В статье обобщены основные выводы монографии Н.А. Продановой «Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природных системах», в которой на основе анализа основных противоречий, складывающихся в региональных социо-природо-хозяйственных системах, по поводу рационального природопользования и перехода к устойчивому развитию, а также мирового опыта по внедрению в хозяйственную практику принципов устойчивого развития, сформирован механизм разрешения эколого-экономических противоречий, обеспечивающий стимулы к снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду при учете интересов всех сторон – участников социо-природо-хозяйственных отношений региона.
социо-природохозяйственная система, устойчивое развитие, окружающая среда.
Социально-экономическое развитие человечества в XX в., характеризующееся быстрыми темпами экономического роста, привело к резкому росту негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Человечество столкнулось с основной экономической проблемой – ограниченностью ресурсов – на новом, глобальном уровне, отражающем противоречия между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности, что привело к необходимости осмысления данных противоречий и выработки соответствующих подходов к их разрешению [1].
Возникшие противоречия приводят автора к мысли, что их устранение возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы, а улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям [19].
В такой постановке вопроса практическая реализация концепции устойчивого развития, по мнению автора, требует изучения взаимосвязей, возникающих в системах «природа-общество-человек», что может быть сведено без какого-либо ущерба для получения практических результатов управления процессами в данных системах к выявлению основных видов противоречий, возникающих между различными группами и индивидами человеческого общества по поводу альтернативных вариантов использования тех или иных ресурсов в процессе организации своей жизнедеятельности [2, 7, 8, 11].
По мнению Продановой Н.А., наряду с общепризнанными аспектами, такими как экономический, политико-правовой, экологический и др., обычно рассматриваемых в рамках анализа проблемы устойчивого развития, необходимо особо выделить в качестве отдельного, заслуживающего самостоятельного рассмотрения, территориальный (региональный) аспект [6, 9, 10, 20]. Его выделение обусловлено высокой значимостью территориального фактора в развитии общества вообще, и в части экологических и социальных проблем, в частности. Значимость территориального фактора проявляется как на уровне всей планеты, так и на уровне отдельных стран, континентов и регионов как внутристрановых образованиях [10].
Тенденция регионализации, характерная для современного этапа развития мирового сообщества и проявляющаяся в переходе многих стран к трехуровневой системе управления, даже в тех странах, которые исторически формировались как унитарные государства, обусловлена необходимостью управления развивающимися экономическими и социальными процессами на территориях, и в первую очередь, обеспечения равномерности данных процессов с целью сглаживания в различиях (экономических, социальных, экологических) между этими территориями [1, 4].
К таким процессам Проданова Н.А. относит преодоление территориальной дифференциации населения по уровню благосостояния и качества жизни, снижение территориальной неравномерности расселения населения, сглаживание демографических территориальных диспропорций и т.п. Автор полагает, что их чрезмерное развитие может приводить к существенной дестабилизации соответствующих социально-экономических систем ограничивать возможности для перехода к устойчивому развитию, а, следовательно, требует формирования механизмов, регулирующих территориальное развитие (например, обеспечения равнодоступности жизненно необходимых природных ресурсов – воды, чистого воздуха, качественных продуктов питания, энергетических ресурсов и т.п.).
В представленной монографии подчеркивается, что воспроизводственное развитие региональных систем должно быть обусловлено интенсивным типом расширенного фондо- и энергосберегающего воспроизводства ресурсов, необходимого прибавочного регионального продукта, количественными и качественными прогрессивными трансформациями на основе активизации инвестиционной деятельности и инновационной составляющей. Целостность воспроизводственных процессов и включенность региональных систем во внешнюю среду в качестве активного, управляемого элемента, позволяют на основе всего вышесказанного определить управление ресурсной составляющей (в широком смысле этого слова, т.е. подразумевая не только природные ресурсы, но ресурсы как факторы производства) региональных систем как основу перехода к устойчивому развитию.
Это приводит автора к мысли о том, что устойчивость региональных систем может рассматриваться в контексте эффективности реализуемой на их территории системы рационального природопользования, что, в свою очередь, позволяет выделить на их основе в отельную категорию «региональные социо-природо-хозяйственные системы» (РСПХС), исследование закономерностей развития которых позволит определить и основные направления совершенствования управления региональными системами, обеспечивающего их устойчивое развитие [2, 16].
С точки зрения автора, региональный аспект имеет приоритетное значение при переходе к устойчивому развитию в Российской Федерации. Региональный уровень управления имеет определяющее значение с точки зрения координации усилий и определения приоритетов реализуемой в сфере рационального природопользования политики [2, 15, 17].
Вместе с тем, в большинстве российских регионов наблюдается существенная деградации природных ресурсов и качества окружающей среды, все больше оказывающая негативное воздействие на здоровье населения, а вопросы рационального природопользования в большинстве случаев решаются неэффективно, приводя не к разрешению, а к увеличению существующих в рамках социо-природо-хозяйственных отношений противоречий, как между потребностями населения в благоприятной среде обитания и целями предприятий-природопользователей в максимизации прибыли, так и между региональными органами власти, требующими выполнения природоохранного законодательства, и предприятиями, не видящих целесообразности в его выполнении. Все это приводит к игнорированию экологических ограничений на уровне производственной сферы и к увеличению объема эмиссии загрязнения, ухудшению качества окружающей среды, и к снижению эффективности функционирования всей социо-природо-хозяйственной системы в целом, проявляющегося в высокой доле эмиссии загрязняющих веществ в общем выходе системы.
