaniya//Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2017. - №4. - S. 61-63.
8. Smirnova O.O., Lipina S.A., Kudryashova E.V., Kreydenko T.F., Bogdanova Yu.N. Formirovanie opornyh zon v Arktike: metodologiya i praktika // AiS. 2016. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-opornyh-zon-v-arktike-metodologiya-i-praktika
9. Donskoy S.E., Orlov V.P., Grigor'ev M.N. Vydelenie mineral'no-syr'evyh centrov Rossii v sootvetstvii so «Strategiey razvitiya geologicheskoy otrasli» i podhody k upravleniyu ih razvitiem. 2010. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.doc http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.ppt