PERFECTION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC CONTRADICTIONS IN THE REGIONAL SOCIAL AND NATURE MANAGEMENT SYSTEMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main conclusions of the monograph of N.A. Prodonova "Improving the management mechanism of environmental and economic contradictions in regional socio-natural systems", in which, on the basis of an analysis of the main contradictions emerging in regional socio-nature and economic systems, concerning rational nature management and transition to sustainable development, as well as world experience in introduction of sustainable development principles into economic practice, a mechanism for resolving environmental and economic contradictions has been formed, providing incentives to reduce negative of anthropogenic impacts on the environment taking into account the interests of all parties - participants of the socio-natural-economic relations in the region.

Keywords:
socio-environmental management system, sustainable development, the environment.
Text

Социально-экономическое развитие человечества в XX в., характеризующееся быстрыми темпами экономического роста, привело к резкому росту негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Человечество столкнулось с основной экономической проблемой – ограниченностью   ресурсов – на новом, глобальном уровне, отражающем противоречия  между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности, что привело к необходимости осмысления данных противоречий и выработки соответствующих подходов к их разрешению [1].

Возникшие противоречия приводят автора к мысли, что их устранение возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы, а улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям [19].

В такой постановке вопроса практическая реализация концепции устойчивого развития, по мнению автора, требует изучения взаимосвязей, возникающих в системах  «природа-общество-человек», что может быть сведено без какого-либо ущерба для получения практических результатов управления процессами в данных системах к выявлению основных видов противоречий, возникающих между различными группами и индивидами человеческого общества по поводу альтернативных вариантов использования тех или иных ресурсов в процессе организации своей жизнедеятельности [2, 7, 8, 11]. 

По мнению Продановой Н.А., наряду с общепризнанными аспектами, такими как экономический, политико-правовой, экологический и др., обычно рассматриваемых в рамках анализа проблемы устойчивого развития, необходимо особо выделить в качестве отдельного, заслуживающего самостоятельного рассмотрения, территориальный (региональный) аспект [6, 9, 10, 20]. Его выделение обусловлено высокой значимостью территориального фактора в развитии общества вообще, и в части экологических и социальных проблем, в частности. Значимость территориального фактора проявляется как на уровне всей планеты, так и на уровне отдельных стран, континентов и регионов как внутристрановых образованиях [10].

Тенденция регионализации, характерная для современного этапа развития мирового сообщества  и проявляющаяся в переходе многих стран к трехуровневой системе управления, даже в тех странах, которые исторически формировались как унитарные государства, обусловлена необходимостью управления развивающимися экономическими и социальными процессами на территориях, и в первую очередь, обеспечения равномерности данных процессов с целью сглаживания в различиях (экономических, социальных, экологических) между этими территориями [1, 4].

К таким процессам Проданова Н.А. относит преодоление территориальной дифференциации населения по уровню благосостояния и качества жизни, снижение территориальной неравномерности расселения населения, сглаживание демографических территориальных диспропорций и т.п. Автор полагает, что их чрезмерное развитие может приводить к существенной дестабилизации соответствующих социально-экономических систем ограничивать возможности для перехода к устойчивому развитию, а, следовательно, требует формирования механизмов, регулирующих территориальное развитие (например, обеспечения равнодоступности жизненно необходимых природных ресурсов – воды, чистого воздуха, качественных продуктов питания, энергетических ресурсов и т.п.).

В представленной монографии подчеркивается, что воспроизводственное развитие региональных систем должно быть обусловлено интенсивным типом расширенного фондо- и энергосберегающего воспроизводства ресурсов, необходимого прибавочного регионального продукта, количественными и качественными прогрессивными трансформациями на основе активизации инвестиционной деятельности и инновационной составляющей. Целостность воспроизводственных процессов и включенность региональных систем во внешнюю среду в качестве активного, управляемого элемента, позволяют на основе всего вышесказанного определить управление ресурсной составляющей (в широком смысле этого слова, т.е. подразумевая не только природные  ресурсы, но ресурсы как факторы производства) региональных систем как основу перехода к устойчивому развитию.

