сотрудник с 01.09.2007 по настоящее время
Красноярск, Красноярский край, Россия
сотрудник с 01.09.2007 по настоящее время
Красноярск, Красноярский край, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.03.01 Педагогическое образование
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 3662 Педагогика высшей школы
Статья посвящена вопросам разработки методики диагностики развития проектной компетенции будущего учителя в процессе его обучения в педагогической интернатуре. Обосновывается необходимость развития проектной компетенции будущих учителей, исходя из требований системы образования. Дано понятие о педагогической интернатуре как особым образом организованной форме обучения в педагогическом вузе, позволяющей студентам погрузиться в профессиональную среду, что способствуют развитию их профессиональных компетенций, в том числе проектной. Рассматривается структура проектной компетенции учителя, выделены уровни ее развития, дана краткая их характеристика. Приведен разработанный авторами оценочно-диагностический инструментарий, направленный на определение уровня развития проектной компетенции студентов при прохождении педагогической интернатуры. Также предложены примеры заданий, в ходе выполнения которых развивается проектная компетенция и осуществляется оценка уровня ее развития.
проектная компетенция, уровень развития, педагогическая интернатура, оценивание, оценочно-диагностический инструментарий, будущий учитель.
Вобновленной концепции высшего педагогического образования России основной акцент в подготовке будущих учителей переносится с узкопрофессионального предметного подхода на многостороннюю подготовку, обеспечивающую учителю возможность осуществлять интеллектуально-духовное развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При переходе к компетентностной образовательной модели возрастает потребность в разработке методологии проектирования личностно развивающих образовательных систем, направленных на всех субъектов образовательного процесса, в том числе на саморазвитие учителя.
Выпускник педагогического вуза, согласно ФГОС ВО, наряду с педагогической, исследовательской, культурно-просветительской, должен быть готов реализовать такой вид профессиональной деятельности, как проектная, предполагает владение способностями проектировать образовательные программы; индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; траектории своего профессионального роста и личностного развития. В то же время профессиональный стандарт «Педагог» диктует требования к учителю, определяя две его основные трудовые функции, соответствуя которым он должен быть способен и готов реализовать:
1) педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;
2) педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [4].
Таким образом, в период обучения в вузе у будущего учителя необходимо сформировать такой вид компетенции, как проектная.
В контексте нашего исследования под проектной компетенцией в педагогической области мы понимаем способность и готовность учителя проектировать образовательные траектории учащихся, а также траекторию собственного
профессионального развития с учетом профессионального, личностного и жизненного самоопределения как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, на основании совокупности знаний о сущности проектной деятельности и специфике ее организации, понимания ее важности и необходимости для достижения основных целей современного образования. Учитывая, что проектная компетенция подразумевает наличие у будущего учителя способности осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а также собственного индивидуального профессионально-образовательного маршрута, в структуре проектной компетенции с учетом работ Н.В. Кузьминой [1] нами были выделены следующие компоненты:
информационно-содержательный — отражает совокупность знаний, представлений будущего учителя о проектной деятельности в целом, способность спроецировать эти знания на область педагогической деятельности, осо-
знание ценности проектирования для ее успешной реализации;
проблемный — показывает умение находить противоречие и на его основе точно формулировать ключевую проблему, решение которой предстоит в рамках проектной деятельности, «ценностное самоопределение в проблемном поле проекта»;
управленческо-организаторский — включает систему знаний и умений учителя по организации своей деятельности, а также стимулированию активности учащихся в процессе проектирования;
коммуникативный — выявляет основанную на знаниях и умениях способность осуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие с субъектами проектной деятельности;
прогностический — определяет способность предвидеть результаты проектной деятельности в ходе реализации, на основе анализа ее условий;
оценочно-диагностический — обнаруживает совокупность знаний и умений, позволяющих осуществлять оперативный контроль и оценку результатов проектной деятельности с целью ее своевременной коррекции, а также
выявлять причины, определяющие ход развития этой деятельности;
эмоционально-личностный — выявляет способность осуществлять гармоничное и созидательное взаимодействие с субъектами проектной деятельности, а также саморегуляцию, т.е. сохранение эмоциональной стабильности.
1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. - 37с.
2. Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Компетентностное развитие студентов в период педагогической интернатуры: трудности и перспективы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - №1. - С. 102-107.
3. Пилипчевская Н.В., Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. Интернатура как неотъемлемая часть инновационного развития региональной системы непрерывного педагогического образования // Инновации в образовании. -2014. - №11. - С. 50-55.
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 10.01.2018).
5. Тесленко В.И., Латынцев С.В., Прокопьева Н.В. // Развитие компетенций студентов в период педагогической практики // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 63-68.
6. Тесленко В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография/ В.И. Тесленко, Н.А. Эверт, Т.А. Залезная; Краснояр. Гос. Пед. У-нт им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 380 с.