THEORY AND METHODOLOGY OF FORMATION OF DEVELOPMENT STRATEGIES FOR MINING CHEMICAL HOLDINGS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main conclusions of the monograph of A.L. Gendon "Theory and methodology of formation of strategies for the development of mining chemical holdings" about the importance of sociological research as a source of important specialized information for making effective management decisions are given. The peculiarities of the development of companies for the production of mineral fertilizers under the conditions of the maturity of the mining and chemical industry are considered. The main features of development of mining and chemical companies in the current industry and market conditions are determined. The conceptual scheme of the strategic development of the mining and chemical company in the conditions of a mature mining and chemical industry, taking into account industry and market features of functioning, is presented. The main directions of the strategic development of domestic mining and chemical companies are given.

Keywords:
strategic management, mining and chemical companies, problems, crisis conditions, competitive advantages, mineral fertilizers, world market, competitiveness.
Text

Как известно, происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического развития и конкурентного поведения. Однако на практике, как справедливо отмечено А.Л. Гендон в монографии «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», «Одна из основных тенденций горно-химической отрасли – происходящая в ней консолидация, свидетельствующая о том, что рынок минеральных удобрений перешел от фазы роста в фазу зрелости».

Крупные мировые горно-химические компании в значительной степени исчерпали основные возможности или почувствовали серьезные ограничения роста. В этой связи производители минеральных удобрений переходят к фазе роста путем довольно решительных организационно-управленческих решений – реализации сделок слияний и поглощений, аккумулируя и получая доступ к дефицитным ресурсам (минерально-сырьевые, производственные, логистические) и компетенциям (знания, опыт, техника и технологии), укрепляя свои стратегические позиции на мировых рынках [1, 3, 4, 5].

Крупные мировые горно-химические компании достигли колоссальных объемов производства, эффективно используя эффект масштаба и другие инструменты для управления издержками, внедрили передовые технологии добычи сырья и производства удобрений, значительно обновили основные фонды. Эти факторы накладывают ограничения на будущий рост горно-химических холдингов и возможности повышения эффективности производственной деятельности за счет дальнейшей модернизации и увеличения масштабов производства.

Автор обосновывает, что центром приращения прибыли горно-химических компаний в перспективе может стать сфера корпоративного управления и развития компетенций в области сбытовой деятельности [2, 12, 13, 14].

В этой связи компаниям горно-химического комплекса необходимо:

– оптимизировать производственный портфель для снижения зависимости компании от современных тенденций развития определенного сегмента отрасли (калийного, фосфатного или азотного) и адаптации к сложной рыночной конъюнктуре;

– расширять географию поставок и приближаться к конечным потребителям, заниматься обеспечением доступа к новым центрам потребления посредством создания современной логистической инфраструктуры;

– создавать вертикально-интегрированную систему сбыта продукции, в том числе: расширять собственную дистрибьюторскую систему, развивать трейдерскую сеть или приобретать доли таких компаний, создавать агрохимические центры в сельскохозяйственных регионах для обеспечения прямого доступа потребителей к продукции;

– обеспечивать послепродажное обслуживание, предоставление услуг по доставке и хранению удобрений, расширение ассортимента и функционального назначения агрохимикатов, что позволит дифференцировать предлагаемый на рынке товар.

Поэтому актуальной задачей представляется развитие теории и методологии стратегического управления, направленного на переход от ресурсных конкурентных преимуществ российских горно-химических компаний к качественно новым, основанным на ключевых компетенциях, то есть переход от ресурсных преимуществ к инновационно-технологическим или преимуществам на основе компетенций [6–10]. 

Целью проведенного в научной монографии исследования является разработка концепции стратегического развития компании-производителя минеральных удобрений в условиях ужесточения конкурентной борьбы, функционирования в зрелых отраслях и необходимости трансформации конкурентных преимуществ.