Это приводит автора к мысли о том, что устойчивость региональных систем может рассматриваться в контексте эффективности реализуемой на их территории системы рационального природопользования, что, в свою очередь, позволяет выделить на их основе в отельную категорию «региональные социо-природо-хозяйственные системы» (РСПХС), исследование закономерностей развития которых позволит определить и основные направления совершенствования управления региональными системами, обеспечивающего их устойчивое развитие [2, 16].

С точки зрения автора, региональный аспект имеет приоритетное значение при переходе к устойчивому развитию в Российской Федерации. Региональный уровень управления имеет определяющее значение с точки зрения координации усилий и определения приоритетов реализуемой в сфере рационального природопользования политики [2, 15, 17].

Вместе с тем, в большинстве российских регионов наблюдается существенная деградации природных ресурсов и качества окружающей среды, все больше оказывающая негативное воздействие на здоровье населения, а вопросы рационального природопользования в большинстве случаев решаются неэффективно, приводя не к разрешению, а к увеличению существующих в рамках социо-природо-хозяйственных отношений противоречий, как между потребностями населения в благоприятной среде обитания и целями предприятий-природопользователей в максимизации прибыли, так и между региональными органами власти, требующими выполнения природоохранного законодательства, и предприятиями, не видящих целесообразности в его выполнении. Все это приводит к игнорированию экологических ограничений на уровне производственной сферы и к увеличению объема эмиссии загрязнения, ухудшению качества окружающей среды, и к снижению эффективности функционирования всей социо-природо-хозяйственной системы в целом, проявляющегося в высокой доле эмиссии загрязняющих веществ в общем выходе системы.

Это требует детального изучения складывающихся в региональных социо-природо-хозяйственных системах противоречий между основными участниками отношения по поводу рационального природопользования и выработки эффективного механизма их разрешения, обеспечивающего стимулы к снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду при учете интересов всех сторон.

Автор проанализировал основные компоненты действующего в РФ механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду и систематизировал его основные недостатки и противоречия, определил основные меры по их преодолению [3, 15, 17].

Совершенствование механизма регулирования негативного воздействия на окружающую среду, по мнению Продановой Н.А., возможно за счет внедрения системы выдачи комплексных экологических разрешений с использованием  наилучших доступных технологий, получившей применение в зарубежной практике [12, 14, 18].

Логика изложения, актуальность и научная новизна рассматриваемых в монографии вопросов свидетельствуют о достаточно глубоком уровне проработки тематики исследования. Монография представляет собой востребованное, системное и интересное исследование, как с методологической, так и практической точки зрения.

References

1. Prodanova N.A. Povyshenie effektivnosti upravleniya regional'nymi socio-prirodohozyaystvennymi sistemami: koncepciya, metodologiya, mehanizm: Avtoref…dis. d-ra. ekon. nauk. - Rostov-na-Donu, 2012. - 48 s.

2. Prodanova N.A. Povyshenie effektivnosti upravleniya regional'nymi socio-prirodo-hozyaystvennymi sistemami: koncepciya, metodologiya, mehanizm: dis. … d-ra. ekon. nauk: 08.00.05 / N.A. Prodanova. - Rostov-na-Donu, 2012. - 318 s.

3. Prodanova N.A. Ekologicheskiy audit kak odin iz elementov mehanizma regulirovaniya vozdeystviya na okruzhayuschuyu sredu / N.A. Prodanova // Audit i finansovyy analiz. -2012. - № 2. - S. 208-209.

4. Prodanova N.A. Ob'ektivnye zakony formirovaniya i razvitiya regional'nyh socioprirodohozyaystvennyh sistem: upravlencheskiy aspekt / N.A. Prodanova // Audit i finansovyy analiz. - 2012. - № 3. - S. 445-447.

5. Prodanova N.A. «Nailuchshie dostupnye tehnologii» v mehanizme upravleniya socioprirodohozyaystvennymi sistemami / M.A. Ponomareva, N.A. Prodanova // Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2012. - T. 12. - № 2-1 (63). - S. 126-134.

6. Prodanova N.A. Regional'noe gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument povysheniya effektivnosti upravleniya socio-prirodo-hozyaystvennymi sistemami / N.A. Prodanova // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2012. - № 1. - S. 19-25.

