РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 14-16-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рубрики: ФИЗИОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из наиболее важных и эффективных средств укрепления здоровья и воспитания характера во все времена и у всех народов являются занятия физической культурой и спортом. Все шире набирают популярность силовые упражнения, которые объясняются простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Такие занятия способствуют увеличению мышечной силы, укреплению связок и суставов, помогают вырабатывать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма.

Ключевые слова:
тренировочный процесс, тренировки, силовые способности, школьники, обучающиеся.
Текст

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной культуре и физкультурно-развивающей деятельности в общеобразовательной школе, как на уроках физического воспитания, так и внеклассных внешкольных мероприятий обучающиеся старших классов отдают предпочтения занятиям силовым видам спорта. Популярность этих видов спорта заключается в доступности и быстром результате и благоприятным влиянием на работоспособность [1, с. 17–19].

Силовое троеборье является видом спорта, способствует развитию физических способностей. Достижение высокого показателя возможно при условии систематических занятий. Стремление к постоянному совершенствованию физического развития волевых качеств, стремление к постоянному совершенствованию техники выполнения разных видов упражнений по физической подготовке.

При занятиях троеборьем используются упражнения, которые используют в своих занятиях тяжелоатлеты и культуристы, которые развивают мускулатуру всего тела и улучшают свои силовые способности [2, с. 67–93].

При правильной организации и соблюдении все правил при подготовке  обучающих больше внимание уделяется и содержанию учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях, так и внеурочное время в процессе занятия на секциях и спортклубах. Такие занятия способствуют воспитанию силовых способностей у обучающихся старших классов. Такие занятия оказывают влияние на развитие силовых способностей юношей.

Юноши, приходя на занятия, преследуют одну цель в наращивании мышечной массы и тренируются как профессиональные спортсмены, копируя тренировки хорошо подготовленных троеборцев, что может быть связано с травмами, связанными с изменением в деятельности самого организма и нарушении сердечнососудистой и других систем. Основные направления занятия начинающих заниматься должны быть с отсутствием противопоказаний. Наличие хороших показателей, физически развитого организма и функциональной подготовленности способствуют созданию подходящей базы для будущих занятий и спортивных достижений [3, с. 74]. В подростковом возрасте стоит подбирать каждому ребенку индивидуальные упражнения.

Целью исследования являлось изучение влияния дополнительных занятий на развитие силовых способностей юношей в условиях сельской общеобразовательной школы.

Были поставлены следующие задачи.

  1. Изучение литературы о силовых способностях человека.
  2. Изучена методика.
  3. Изучены анатомо-физиологические особенности организма юношей.
  4. На основе всего изученного была разработана методика развития силовых способностей юношей.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы.

  1. Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Педагогическое тестирование.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Математические методы.

Обоснование методики заключалось в том, что на занятиях преследуется цель быстрого наращивания мышечной массы, поэтому многие пытаются повысить спортивную подготовку в этом виде спорта.

В первый год занятия юных спортсменов тренировочный процесс делится на 2 этапа: подготовительный и начального совершенствования. Сама продолжительность каждого этапа определяется индивидуально для каждого занимающегося в зависимости от поставленных целей. В среднем, длительность каждого этапа для каждого будет равна 6 месяцам.

Во время тренировочного процесса юные спортсмены должны выполнять упражнения, которые будут воздействовать на основные мышечные группы. В результате выполнения упражнений у обучающихся будет происходить уменьшение жировой прослойки с увеличением силы при полном сохранении собственного веса  занимающегося. Такие занятия должны проходить 3 раза в неделю, с выполнением упражнений в 3-5 сериях по 8-10 раз [4, с. 78].

Основные упражнения при занятиях в подготовительном этапе:

  • подъем туловища на умеренной наклонной плоскости;
  • подъем гантелей или штанги на бицепс стоя;
  • жим гантелей на наклонной скамье;
  • вертикальная тяга блока трицепсами;
  • тяга штанги в наклоне;
  • приседание со штангой на плечах;
  • беговые, прыжковые упражнения.

На начальном этапе следует развивать умения и навыки одного-двух соревновательных движений с дальнейшим прибавлением других упражнений. Во время выполнения следует следить за правильностью выполнения движения упражнений. Занимающиеся не должны гнаться за высокими результатами, не использовать большие грузы, которые могут привести к надрыву мышц, что может привести к чрезмерно большой нагрузке. Основные критерии, по которым определяется результат, это жим, лежа и приседания, которые  тщательно прорабатываются. За год занятия у спортсменов формируется солидная база для дальнейшего совершенствования в этом виде спорта [5, с. 89-91].

Наилучших результатов начинающие спортсмены могут достигнуть, если будут чередовать день тренировки, день отдыха. Такая тренировка способствует развитию основных мышечных групп и формированию оптимальной техники упражнений.