Реализация данной цели потребовала от автора постановки и решения следующих исследовательских задач [11, 14–21]:

1. Проведение анализа стратегических возможностей и угроз, включая анализ конкурентной среды в отрасли производителей минеральных удобрений.

2. Изучение теории стратегического управления и планирования в отрасли производителей минеральных удобрений, а также оценка  опыта формирования стратегий в отрасли.

3. Обоснование концептуальных подходов к стратегическому управлению конкурентными преимуществами горно-химической компании.

4. Разработка  классификации конкурентных преимуществ горно-химических компаний.

5. Разработка понятийной основы стратегического развития горно-химической компании в условиях зрелой отрасли.

6. Принципы формирования традиционных конкурентных преимуществ и их трансформации в преимущества, основанные на компетенциях.

7. Обобщение методов стратегического управления компаниями в зрелой отрасли.

В исследовании представлен авторский подход к классификации конкурентных преимуществ по различным признакам. Важным вопросом является ориентация горно-химических компаний на формирование именно устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих поддержание конкурентоспособности в долгосрочной перспективе и оказывающих определяющее влияние на развитие компании. Такие конкурентные преимущества предполагают получение достаточно длительной выгоды от применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, которая основана на комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, а также рыночных возможностей [22–26].

Автором выявлено, что традиционные конкурентные преимущества и их источники постепенно утрачивают свой конкурентный потенциал. На практике компании частично приходят к формированию новых конкурентных преимуществ, значимых в условиях зрелой отрасли, таких как индивидуальный подход к потребителю, высокое качество обслуживания, предоставление сопутствующих сервисных услуг, гибкая система сбыта продукции и др. Общепринятые методы и инструменты стратегического управления, а также подходы к определению основных стратегических ориентиров развития компании должны быть адаптированы с учетом специфических рыночных и отраслевых особенностей горно-химического бизнеса, главной из которых является зрелось отрасли.

Монография «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» состоит из четырех основных разделов. В первом автор рассматривает стратегический анализ горно-химической отрасли России, такие вопросы как методы и инструменты стратегического анализа горных компаний, анализ конкурентной среды на мировых рынках минеральных удобрений, анализ российской горно-химической отрасли, стратегические проблемы и возможности развития российских горно-химических компаний. Во втором разделе автор рассматривает теорию, опыт стратегического управления и планирования в отрасли производителей минеральных удобрений, где представил стратегические управление и планирование в современной промышленной компании, типологию стратегического планирования в зависимости от степени взаимодействия предприятия с внешней средой и многое другое. Третий раздел посвящен стратегическому управлению конкурентными преимуществами горно-химической компании, в нем подробно рассмотрено управление конкурентными преимуществами, конкурентные преимущества горно-химических компаний и др. В четвертом разделе раскрыта концепция развития горно-химических компаний в условиях зрелости отрасли [27–34].

В нем автор отмечает, что описывает особенности стратегического развития горно-химических компаний в зрелой отрасли, принципы трансформации традиционных конкурентных преимуществ и др.

Монография А.Л. Гендон «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что автору удалось не только обобщить и систематизировать научные знания, но и представленный объем информационно-аналитической информации и теоретических и методологических исследований применительно к особенностям горно-химической отрасли, может быть интересен широкому кругу читателей.

References

1. Gendon A.L. Osnovnye prichiny povysheniya sprosa na mineral'nye udobreniya gorno-himicheskogo kompleksa Rossii // V sbornike: Sovremennaya ekonomika: koncepcii i modeli innovacionnogo razvitiya Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 3 knigah. 2016. - S. 200-204.

2. Gendon A.L. Strategicheskoe upravlenie v rossiyskih gorno-himicheskih kompaniyah // V sbornike: Rasshirennoe vosproizvodstvo innovacionnoy ekonomiki i intensifikaciya sprosa na innovacii v Rossii Sbornik nauchnyh statey. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plehanova» ; Pod red. L. P. Goncharenko, S. A. Filina; Sost. E. E. Nalesnaya, L. A. Kuranova. 2016. S. 34-39.

