МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам разработки методики диагностики развития проектной компетенции будущего учителя в процессе его обучения в педагогической интернатуре. Обосновывается необходимость развития проектной компетенции будущих учителей, исходя из требований системы образования. Дано понятие о педагогической интернатуре как особым образом организованной форме обучения в педагогическом вузе, позволяющей студентам погрузиться в профессиональную среду, что способствуют развитию их профессиональных компетенций, в том числе проектной. Рассматривается структура проектной компетенции учителя, выделены уровни ее развития, дана краткая их характеристика. Приведен разработанный авторами оценочно-диагностический инструментарий, направленный на определение уровня развития проектной компетенции студентов при прохождении педагогической интернатуры. Также предложены примеры заданий, в ходе выполнения которых развивается проектная компетенция и осуществляется оценка уровня ее развития.

Ключевые слова:
проектная компетенция, уровень развития, педагогическая интернатура, оценивание, оценочно-диагностический инструментарий, будущий учитель.
Текст

Вобновленной концепции высшего педагогического образования России основной акцент в подготовке будущих учителей переносится с узкопрофессионального предметного подхода на многостороннюю подготовку, обеспечивающую учителю возможность осуществлять интеллектуально-духовное развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При переходе к компетентностной образовательной модели возрастает потребность в разработке методологии проектирования личностно развивающих образовательных систем, направленных на всех субъектов образовательного процесса, в том числе на саморазвитие учителя.
Выпускник педагогического вуза, согласно ФГОС ВО, наряду с педагогической, исследовательской, культурно-просветительской, должен быть готов реализовать такой вид профессиональной деятельности, как проектная, предполагает владение способностями проектировать образовательные программы; индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; траектории своего профессионального роста и личностного развития. В то же время профессиональный стандарт «Педагог» диктует требования к учителю, определяя две его основные трудовые функции, соответствуя которым он должен быть способен и готов реализовать:
1) педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;
2) педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [4].
Таким образом, в период обучения в вузе у будущего учителя необходимо сформировать такой вид компетенции, как проектная.
В контексте нашего исследования под проектной компетенцией в педагогической области мы понимаем способность и готовность учителя проектировать образовательные траектории учащихся, а также траекторию собственного
профессионального развития с учетом профессионального, личностного и жизненного самоопределения как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, на основании совокупности знаний о сущности проектной деятельности и специфике ее организации, понимания ее важности и необходимости для достижения основных целей современного образования. Учитывая, что проектная компетенция подразумевает наличие у будущего учителя способности осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а также собственного индивидуального профессионально-образовательного маршрута, в структуре проектной компетенции с учетом работ Н.В. Кузьминой [1] нами были выделены следующие компоненты:
 информационно-содержательный — отражает совокупность знаний, представлений будущего учителя о проектной деятельности в целом, способность спроецировать эти знания на область педагогической деятельности, осо-
знание ценности проектирования для ее успешной реализации;
 проблемный — показывает умение находить противоречие и на его основе точно формулировать ключевую проблему, решение которой предстоит в рамках проектной деятельности, «ценностное самоопределение в проблемном поле проекта»;
 управленческо-организаторский — включает систему знаний и умений учителя по организации своей деятельности, а также стимулированию активности учащихся в процессе проектирования;
 коммуникативный — выявляет основанную на знаниях и умениях способность осуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие с субъектами проектной деятельности; 

 прогностический — определяет способность предвидеть результаты проектной деятельности в ходе реализации, на основе анализа ее условий;
 оценочно-диагностический — обнаруживает совокупность знаний и умений, позволяющих осуществлять оперативный контроль и оценку результатов проектной деятельности с целью ее своевременной коррекции, а также
выявлять причины, определяющие ход развития этой деятельности;
 эмоционально-личностный — выявляет способность осуществлять гармоничное и созидательное взаимодействие с субъектами проектной деятельности, а также саморегуляцию, т.е. сохранение эмоциональной стабильности.

Список литературы

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. - 37с.

2. Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Компетентностное развитие студентов в период педагогической интернатуры: трудности и перспективы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - №1. - С. 102-107.

3. Пилипчевская Н.В., Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Интернатура как неотъемлемая часть инновационного развития региональной системы непрерывного педагогического образования // Инновации в образовании. -2014. - №11. - С. 50-55.

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 10.01.2018).

5. Тесленко В.И., Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. // Развитие компетенций студентов в период педагогической практики // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 63-68.

6. Тесленко В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография/ В.И. Тесленко, Н.А. Эверт, Т.А. Залезная; Краснояр. Гос. Пед. У-нт им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 380 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?