Следует отметить, что в начале своих занятий спортсмены выполняют динамические упражнения для развития подвижности и быстроты движения, завершающим этапом идут упражнения для развития выносливости и упражнения на растяжения. Самое главное при занятиях стараться увеличивать тренировочный вес, а стремиться технически правильно выполнять упражнения. При занятиях тренер должен индивидуально подходить к каждому занимающемуся. В подборе нагрузки следует в упражнении силового троеборья осуществлять страховку при выполнении комплекса упражнений [1, с. 156].

К основным и дополнительным упражнениям начальной подготовки относят упражнения, входящие в программу соревнований, и применимые в тренировочном процессе:

  • приседание со штангой на спине;
  • жим, лежа на горизонтальной скамье;
  • тяга становая.

К специально-подготовительным упражнениям относят упражнения направленные на изучение совершенствования, как отдельных элементов техники, так и на развитие специальных физических качеств атлета( силы, быстроты, гибкости, выносливости и т.д.):

  • подводящие упражнения для приседаний;
  • подводящие жимовые упражнения;
  • подводящие тяговые упражнения.

Общим подготовительным упражнениям с гирями, штангами, гантелями, амортизаторами, на тренажерах, акробатические и гимнастические упражнения, а также плавание и спортивные игры, способствуют разностороннему развитию спортсмена [1, с. 112].

Основные условия выполнения соревновательных упражнений.

  1. Упражнения, которые выполняются с отягощением как небольших и средних, так и максимальных и сверхмаксимальных висов.
  2. В процессе выполнения упражнений следует чередовать усилия. Следует непрерывно менять и чередование динамического и статистических режимов работы тела, так и отдельных групп мышц.
  3. При изучении техники упражнений атлетам следует рассматривать отдельное упражнение, а как взаимосвязь всех упражнений в целом.

Апробации разработанной методики проходили во время педагогического эксперимента, который был проведен на базе филиала МКОУ «Черновецкой СОШ» Пристенского района Курской области. Педагогический эксперимент заключался в проведении дополнительных занятий с группой юношей в возрасте 14–16 лет (всего 5 чел.). Основной целью проведения педагогического эксперимента являлось изучение занятий на основе силовых способностей юношей 14–16 лет.

Тренировочные занятия проводились три раза в неделю, включающие в себя изучение технического выполнения соревновательных упражнений и их совершенствование.

В ходе проведенных наблюдений во время эксперимента среди группы юношей 14–16 лет можно отметить, что в ходе проведенного педагогического эксперимента являлось изучение занятия на развитие силовых способностей юношей 14–16 лет.

В ходе занятия и применения индивидуальных занятий применялся индивидуальный подход ко всем занимающимся. На занятиях обучающиеся знакомились с тренировочным процессом, правилами соревнований, особенностями питания и показателями развития силовых способностей детей 14–16 лет.

В основу эксперимента были взяты показатели: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание туловища, прыжковые и беговые упражнения.

В первичных показателях силовых способностей было выявлено, что показатели у обучающихся по троеборью очень низкие. Особенно низкие показатели отмечались в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, сгибание туловища. Средние показатели в тестах составили: подтягивания на перекладине – 8 раз, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа – 23 раз, прыжок в длину – 194,3 см., сгибание туловища за 30 сек. – 23,5 раз. Данные показатели силовых способностей юношей старших классов в полной мере подтверждают необходимость дополнительных занятий с ними упражнениями на развитие силы различных мышц.

После проведенного педагогического эксперимента (в течение 6 мес.) с обучающимися, контрольное тестирование показало прирост силового троеборья юношей старших классов за период эксперимента. В период эксперимента показатели упражнений силового троеборья юношей существенно улучшились. Увеличился и групповой показатель силовых способностей юношей за период эксперимента.

Прирост средних групповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Прирост среднегрупповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента

Показатели силовых способностей

до эксперимента

после эксперимента

прирост %

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

7

18,5

62,2

Сгибание разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз

23

37

60,9

Прыжок в длину с места, см.

194,3

227,3

17

Сгибание туловища за 30 сек., кол-во раз

23,5

35,7

52,1

 

Из табл. видно, что показатели силовых способностей школьников значительно улучшились. Особенно повысились показатели в тестах: подтягивание на перекладине, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа, сгибания туловища и др., средние групповые показатели в тестах в конце эксперимента составили: подтягивание на перекладине 19 раз, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа – 37 раз, прыжок в длину с места – 227,3 см., сгибание разгибание туловища за 30 сек. – 35,7 раз.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что в процессе дополнительных занятий с юношами не только улучшились показатели, но и даже значительно повысились показатели силовых способностей. Так, в среднем пророст данных показателей в тестах составил: подтягивание на перекладине – 62, 2%, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа 60,9%, в прыжках в длину с места – 17%, сгибание туловища за 30 сек. – 52,1%.

 

Список литературы

1. Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А.Бишаева. -6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 280 с.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. - Санкт-Петербург: «Лань», 2005. - 384 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.

5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

6. Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. -6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?