сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Одним из наиболее важных и эффективных средств укрепления здоровья и воспитания характера во все времена и у всех народов являются занятия физической культурой и спортом. Все шире набирают популярность силовые упражнения, которые объясняются простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Такие занятия способствуют увеличению мышечной силы, укреплению связок и суставов, помогают вырабатывать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма.
тренировочный процесс, тренировки, силовые способности, школьники, обучающиеся.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной культуре и физкультурно-развивающей деятельности в общеобразовательной школе, как на уроках физического воспитания, так и внеклассных внешкольных мероприятий обучающиеся старших классов отдают предпочтения занятиям силовым видам спорта. Популярность этих видов спорта заключается в доступности и быстром результате и благоприятным влиянием на работоспособность [1, с. 17–19].
Силовое троеборье является видом спорта, способствует развитию физических способностей. Достижение высокого показателя возможно при условии систематических занятий. Стремление к постоянному совершенствованию физического развития волевых качеств, стремление к постоянному совершенствованию техники выполнения разных видов упражнений по физической подготовке.
При занятиях троеборьем используются упражнения, которые используют в своих занятиях тяжелоатлеты и культуристы, которые развивают мускулатуру всего тела и улучшают свои силовые способности [2, с. 67–93].
При правильной организации и соблюдении все правил при подготовке обучающих больше внимание уделяется и содержанию учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях, так и внеурочное время в процессе занятия на секциях и спортклубах. Такие занятия способствуют воспитанию силовых способностей у обучающихся старших классов. Такие занятия оказывают влияние на развитие силовых способностей юношей.
Юноши, приходя на занятия, преследуют одну цель в наращивании мышечной массы и тренируются как профессиональные спортсмены, копируя тренировки хорошо подготовленных троеборцев, что может быть связано с травмами, связанными с изменением в деятельности самого организма и нарушении сердечнососудистой и других систем. Основные направления занятия начинающих заниматься должны быть с отсутствием противопоказаний. Наличие хороших показателей, физически развитого организма и функциональной подготовленности способствуют созданию подходящей базы для будущих занятий и спортивных достижений [3, с. 74]. В подростковом возрасте стоит подбирать каждому ребенку индивидуальные упражнения.
Целью исследования являлось изучение влияния дополнительных занятий на развитие силовых способностей юношей в условиях сельской общеобразовательной школы.
Были поставлены следующие задачи.
- Изучение литературы о силовых способностях человека.
- Изучена методика.
- Изучены анатомо-физиологические особенности организма юношей.
- На основе всего изученного была разработана методика развития силовых способностей юношей.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы.
- Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Педагогические наблюдения.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Математические методы.
Обоснование методики заключалось в том, что на занятиях преследуется цель быстрого наращивания мышечной массы, поэтому многие пытаются повысить спортивную подготовку в этом виде спорта.
В первый год занятия юных спортсменов тренировочный процесс делится на 2 этапа: подготовительный и начального совершенствования. Сама продолжительность каждого этапа определяется индивидуально для каждого занимающегося в зависимости от поставленных целей. В среднем, длительность каждого этапа для каждого будет равна 6 месяцам.
Во время тренировочного процесса юные спортсмены должны выполнять упражнения, которые будут воздействовать на основные мышечные группы. В результате выполнения упражнений у обучающихся будет происходить уменьшение жировой прослойки с увеличением силы при полном сохранении собственного веса занимающегося. Такие занятия должны проходить 3 раза в неделю, с выполнением упражнений в 3-5 сериях по 8-10 раз [4, с. 78].
Основные упражнения при занятиях в подготовительном этапе:
- подъем туловища на умеренной наклонной плоскости;
- подъем гантелей или штанги на бицепс стоя;
- жим гантелей на наклонной скамье;
- вертикальная тяга блока трицепсами;
- тяга штанги в наклоне;
- приседание со штангой на плечах;
- беговые, прыжковые упражнения.
На начальном этапе следует развивать умения и навыки одного-двух соревновательных движений с дальнейшим прибавлением других упражнений. Во время выполнения следует следить за правильностью выполнения движения упражнений. Занимающиеся не должны гнаться за высокими результатами, не использовать большие грузы, которые могут привести к надрыву мышц, что может привести к чрезмерно большой нагрузке. Основные критерии, по которым определяется результат, это жим, лежа и приседания, которые тщательно прорабатываются. За год занятия у спортсменов формируется солидная база для дальнейшего совершенствования в этом виде спорта [5, с. 89-91].
Наилучших результатов начинающие спортсмены могут достигнуть, если будут чередовать день тренировки, день отдыха. Такая тренировка способствует развитию основных мышечных групп и формированию оптимальной техники упражнений.
Следует отметить, что в начале своих занятий спортсмены выполняют динамические упражнения для развития подвижности и быстроты движения, завершающим этапом идут упражнения для развития выносливости и упражнения на растяжения. Самое главное при занятиях стараться увеличивать тренировочный вес, а стремиться технически правильно выполнять упражнения. При занятиях тренер должен индивидуально подходить к каждому занимающемуся. В подборе нагрузки следует в упражнении силового троеборья осуществлять страховку при выполнении комплекса упражнений [1, с. 156].
