MONITORING OF PHYSICAL DEVELOPMENT, PHYSICAL FITNESS AND STATE OF HEALTH OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP AS INSTRUMENT OF CONTROL AND BASIS FOR DESIGN OF THE SPORTS ENVIRONMENT STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The use of monitoring technologies as an important tool for studying the physical development, physical readiness and health status of the students of III functional group allows to get an estimate of the initial level of their parameters, and gives the opportunity to monitor, evaluate the eff ectiveness of the educational process of physical education, implement corrective measures in its content. The use of monitoring makes it possible to identify priority and long-term measures for the prevention and elimination of the negative eff ects of the educational process on the health status of student youth, to implement an individualized approach to the process of teaching on the subject of physical education.

Keywords:
monitoring, students, status of health, physical development, physical readiness, pedagogical control.
Text

Крепкое здоровье, качественное образование, научный прогресс следует рассматривать как слагаемые настоящего и будущего процветания России. От уровня здоровья молодых людей — будущих командиров производства — зависит не только экономическое благополучие нашей страны, но и ее успех в науке, культуре, спорте, международных делах. Будущие специалисты должны в полной мере обладать высокой профессиональной квалификацией, высокой работоспособностью, выносливостью, которых невозможно достичь без соответствующего уровня здоровья. Несомненно, ведущее значение в формировании здорового образа и стиля жизни современного человека играет физическая культура и спорт [2, 4, 8, 9]. Однако, как показывают мониторинговые статистические данные изучения качества здоровья студентов различных регионов России [1, 5, 7, 10], физическая культура еще не стала ведущим и основополагающим фактором привития у молодежи здорового стиля жизни. В связи с этим очень важно разработать современные инновационные и эффективные технологии физической подготовки студентов [11, 12], следить за состоянием здоровья, физическим развитием и функциональной работоспособностью обучающихся, поскольку напряженный умственный труд предъявляет повышенные требования к интеллектуальным и физическим возможностям студентов, и может вызвать неблагоприятные реакции в системах организма. Использование мониторинговых технологий как системы контроля за физическим развитием и физической подготовленностью позволяет не только оценить гармоничность физического развития студентов на основе полученных антропометрических показателей и индексов, но и корректировать учебный процесс, выявляя первостепенные и перспективные направления по нейтрализации или нивелированию негативных воздействий процесса обучения на физическое состояние обучающихся [1, 5, 7, 10]. Мониторинг, являясь одним из инструментов педагогической деятельности, представляет собой сложную информационно-аналитическую и прогнозную систему, с его помощью решаются вопросы коррекции содержания образовательного процесса, принимаются решения по достижению реальных результатов в модернизации и повышении эффективности физического воспитания студенческой молодежи. 

Методы и организация исследования 

Исследования проводились на базе Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) со студентами специальной медицинской группы (III функциональной группы), имеющими отклонения в со-
стоянии здоровья постоянного или временного характера. Для анализа и сравнения использовались региональные стандарты и нормы физического развития и функциональной подготовленности, разработанные для студентов III
функциональной группы вузов Восточной Сибири (возраст 17–21 лет), что позволило оценить и проследить динамику индивидуальных и групповых показателей физического развития и двигательной подготовленности за несколько лет. В качестве сравнительных популяций рассматривались студенческие группы в технических вузах в Москве и г. Воронеже [3, 6, 10]. Обследовано 1147 студентов-юношей очного обучения в период 2014–2016 гг.
 

References

1. Akhmatgatin A.A., Tolstikhin A.N., Otiyev D.P. Sravnitel’naya kharakteristika fi zicheskogo zdorov’ya studentov v vuzakh raznykh vedomstv [The comparative characteristic of physical health of students in higher education institutions of diff erent departments]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientifi c notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2017, V. 149, I. 7, pp. 11-15.

2. Akhmatgatin A.A., Shporin E.G., Vlasov E.A. Fiziometricheskie kharakteristiki zdorov’ya studentov tekhnicheskogo vuza [Physiometric characteristics of health of students of technical college]. Sovremennye problem nauki i obrazovanij a [Modern problems of science and education]. 2016, I. 6, p. 429.

3. Germanov G.N., Gotovtsev E.V., Mashoshina I.V. Kontrol’ dvigatel’noy i funktsional’noy podgotovlennosti studentov spetsial’nogo uchebnogo otdeleniya na osnove ucheta individual’nykh norm i tempov prirosta pokazateley v kontrol’nykh uprazhneniyakh [Control of motive and functional readiness of students of special educational office on the basis of accounting of individual norms and rates of a gain of indicators in control exercises]. Kul’tura fi zicheskaja i zdorov’e [Culture physical and health]. 2012, I. 2 (38), pp. 79-82.