3. Gendon A.L. Strategicheskoe upravlenie v promyshlennyh holdingah // V sbornike: Nauchnye idei, prikladnye issledovaniya i proekty strategiy effektivnogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki sbornik statey-prezentaciy nauchno-issledovatel'skih rabot. Obrazovatel'no-nauchnyy centr «Finansy». Moskva, 2016. - S. 38-41.

4. Gendon A.L. Klyuchevye otraslevye i rynochnye osobennosti gorno-himicheskoy otrasli // V sbornike: Analiz i sovremennye informacionnye tehnologii v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti biznesa i gosudarstva Sbornik nauchnyh trudov i rezul'tatov sovmestnyh nauchno-issledovatel'skih proektov. REU im. G.V. Plehanova. Moskva, 2016. - S. 83-88.

5. Kazakova N.A., Gendon A.L., Hlevnaya E.A. Potencial razvitiya rossiyskih gorno-himicheskih holdingov // Gornyy zhurnal. - 2016. - № 7. - S. 89-91.

6. Gendon A. Strategicheskie problemy razvitiya gorno-himicheskih kompaniy Rossii dlya povysheniya urovnya konkurentosposobnosti // Risk: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. - 2016. - № 1. - S. 105-107.

7. Kazakova N., Gendon A., Hlevnaya E., Chikurova S. Vnutrenniy audit v sisteme kontrollinga biznes-processov kak mehanizm upravleniya riskami v promyshlennyh holdingah // Risk: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. - 2016. - № 1. - S. 214-217.

8. Gendon A.L., Bobkova M.P. Vozmozhnosti razvitiya konkurentosposobnosti gorno-himicheskih kompaniy Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2016. - № 2-2 (67-2). - S. 986-989.

9. Gendon A.L. Instrumenty strategicheskogo analiza i ih znachenie v upravlenii gorno-promyshlennymi kompaniyami // Mezhdunarodnyy tehniko-ekonomicheskiy zhurnal. - 2016. - № 1. - S. 11-14.

10. Gendon A.L. Strategicheskiy analiz dlya effektivnogo upravleniya gorno-promyshlennymi kompaniyami // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. -2016. - № 1. - S. 13-16.

11. Gendon A.L. Osobennosti strategicheskogo upravleniya na predpriyatiyah gorno-himicheskogo kompleksa Rossii // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2016. - № 1. - S. 7-12.

12. Gendon A.L. K voprosu o transformacii tradicionnyh konkurentnyh preimuschestv gorno-himicheskih kompaniy v usloviyah zrelosti otrasli // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. - 2016. - № 2. - S. 17-25.

13. Gendon A.L. Opyt ispol'zovaniya strategicheskogo upravleniya v kompaniyah gorno-himicheskogo kompleksa Rossii // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2016. - № 43. - S. 73-78.

14. Gendon A.L., Il'inova A.A. Konceptual'nye osnovy konkurentnogo razvitiya otrasli po proizvodstvu mineral'nyh udobreniy // Nauka i obrazovanie: hozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. - 2016. - № 1 (68). - S. 12-20.

15. Gendon A.L. Analiz konkurentnyh preimuschestv kompaniy gorno-himicheskogo kompleksa Rossii // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. -2016. - № 3 (87). - S. 83-88.

16. Kazakova N.A., Gendon A.L., Sokolova E.S., Dun I.R. CONTROLLING OF THE EFFECTIVENESS OF THE EXPENSE BUDGET FUND // Cambridge Journal of Education and Science. 2016. T. 3. № 1 (15). S. 182-186.

17. Kazakova N.A., Gendon A.L., Sokolova E.S .COMPETITIVE GLOBAL DEVELOPMENT OF MINING AND CHEMICAL COMPANIES // Cambridge Journal of Education and Science. 2016. T. 3. № 1 (15). S. 187-192.

