employee from 01.09.2007 until now
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk, Russian Federation
employee from 01.09.2007 until now
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk, Russian Federation
GRNTI 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
OKSO 44.03.01 Педагогическое образование
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
TBK 3662 Педагогика высшей школы
The article is devoted to questions of development of a technique of diagnostics of development of design competence of future teacher in the course of his training in a pedagogical internship. The need of development of design competence of future teachers, proceeding from requirements of an education system is proved. The concept about a pedagogical internship as in a special way to the organized form of education in pedagogical higher education institution allowing students to plunge on professional Wednesday that contribute to the development of their professional competences, including design is given. The structure of design competence of the teacher is considered, levels of her development are allocated, their short characteristic is given. The appraisal and diagnostic tools developed by authors directed to diagnostics of the level of development of design competence of students when passing a pedagogical internship are given. Examples of tasks during which performance the design competence develops are also off ered and there is assessment of level of her development.
design competence, level of development, pedagogical internship, estimation, appraisal and diagnostic tools, future teacher.
Вобновленной концепции высшего педагогического образования России основной акцент в подготовке будущих учителей переносится с узкопрофессионального предметного подхода на многостороннюю подготовку, обеспечивающую учителю возможность осуществлять интеллектуально-духовное развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При переходе к компетентностной образовательной модели возрастает потребность в разработке методологии проектирования личностно развивающих образовательных систем, направленных на всех субъектов образовательного процесса, в том числе на саморазвитие учителя.
Выпускник педагогического вуза, согласно ФГОС ВО, наряду с педагогической, исследовательской, культурно-просветительской, должен быть готов реализовать такой вид профессиональной деятельности, как проектная, предполагает владение способностями проектировать образовательные программы; индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; траектории своего профессионального роста и личностного развития. В то же время профессиональный стандарт «Педагог» диктует требования к учителю, определяя две его основные трудовые функции, соответствуя которым он должен быть способен и готов реализовать:
1) педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;
2) педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [4].
Таким образом, в период обучения в вузе у будущего учителя необходимо сформировать такой вид компетенции, как проектная.
В контексте нашего исследования под проектной компетенцией в педагогической области мы понимаем способность и готовность учителя проектировать образовательные траектории учащихся, а также траекторию собственного
профессионального развития с учетом профессионального, личностного и жизненного самоопределения как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, на основании совокупности знаний о сущности проектной деятельности и специфике ее организации, понимания ее важности и необходимости для достижения основных целей современного образования. Учитывая, что проектная компетенция подразумевает наличие у будущего учителя способности осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а также собственного индивидуального профессионально-образовательного маршрута, в структуре проектной компетенции с учетом работ Н.В. Кузьминой [1] нами были выделены следующие компоненты:
информационно-содержательный — отражает совокупность знаний, представлений будущего учителя о проектной деятельности в целом, способность спроецировать эти знания на область педагогической деятельности, осо-
знание ценности проектирования для ее успешной реализации;
проблемный — показывает умение находить противоречие и на его основе точно формулировать ключевую проблему, решение которой предстоит в рамках проектной деятельности, «ценностное самоопределение в проблемном поле проекта»;
управленческо-организаторский — включает систему знаний и умений учителя по организации своей деятельности, а также стимулированию активности учащихся в процессе проектирования;
коммуникативный — выявляет основанную на знаниях и умениях способность осуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие с субъектами проектной деятельности;
прогностический — определяет способность предвидеть результаты проектной деятельности в ходе реализации, на основе анализа ее условий;
оценочно-диагностический — обнаруживает совокупность знаний и умений, позволяющих осуществлять оперативный контроль и оценку результатов проектной деятельности с целью ее своевременной коррекции, а также
выявлять причины, определяющие ход развития этой деятельности;
эмоционально-личностный — выявляет способность осуществлять гармоничное и созидательное взаимодействие с субъектами проектной деятельности, а также саморегуляцию, т.е. сохранение эмоциональной стабильности.
1. Kuz’mina N.V. Professionalizm deyatel’nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha [Professionalism of the activity of the teacher and the master of the vocational training of the vocational school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 37 p.
2. Latyntsev S.V., Prokop’eva N.V. Kompetentnostnoe razvitie studentov v period pedagogicheskoy internatury: trudnosti i perspektivy [Competent development of students in the period of pedagogical internship: diffi culties and prospects]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf’eva [Vestnik Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astaf’eva]. 2015, I. 1, pp. 102-107.
3. Pilipchevskaya N.V., Latyntsev S.V., Prokop’eva N.V. Internatura kak neot”emlemaya chast’ innovatsionnogo razvitiya regional’noy sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Internship as an integral part of innovative development of the regional system of continuous pedagogical education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education]. 2014, I. 11, pp. 50-55.
4. Professional’nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel’, uchitel’)» [Professional standard “Teacher (pedagogical activity in the fi eld of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)”]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfi les/profstandart/ 01.001.pdf (accessed 10 January 2018).
5. Teslenko V.I., Latyntsev S.V., Prokop’eva N.V. Razvitie kompetentsiy studentov v period pedagogicheskoy praktiki [Development of competences of students in the period of pedagogical practice]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2014, I. 4, pp. 63-68.
6. Teslenko V.I., Evert N.A., Zaleznaya T.A. Professional’noe stanovlenie budushchego uchitelya fi ziki v obnovlennom pedagogicheskom obrazovanii [Professional formation of the future teacher of physics in the updated pedagogical education]. Krasnoyarsk, Krasnoyar. Gos. Ped. U-nt im. V.P. Astaf’eva Publ., 2008. 380 p.