employee
Moscow, Russian Federation
One of the most important and effective means of promoting health and character education at all times and for all peoples is physical education and sport. Increasingly gaining popularity of strength training, which explains the simplicity of the sport, the rapid growth results and beneficial influence on the health of the athlete. Such exercises help to increase muscle strength, strengthen ligaments and joints, help to develop endurance, flexibility and other useful qualities, educate the will, confidence in their abilities, increase the efficiency of the whole body.
training process; training; force abilities; schoolchildren; students.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной культуре и физкультурно-развивающей деятельности в общеобразовательной школе, как на уроках физического воспитания, так и внеклассных внешкольных мероприятий обучающиеся старших классов отдают предпочтения занятиям силовым видам спорта. Популярность этих видов спорта заключается в доступности и быстром результате и благоприятным влиянием на работоспособность [1, с. 17–19].
Силовое троеборье является видом спорта, способствует развитию физических способностей. Достижение высокого показателя возможно при условии систематических занятий. Стремление к постоянному совершенствованию физического развития волевых качеств, стремление к постоянному совершенствованию техники выполнения разных видов упражнений по физической подготовке.
При занятиях троеборьем используются упражнения, которые используют в своих занятиях тяжелоатлеты и культуристы, которые развивают мускулатуру всего тела и улучшают свои силовые способности [2, с. 67–93].
При правильной организации и соблюдении все правил при подготовке обучающих больше внимание уделяется и содержанию учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях, так и внеурочное время в процессе занятия на секциях и спортклубах. Такие занятия способствуют воспитанию силовых способностей у обучающихся старших классов. Такие занятия оказывают влияние на развитие силовых способностей юношей.
Юноши, приходя на занятия, преследуют одну цель в наращивании мышечной массы и тренируются как профессиональные спортсмены, копируя тренировки хорошо подготовленных троеборцев, что может быть связано с травмами, связанными с изменением в деятельности самого организма и нарушении сердечнососудистой и других систем. Основные направления занятия начинающих заниматься должны быть с отсутствием противопоказаний. Наличие хороших показателей, физически развитого организма и функциональной подготовленности способствуют созданию подходящей базы для будущих занятий и спортивных достижений [3, с. 74]. В подростковом возрасте стоит подбирать каждому ребенку индивидуальные упражнения.
Целью исследования являлось изучение влияния дополнительных занятий на развитие силовых способностей юношей в условиях сельской общеобразовательной школы.
Были поставлены следующие задачи.
- Изучение литературы о силовых способностях человека.
- Изучена методика.
- Изучены анатомо-физиологические особенности организма юношей.
- На основе всего изученного была разработана методика развития силовых способностей юношей.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы.
- Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Педагогические наблюдения.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Математические методы.
Обоснование методики заключалось в том, что на занятиях преследуется цель быстрого наращивания мышечной массы, поэтому многие пытаются повысить спортивную подготовку в этом виде спорта.
В первый год занятия юных спортсменов тренировочный процесс делится на 2 этапа: подготовительный и начального совершенствования. Сама продолжительность каждого этапа определяется индивидуально для каждого занимающегося в зависимости от поставленных целей. В среднем, длительность каждого этапа для каждого будет равна 6 месяцам.
Во время тренировочного процесса юные спортсмены должны выполнять упражнения, которые будут воздействовать на основные мышечные группы. В результате выполнения упражнений у обучающихся будет происходить уменьшение жировой прослойки с увеличением силы при полном сохранении собственного веса занимающегося. Такие занятия должны проходить 3 раза в неделю, с выполнением упражнений в 3-5 сериях по 8-10 раз [4, с. 78].
Основные упражнения при занятиях в подготовительном этапе:
- подъем туловища на умеренной наклонной плоскости;
- подъем гантелей или штанги на бицепс стоя;
- жим гантелей на наклонной скамье;
- вертикальная тяга блока трицепсами;
- тяга штанги в наклоне;
- приседание со штангой на плечах;
- беговые, прыжковые упражнения.
На начальном этапе следует развивать умения и навыки одного-двух соревновательных движений с дальнейшим прибавлением других упражнений. Во время выполнения следует следить за правильностью выполнения движения упражнений. Занимающиеся не должны гнаться за высокими результатами, не использовать большие грузы, которые могут привести к надрыву мышц, что может привести к чрезмерно большой нагрузке. Основные критерии, по которым определяется результат, это жим, лежа и приседания, которые тщательно прорабатываются. За год занятия у спортсменов формируется солидная база для дальнейшего совершенствования в этом виде спорта [5, с. 89-91].
Наилучших результатов начинающие спортсмены могут достигнуть, если будут чередовать день тренировки, день отдыха. Такая тренировка способствует развитию основных мышечных групп и формированию оптимальной техники упражнений.
Следует отметить, что в начале своих занятий спортсмены выполняют динамические упражнения для развития подвижности и быстроты движения, завершающим этапом идут упражнения для развития выносливости и упражнения на растяжения. Самое главное при занятиях стараться увеличивать тренировочный вес, а стремиться технически правильно выполнять упражнения. При занятиях тренер должен индивидуально подходить к каждому занимающемуся. В подборе нагрузки следует в упражнении силового троеборья осуществлять страховку при выполнении комплекса упражнений [1, с. 156].
К основным и дополнительным упражнениям начальной подготовки относят упражнения, входящие в программу соревнований, и применимые в тренировочном процессе:
- приседание со штангой на спине;
- жим, лежа на горизонтальной скамье;
- тяга становая.