7. Prodanova N.A. Sovershenstvovanie sub'ektno-ob'ektnoy struktury otnosheniy i interesov v regional'nyh socio-prirodo-hozyaystvennyh sistemah / N.A. Prodanova // Nauchnoe obozrenie. - 2012. - № 1. - S. 198-207.

8. Prodanova N.A. Sovershenstvovanie mehanizma upravleniya ekologo-ekonomicheskimi protivorechiyami v regional'nyh socio-prirodo-hozyaystvennyh sistemah: monografiya. -Rostov-na-Donu: Sodeystvie-XXI vek, 2011. - 223s.

9. Prodanova N.A. K voprosu o formirovanii mehanizma upravleniya ustoychivym razvitiem regional'nyh socio-prirodo-hozyaystvennyh sistem / N.A. Prodanova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 343. - S. 152-156.

10. Prodanova N.A., Kazakov, V.V. Konceptual'nye osnovy issledovaniya upravleniya ustoychivym razvitiem regional'nyh socioprirodohozyaystvennyh sistem / N.A. Prodanova, V.V. Kazakov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 353. - S. 152-156.

11. Prodanova N.A. Obschiy metodologicheskiy podhod k issledovaniyu ekologo-ekonomicheskih protivorechiy v regional'nyh socioprirodohozyaystvennyh sistemah / N.A. Prodanova // RISK: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. - 2011. - № 4. - S. 469-472.

12. Prodanova N.A. Regional'nye aspekty vnedreniya sistemy vydachi kompleksnyh ekologicheskih razresheniy na osnove nailuchshih dostupnyh tehnologiy / M.A. Ponomareva, N.A. Prodanova // Novye tehnologii. - 2011. - № 2. - S. 125-128.

13. Prodanova N.A. Regional'nye aspekty razrabotki institucional'noy koncepcii vnedreniya sistemy vydachi kompleksnyh ekologicheskih razresheniy na osnove ispol'zovaniya nailuchshih dostupnyh tehnologiy / N.A. Prodanova //Nauchnoe obozrenie. - 2011. - № 5. - S. 516-523.

14. Prodanova N.A. Regional'nye centry po nailuchshim dostupnym tehnologiyam kak klyuchevye zven'ya mehanizma upravleniya socio-prirodo-hozyaystvennymi sistemami / N.A. Prodanova // Nauchnoe obozrenie. - 2011. - № 5. - S. 524-528.

15. Prodanova N.A. Formirovanie sistemy prioritetov ustoychivogo razvitiya socio-prirodo-hozyaystvennoy sistemy regiona (na materialah rostovskoy oblasti) / N.A. Prodanova // Nauchnoe obozrenie. - 2011. - № 6. - S. 183-193.

16. Prodanova N.A. Ponyatie i ekonomicheskaya suschnost' regional'nyh socio-prirodo- hozyaystvennyh sistem / N.A. Prodanova // Terra Economicus. - 2011. - T. 9. - № 2-2. - S. 205-208.

17. Prodanova N.A. Vzaimosvyazi i protivorechiya v razvitii regional'nyh socio-prirodo-hozyaystvennyh sistem / N.A. Prodanova // Terra Economicus. - 2011. - T. 9. - № 3-3. - S. 97-99.

18. Prodanova N.A. Ekologicheskaya ekspertiza kak vazhneyshiy element mehanizma snizheniya negativnogo vozdeystviya na okruzhayuschuyu sredu / N.A. Prodanova. A.L. Gendon // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2011. - № 11. - S. 64-70.

19. Prodanova N.A. Upravlenie ustoychivym razvitiem regional'nyh socioprirodohozyaystvennyh sistem: protivorechiya i mehanizm razresheniya: monografiya / N. A. Prodanova, M. A. Ponomareva. - M.: NOU VPO «Moskovskiy in-t predprinimatel'stva i prava», 2010. - 245 s.

20. Prodanova N.A. Metodologiya prostranstvennogo raspredeleniya predprinimatel'skih struktur v kontekste realizacii strategii ustoychivogo razvitiya regiona / N.A. Prodanova, V.E. Bondarenko // Preobrazovaniya, riski, bezopasnost': social'no-ekonomicheskie, pravovye, mezhdunarodnye aspekty razvitiya predprinimatel'stva: sb. statey. - M., 2015. - S. 503-508.

Login or Create
* Forgot password?