18. Kazakova N.A., Sokolova E.S., Gendon A.L. ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE WORLD MINING AND CHEMICAL COMPANIES // European Journal of Scientific Research (Paris University Press). 2016. T. II. № 1 (13). S. 672-676.

19. Kazakova N.A., Gendon A.L., Sokolova E.S. METHODOLOGICAL TOOLS FOR ASSESSING THE QUALITY OF INFORMATION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY BUSINESS // European Journal of Scientific Research (Paris University Press). 2016. T. II. № 1 (13). S. 677-682.

20. Gendon A.L., Il'inova A.A. Metodicheskiy instrumentariy razrabotki strategicheskih al'ternativ pri formirovanii konkurentnoy strategii gorno-himicheskoy kompanii // Statistika i Ekonomika. - 2016. - № 2. - S. 27-33.

21. Gendon A.L. Analiz situacii i konkurentnoy sredy na mirovyh rynkah mineral'nyh udobreniy // V sbornike: Ot nauchnyh idey k strategii biznes-razvitiya sbornik nauchnyh trudov i rezul'tatov sovmestnyh nauchno-issledovatel'skih proektov. Moskva, - 2015. - S. 133-147.

22. Gendon A. Analiz osnovnyh problem i tendencii razvitiya rossiiskih gorno-himicheskih kompaniy v sovremennyh usloviyah // Risk: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2015. № 3. S. 187-191.

23. Gendon A. Strategicheskoe planirovanie deyatel'nosti gorno-himicheskih kompaniy v usloviyah turbulentnosti vneshney sredy // Risk: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2015. № 4. S. 253-259.

24. Gendon A.L. Problemy razvitiya gorno-himicheskih kompaniy Rossii // Federalizm. - 2015. - № 3. - S. 85-94.

25. Gendon A.L. Osnovnye napravleniya strategicheskogo konkurentnogo razvitiya mirovyh gornohimicheskih holdingov // Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2015. - № 1. - S. 60-66.

26. Gendon A.L. Osobennosti formirovaniya konkurentnyh preimuschestv kompaniy gorno-himicheskogo kompleksa Rossii v sovremennyh usloviyah // Mezhdunarodnyy tehniko-ekonomicheskiy zhurnal. - 2015. - № 5. - S. 14-19.

27. Gendon A.L., Il'inova A.A. Konceptual'noe predstavlenie strategicheskogo razvitiya gorno-himicheskih kompaniy v usloviyah zrelosti otrasli // Mezhdunarodnyy tehniko-ekonomicheskiy zhurnal. - 2015. - № 6. - S. 7-13.

28. Gendon A.L. Obzor metodov strategicheskogo upravleniya gorno-himicheskimi kompaniyami // Nauka i obrazovanie: hozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. - 2015. -№ 11 (66). - S. 73-75.

29. Gendon A.L. Perspektivy ispol'zovaniya finansovyh mehanizmov razvitiya rossiyskoy gornohimicheskoy otrasli // Nauka i praktika. -2015. - № 2 (18). - S. 30-35.

30. Gendon A.L. Mirovoy rynok mineral'nyh udobreniy: faktory, tendencii i prognozy // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. - 2015. - T. 4. - № 3. - S. 54-58.

31. Gendon A.L. Strategicheskogo upravleniya v gornohimicheskih kompaniyah v sovremennyh usloviyah // Innovacionnaya nauka. - 2015. - T. 1. - № 4-1. - S. 34-36.

32. Gendon A.L. Strategicheskoe upravlenie v gorno-himicheskih kompaniyah Rossii // Evraziyskoe Nauchnoe Ob'edinenie. - 2015. - T. 2. - № 10 (10). - S. 99-101.

33. Gendon A.L. EKOLOGIChESKIY AUDIT I PERSPEKTIVY EGO RAZVITIYa // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. -2014. - T. 3. - № 1. - S. 18-24.

34. Gendon A.L. Perspektivy ekologicheskogo audita // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2011. - № 5. - S. 32-40.

Login or Create
* Forgot password?