К специально-подготовительным упражнениям относят упражнения направленные на изучение совершенствования, как отдельных элементов техники, так и на развитие специальных физических качеств атлета( силы, быстроты, гибкости, выносливости и т.д.):
- подводящие упражнения для приседаний;
- подводящие жимовые упражнения;
- подводящие тяговые упражнения.
Общим подготовительным упражнениям с гирями, штангами, гантелями, амортизаторами, на тренажерах, акробатические и гимнастические упражнения, а также плавание и спортивные игры, способствуют разностороннему развитию спортсмена [1, с. 112].
Основные условия выполнения соревновательных упражнений.
- Упражнения, которые выполняются с отягощением как небольших и средних, так и максимальных и сверхмаксимальных висов.
- В процессе выполнения упражнений следует чередовать усилия. Следует непрерывно менять и чередование динамического и статистических режимов работы тела, так и отдельных групп мышц.
- При изучении техники упражнений атлетам следует рассматривать отдельное упражнение, а как взаимосвязь всех упражнений в целом.
Апробации разработанной методики проходили во время педагогического эксперимента, который был проведен на базе филиала МКОУ «Черновецкой СОШ» Пристенского района Курской области. Педагогический эксперимент заключался в проведении дополнительных занятий с группой юношей в возрасте 14–16 лет (всего 5 чел.). Основной целью проведения педагогического эксперимента являлось изучение занятий на основе силовых способностей юношей 14–16 лет.
Тренировочные занятия проводились три раза в неделю, включающие в себя изучение технического выполнения соревновательных упражнений и их совершенствование.
В ходе проведенных наблюдений во время эксперимента среди группы юношей 14–16 лет можно отметить, что в ходе проведенного педагогического эксперимента являлось изучение занятия на развитие силовых способностей юношей 14–16 лет.
В ходе занятия и применения индивидуальных занятий применялся индивидуальный подход ко всем занимающимся. На занятиях обучающиеся знакомились с тренировочным процессом, правилами соревнований, особенностями питания и показателями развития силовых способностей детей 14–16 лет.
В основу эксперимента были взяты показатели: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание туловища, прыжковые и беговые упражнения.
В первичных показателях силовых способностей было выявлено, что показатели у обучающихся по троеборью очень низкие. Особенно низкие показатели отмечались в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, сгибание туловища. Средние показатели в тестах составили: подтягивания на перекладине – 8 раз, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа – 23 раз, прыжок в длину – 194,3 см., сгибание туловища за 30 сек. – 23,5 раз. Данные показатели силовых способностей юношей старших классов в полной мере подтверждают необходимость дополнительных занятий с ними упражнениями на развитие силы различных мышц.
После проведенного педагогического эксперимента (в течение 6 мес.) с обучающимися, контрольное тестирование показало прирост силового троеборья юношей старших классов за период эксперимента. В период эксперимента показатели упражнений силового троеборья юношей существенно улучшились. Увеличился и групповой показатель силовых способностей юношей за период эксперимента.
Прирост средних групповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента представлен в табл. 1.
Таблица 1
Прирост среднегрупповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента
Показатели силовых способностей |
до эксперимента |
после эксперимента |
прирост % |
Подтягивание на перекладине, кол-во раз |
7 |
18,5 |
62,2 |
Сгибание разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз |
23 |
37 |
60,9 |
Прыжок в длину с места, см. |
194,3 |
227,3 |
17 |
Сгибание туловища за 30 сек., кол-во раз |
23,5 |
35,7 |
52,1 |
Из табл. видно, что показатели силовых способностей школьников значительно улучшились. Особенно повысились показатели в тестах: подтягивание на перекладине, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа, сгибания туловища и др., средние групповые показатели в тестах в конце эксперимента составили: подтягивание на перекладине 19 раз, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа – 37 раз, прыжок в длину с места – 227,3 см., сгибание разгибание туловища за 30 сек. – 35,7 раз.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что в процессе дополнительных занятий с юношами не только улучшились показатели, но и даже значительно повысились показатели силовых способностей. Так, в среднем пророст данных показателей в тестах составил: подтягивание на перекладине – 62, 2%, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа 60,9%, в прыжках в длину с места – 17%, сгибание туловища за 30 сек. – 52,1%.
1. Bishaeva A.A. Fizicheskaya kul'tura : uchebnik dlya uchrezhdeniy nach. i sred. prof. obrazovaniya / A.A.Bishaeva. -6-e izd., ster.- M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2013. - 304 s.
2. Grishina Yu.I. Obschaya fizicheskaya podgotovka, Znat' i umet'. Rostov n/D: Feniks, 2011. - 280 s.
3. Matveev L.P. Obschaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty: 4-e izd., ispr. i. dop. / L.P. Matveev. - Sankt-Peterburg: «Lan'», 2005. - 384 s.
4. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. M.: Sovetskiy sport, 2010. - 320 s.
5. Matveev L.P. Osnovy sportivnoy trenirovki. Uchebnoe posobie dlya in-tov fizicheskoy kul'tury. - M.: Fizkul'tura i sport, 1977. - 271 s.
6. Bishaeva A.A. Fizicheskaya kul'tura : uchebnik dlya uchrezhdeniy nach. i sred. prof. obrazovaniya / A.A. Bishaeva. -6-e izd., ster.- M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2013. - 304 s.