К основным и дополнительным упражнениям начальной подготовки относят упражнения, входящие в программу соревнований, и применимые в тренировочном процессе:
- приседание со штангой на спине;
- жим, лежа на горизонтальной скамье;
- тяга становая.
К специально-подготовительным упражнениям относят упражнения направленные на изучение совершенствования, как отдельных элементов техники, так и на развитие специальных физических качеств атлета( силы, быстроты, гибкости, выносливости и т.д.):
- подводящие упражнения для приседаний;
- подводящие жимовые упражнения;
- подводящие тяговые упражнения.
Общим подготовительным упражнениям с гирями, штангами, гантелями, амортизаторами, на тренажерах, акробатические и гимнастические упражнения, а также плавание и спортивные игры, способствуют разностороннему развитию спортсмена [1, с. 112].
Основные условия выполнения соревновательных упражнений.
- Упражнения, которые выполняются с отягощением как небольших и средних, так и максимальных и сверхмаксимальных висов.
- В процессе выполнения упражнений следует чередовать усилия. Следует непрерывно менять и чередование динамического и статистических режимов работы тела, так и отдельных групп мышц.
- При изучении техники упражнений атлетам следует рассматривать отдельное упражнение, а как взаимосвязь всех упражнений в целом.
Апробации разработанной методики проходили во время педагогического эксперимента, который был проведен на базе филиала МКОУ «Черновецкой СОШ» Пристенского района Курской области. Педагогический эксперимент заключался в проведении дополнительных занятий с группой юношей в возрасте 14–16 лет (всего 5 чел.). Основной целью проведения педагогического эксперимента являлось изучение занятий на основе силовых способностей юношей 14–16 лет.
Тренировочные занятия проводились три раза в неделю, включающие в себя изучение технического выполнения соревновательных упражнений и их совершенствование.
В ходе проведенных наблюдений во время эксперимента среди группы юношей 14–16 лет можно отметить, что в ходе проведенного педагогического эксперимента являлось изучение занятия на развитие силовых способностей юношей 14–16 лет.
В ходе занятия и применения индивидуальных занятий применялся индивидуальный подход ко всем занимающимся. На занятиях обучающиеся знакомились с тренировочным процессом, правилами соревнований, особенностями питания и показателями развития силовых способностей детей 14–16 лет.
В основу эксперимента были взяты показатели: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание туловища, прыжковые и беговые упражнения.
В первичных показателях силовых способностей было выявлено, что показатели у обучающихся по троеборью очень низкие. Особенно низкие показатели отмечались в подтягивании на перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, сгибание туловища. Средние показатели в тестах составили: подтягивания на перекладине – 8 раз, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа – 23 раз, прыжок в длину – 194,3 см., сгибание туловища за 30 сек. – 23,5 раз. Данные показатели силовых способностей юношей старших классов в полной мере подтверждают необходимость дополнительных занятий с ними упражнениями на развитие силы различных мышц.
После проведенного педагогического эксперимента (в течение 6 мес.) с обучающимися, контрольное тестирование показало прирост силового троеборья юношей старших классов за период эксперимента. В период эксперимента показатели упражнений силового троеборья юношей существенно улучшились. Увеличился и групповой показатель силовых способностей юношей за период эксперимента.
Прирост средних групповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента представлен в табл. 1.
Таблица 1
Прирост среднегрупповых показателей силовых способностей юношей за период эксперимента
Показатели силовых способностей |
до эксперимента |
после эксперимента |
прирост % |
Подтягивание на перекладине, кол-во раз |
7 |
18,5 |
62,2 |
Сгибание разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз |
23 |
37 |
60,9 |
Прыжок в длину с места, см. |
194,3 |
227,3 |
17 |
Сгибание туловища за 30 сек., кол-во раз |
23,5 |
35,7 |
52,1 |
Из табл. видно, что показатели силовых способностей школьников значительно улучшились. Особенно повысились показатели в тестах: подтягивание на перекладине, сгибания и разгибания рук, в упоре лежа, сгибания туловища и др., средние групповые показатели в тестах в конце эксперимента составили: подтягивание на перекладине 19 раз, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа – 37 раз, прыжок в длину с места – 227,3 см., сгибание разгибание туловища за 30 сек. – 35,7 раз.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что в процессе дополнительных занятий с юношами не только улучшились показатели, но и даже значительно повысились показатели силовых способностей. Так, в среднем пророст данных показателей в тестах составил: подтягивание на перекладине – 62, 2%, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа 60,9%, в прыжках в длину с места – 17%, сгибание туловища за 30 сек. – 52,1%.
1. Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А.Бишаева. -6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.
2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка, Знать и уметь. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 280 с.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. - Санкт-Петербург: «Лань», 2005. - 384 с.
4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.
5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
6. Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. -6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.