4. Gotovtsev E.V., Germanov G.N., Romanova Yu.V., Mashoshina I.V. Monitoring sostoyaniya zdorov’ya i fizicheskoy podgotovlennosti studentov kak metodologiya analiza i otsenki produktivnosti protsessa fi zicheskogo vospitaniya [Monitoring of the state of health and physical fi tness of students as methodology of the analysis and assessment of effi ciency of process of physical training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientifi c notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2012, V. 83, I. 1, pp. 40-45.

5. Koypysheva E.A., Rybina L.D., Lebedinsky V.Yu. Monitoringovye tekhnologii v otsenke fi zicheskoy podgotovlennosti studentok tekhnicheskogo vuza [Monitoring technologies in assessment of physical fi tness of students of technical college]. Vostok - Rossij a - Zapad. Fizicheskaja kul’tura i sport v razvitii zdorov’e-formirujushhih i zdorov’esberegajushhih tehnologij [East - Russia - West. Physical culture and sport in the development of health-promoting and health-protecting technologies: materials international. sciencepract. conf.]. 2015, I. 9, pp. 11-13.

6. Kuzmina O.I. Otkloneniya fi zicheskogo razvitiya i sostoyaniya zdorov’ya yunoshey spetsial’noy meditsinskoy gruppy, obuchayushchikhsya v tekhnicheskom vuze Pribaykal’ya, i puti ikh korrektsii [Deviations of physical development and the state of health of the young men of special medical group studying in technical college of Baikal region, and a way of their correction]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2016, V. 139, I. 9, pp. 84-91.

7. Lebedinsky V.Yu., Kolokoltsev M.M., Natalevich L.F. Monitoring fi zicheskogo zdorov’ya - faktor usileniya pedagogicheskoy napravlennosti fi zicheskogo vospitaniya studentov v neprofi l’nykh vuzak [Monitoring of physical health is a factor in strengthening the pedagogical orientation of physical education students in non-core universities]. Teorij a i praktika fi z. kul’tury [Theory and practice of physical culture]. 2014, I. 10, pp. 98-100.

8. Rakhmatov A.I. Diff erentsirovannyy podkhod v fi zicheskom vospitanii studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy: na primere universiteta zheleznodorozhnogo transporta. Kand. Diss. [The diff erentiated approach in physical training of students of higher educational institutions: on the example of the university of railway transport. Cand. Diss.]. Moscow, 2010. 22 p.

9. Rakhmatov A.I., Nikitushkin V.G., Germanov G.N. Povyshenie motivatsii devushek-studentov I-II kursov tekhnicheskogo vuza k zanyatiyam fi zicheskoy kul’turoy pri ispol’zovanii razlichnykh sistem fi zicheskikh uprazhneniy [Increase in motivation of girls students of the I-II courses of technical college to occupations physical culture when using various systems of physical exercises]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2015, V. 128, I. 10, pp. 251-258.

10. Rakhmatov A.I., Germanov G.N., Annamyradova L.G. Monitoring sostoyaniya zdorov’ya, fi zicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti molodykh devushek 17-20 let pri perekhode iz shkoly v vuz i po godam obucheniya v vuze [Monitoring of the state of health, physical development and physical fi tness of young girls of 17-20 years upon transition from school to higher education institution and by years of training in higher education institution]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientifi c notes of University named after P. F. Lesgaft]. 2015, V. 129, I. 11, pp. 223-229.

11. Rakhmatov A.I., Galkin V.A., Connick A.A. Bazovaya rol’ silovykh sposobnostey v tekhnologiyakh kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya studentov tekhnicheskikh universitetov [Basic role of power abilities in technologies of complex physical training of students of the technical universities]. Izvestij a Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul’tura. Sport [Izvestiya of the Tula state University. Physical culture. Sport]. 2017, I. 1, pp. 82-91.

12. Rakhmatov A.I., Mashoshina I.V., Shvachun O.A. Sravnitel’noe issledovanie fi zicheskikh nagruzok na fi zkul’turnykh zanyatiyakh u devushek-studentok, zanimayushchikhsya tsiklicheskimi, igrovymi, silovymi i aerobnymi uprazhneniyami [Comparative research of physical activities on sports occupations at the girls students who are engaged in cyclic, game, power and aerobic exercises]. Izvestij a Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul’tura. Sport [Izvestiya of the Tula state University. Physical culture. Sport]. 2016, I. 2, pp. 43-49.

Login or Create
* Forgot password?