МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ И ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Использование мониторинговых технологий как важного инструмента по изучению физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья студентов специальной медицинской группы (III функциональной группы) позволяет не только получить оценку исходного уровня, но и дает возможность проводить оценку эффективности учебного процесса по физическому воспитанию, корректировать его содержание. Использование мониторинга позволяет определить первоочередные и перспективные комплексные мероприятия по профилактике и нейтрализации воздействий неблагоприятных факторов внешней среды и негативных воздействий учебного процесса на состояние здоровья студенческой молодежи, осуществлять индивидуализированный подход к процессу обучения по предмету «Физическая культура».

Ключевые слова:
мониторинг, студенты, состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, педагогический контроль.
Текст

Крепкое здоровье, качественное образование, научный прогресс следует рассматривать как слагаемые настоящего и будущего процветания России. От уровня здоровья молодых людей — будущих командиров производства — зависит не только экономическое благополучие нашей страны, но и ее успех в науке, культуре, спорте, международных делах. Будущие специалисты должны в полной мере обладать высокой профессиональной квалификацией, высокой работоспособностью, выносливостью, которых невозможно достичь без соответствующего уровня здоровья. Несомненно, ведущее значение в формировании здорового образа и стиля жизни современного человека играет физическая культура и спорт [2, 4, 8, 9]. Однако, как показывают мониторинговые статистические данные изучения качества здоровья студентов различных регионов России [1, 5, 7, 10], физическая культура еще не стала ведущим и основополагающим фактором привития у молодежи здорового стиля жизни. В связи с этим очень важно разработать современные инновационные и эффективные технологии физической подготовки студентов [11, 12], следить за состоянием здоровья, физическим развитием и функциональной работоспособностью обучающихся, поскольку напряженный умственный труд предъявляет повышенные требования к интеллектуальным и физическим возможностям студентов, и может вызвать неблагоприятные реакции в системах организма. Использование мониторинговых технологий как системы контроля за физическим развитием и физической подготовленностью позволяет не только оценить гармоничность физического развития студентов на основе полученных антропометрических показателей и индексов, но и корректировать учебный процесс, выявляя первостепенные и перспективные направления по нейтрализации или нивелированию негативных воздействий процесса обучения на физическое состояние обучающихся [1, 5, 7, 10]. Мониторинг, являясь одним из инструментов педагогической деятельности, представляет собой сложную информационно-аналитическую и прогнозную систему, с его помощью решаются вопросы коррекции содержания образовательного процесса, принимаются решения по достижению реальных результатов в модернизации и повышении эффективности физического воспитания студенческой молодежи. 

Методы и организация исследования 

Исследования проводились на базе Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) со студентами специальной медицинской группы (III функциональной группы), имеющими отклонения в со-
стоянии здоровья постоянного или временного характера. Для анализа и сравнения использовались региональные стандарты и нормы физического развития и функциональной подготовленности, разработанные для студентов III
функциональной группы вузов Восточной Сибири (возраст 17–21 лет), что позволило оценить и проследить динамику индивидуальных и групповых показателей физического развития и двигательной подготовленности за несколько лет. В качестве сравнительных популяций рассматривались студенческие группы в технических вузах в Москве и г. Воронеже [3, 6, 10]. Обследовано 1147 студентов-юношей очного обучения в период 2014–2016 гг.
 

Список литературы

1. Ахматгатин А.А. Сравнительная характеристика физического здоровья студентов в вузах разных ведомств / А.А. Ахматгатин, А.Н. Толстихин, Д.П. Отиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 11-15.

2. Ахматгатин А.А. Физиометрические характеристики здоровья студентов технического вуза / А.А. Ахматгатин, Э.Г. Шпорин, Е.А. Власов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 429.

3. Германов Г.Н. Контроль двигательной и функциональной подготовленности студентов специального учебного отделения на основе учета индивидуальных норм и темпов прироста показателей в контрольных упражнениях / Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, И.В. Машошина // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2 (38). - С. 79-82.

4. Готовцев Е.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 40-45.

5. Койпышева Е.А. Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза / Е.А. Койпышева, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский // Восток - Россия - Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровье-формирующих и здоровьесберегающих технологий: материалы Международ. науч.-практ. конф. - 2015. - № 9. - С. 11-13.

6. Кузьмина О.И. Отклонения физического развития и состояния здоровья юношей специальной медицинской группы, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, и пути их коррекции // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 84-91.

7. Лебединский В.Ю. Мониторинг физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического воспитания студентов в непрофильных вузах / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Л.Ф. Наталевич // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 98-100.

8. Рахматов А.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов высших учебных заведений: на примере университета железнодорожного транспорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - М., 2010. - 22 с.

9. Рахматов А.И. Повышение мотивации девушек-студентов I-II курсов технического вуза к занятиям физической культурой при использовании различных систем физических упражнений / А.И. Рахматов, В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 251-258.

10. Рахматов А.И. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодых девушек 17-20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе / А.И. Рахматов, Г.Н. Германов, Л.Г. Аннамырадова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 223-229.

11. Рахматов А.И. Базовая роль силовых способностей в технологиях комплексного физического воспитания студентов технических университетов / А.И. Рахматов, В.А. Галкин, А.А. Конник [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 82-91.

12. Рахматов А.И. Сравнительное исследование физических нагрузок на физкультурных занятиях у девушек-студенток, занимающихся циклическими, игровыми, силовыми и аэробными упражнениями / А.А. Рахматов, И.В. Машошина, О.А. Швачун // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 43-49.

Войти или Создать
* Забыли пароль?