Это требует детального изучения складывающихся в региональных социо-природо-хозяйственных системах противоречий между основными участниками отношения по поводу рационального природопользования и выработки эффективного механизма их разрешения, обеспечивающего стимулы к снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду при учете интересов всех сторон.
Автор проанализировал основные компоненты действующего в РФ механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду и систематизировал его основные недостатки и противоречия, определил основные меры по их преодолению [3, 15, 17].
Совершенствование механизма регулирования негативного воздействия на окружающую среду, по мнению Продановой Н.А., возможно за счет внедрения системы выдачи комплексных экологических разрешений с использованием наилучших доступных технологий, получившей применение в зарубежной практике [12, 14, 18].
Логика изложения, актуальность и научная новизна рассматриваемых в монографии вопросов свидетельствуют о достаточно глубоком уровне проработки тематики исследования. Монография представляет собой востребованное, системное и интересное исследование, как с методологической, так и практической точки зрения.
1. Проданова Н.А. Повышение эффективности управления региональными социо-природохозяйственными системами: концепция, методология, механизм: Автореф…дис. д-ра. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2012. - 48 с.
2. Проданова Н.А. Повышение эффективности управления региональными социо-природо-хозяйственными системами: концепция, методология, механизм: дис. … д-ра. экон. наук: 08.00.05 / Н.А. Проданова. - Ростов-на-Дону, 2012. - 318 с.
3. Проданова Н.А. Экологический аудит как один из элементов механизма регулирования воздействия на окружающую среду / Н.А. Проданова // Аудит и финансовый анализ. -2012. - № 2. - С. 208-209.
4. Проданова Н.А. Объективные законы формирования и развития региональных социоприродохозяйственных систем: управленческий аспект / Н.А. Проданова // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 3. - С. 445-447.
5. Проданова Н.А. «Наилучшие доступные технологии» в механизме управления социоприродохозяйственными системами / М.А. Пономарева, Н.А. Проданова // Вестник Донского государственного технического университета. - 2012. - Т. 12. - № 2-1 (63). - С. 126-134.
6. Проданова Н.А. Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами / Н.А. Проданова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1. - С. 19-25.
7. Проданова Н.А. Совершенствование субъектно-объектной структуры отношений и интересов в региональных социо-природо-хозяйственных системах / Н.А. Проданова // Научное обозрение. - 2012. - № 1. - С. 198-207.
8. Проданова Н.А. Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природо-хозяйственных системах: монография. -Ростов-на-Дону: Содействие-XXI век, 2011. - 223с.
9. Проданова Н.А. К вопросу о формировании механизма управления устойчивым развитием региональных социо-природо-хозяйственных систем / Н.А. Проданова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С. 152-156.
10. Проданова Н.А., Казаков, В.В. Концептуальные основы исследования управления устойчивым развитием региональных социоприродохозяйственных систем / Н.А. Проданова, В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 353. - С. 152-156.
11. Проданова Н.А. Общий методологический подход к исследованию эколого-экономических противоречий в региональных социоприродохозяйственных системах / Н.А. Проданова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4. - С. 469-472.
12. Проданова Н.А. Региональные аспекты внедрения системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий / М.А. Пономарева, Н.А. Проданова // Новые технологии. - 2011. - № 2. - С. 125-128.
13. Проданова Н.А. Региональные аспекты разработки институциональной концепции внедрения системы выдачи комплексных экологических разрешений на основе использования наилучших доступных технологий / Н.А. Проданова //Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 516-523.
14. Проданова Н.А. Региональные центры по наилучшим доступным технологиям как ключевые звенья механизма управления социо-природо-хозяйственными системами / Н.А. Проданова // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 524-528.
15. Проданова Н.А. Формирование системы приоритетов устойчивого развития социо-природо-хозяйственной системы региона (на материалах ростовской области) / Н.А. Проданова // Научное обозрение. - 2011. - № 6. - С. 183-193.
16. Проданова Н.А. Понятие и экономическая сущность региональных социо-природо- хозяйственных систем / Н.А. Проданова // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. - № 2-2. - С. 205-208.
17. Проданова Н.А. Взаимосвязи и противоречия в развитии региональных социо-природо-хозяйственных систем / Н.А. Проданова // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9. - № 3-3. - С. 97-99.
18. Проданова Н.А. Экологическая экспертиза как важнейший элемент механизма снижения негативного воздействия на окружающую среду / Н.А. Проданова. А.Л. Гендон // Международная торговля и торговая политика. - 2011. - № 11. - С. 64-70.
19. Проданова Н.А. Управление устойчивым развитием региональных социоприродохозяйственных систем: противоречия и механизм разрешения: монография / Н. А. Проданова, М. А. Пономарева. - М.: НОУ ВПО «Московский ин-т предпринимательства и права», 2010. - 245 с.
20. Проданова Н.А. Методология пространственного распределения предпринимательских структур в контексте реализации стратегии устойчивого развития региона / Н.А. Проданова, В.Э. Бондаренко // Преобразования, риски, безопасность: социально-экономические, правовые, международные аспекты развития предпринимательства: сб. статей. - М., 2015. - С. 503-508.