Moskva, Moscow, Russian Federation
The problem of formation of prerequisites of literacy in the preschool child in the context of the overall speech development is considered. The article substantiates an innovative approach to understanding speech development of the child as the formation of the language personality in the light of the theory of linguistic identity, the concept of human factor in language. The author disclosed principal provisions of organization of educational process in preschool educational organizations, and the family, constructed in accord with modern ideas about the ontogenesis of speech, and the provisions of the integrated approach to language education at the Moscow school of linguodidactics. The main characteristics of Partial innovative educational program and technologies "Fun day for preschooler» («Vededo") with a priority of artistic and aesthetic and speech development are given. The role of the synthesis of arts and songs in the unity of the poetic word and music for speech development of the child in his daily life is justified. The article analyzes the composition of the prerequisites of literacy: interest in reading, letters, games, reading in person, lingua activity (games with sounds, words, meanings, rhymes, wordcreative), basic awareness of the linguistic reality. The necessity of two different types of teaching materials is justified: with General developmental effect and specifically focused on the development of sound analytical and synthetic activities. The author reveals the mechanism of their influence on the formation of the prerequisites of literacy. The article describes techniques for modeling the structure of the word means animation in scripts with the inclusion of songs about the letters of the alphabet. The principle of autodidactism in the formation of the prerequisites of literacy is revealed.
background literacy; speech analytic-synthetic activity; warning letter-by-letter reading; modeling of the structure of words in the animation; partial educational program “Fun day of preschooler” (“Vededo”).
Дошкольное образование в России в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является ступенью общего образования, строит свою работу на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Субъектами образовательного процесса являются, наряду с профессионалами, родители (ответственные представители) и сами дети. Стандартом определены образовательные области, и одной из них является речевое развитие, которое включает становление речи как средства общения и культуры, обогащение словаря, формирование интонационной выразительности, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ознакомление с художественной литературой, развитие словесного творчества. Важная задача – развитие предпосылок грамотности в процессе звуковой аналитико-синтетической деятельности как закономерного этапа в освоении родного языка, его письменной формы. Предпосылками грамоты в контексте общего речевого развития выступают: ориентировка ребенка в смысловой и звуковой стороне слова, элементарное осознание языковой действительности, лингвокреативная активность (игры со звуками, словами, рифмами, смыслами, словотворчество). А также интерес к буквам, чтению, который проявляется в желании слушать чтение взрослого, знакомиться с буквами в так называемых играх в читающего человека, когда ребенок изображает, что читает, пишет, учит кукол в школе грамоте и т.п. Поисковая активность дошкольника в сфере звучащей речи, своеобразное экспериментирование со словом, его звучанием, грамматическими формами, проявляются как спонтанная активность, когда ребенок находится в положительном эмоциональном расположении духа, позитиве, радуется жизни. Его речевое творчество неотделимо от движения, игры, шутки [1; 8]. Освоение предпосылок грамоты предполагает баланс лево- и правополушарной активности мозга, произвольных и непроизвольных механизмов речи, сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального компонента психической активности, коммуникативной и поэтической функции языка [6; 7; 10]. Увлеченный дошкольник одновременно резвится, танцует, поет, сочиняет рифмы и стихи, «завирательные» истории (небывальщину, перевертыши, фантазии). Наряжается и воображает себя Принцем или Принцессой, Феей, Золушкой, Лесником. Имеет место синкретизм деятельностей, синестезия восприятия [1; 6; 7; 8]. Все эти моменты легли в основу теоретического обоснования Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»), приоритетом которой является художественно-эстетическое и речевое развитие [7]. Программа ставит во главу угла сохранение специфики дошкольного детства как уникального периода жизни человека, наполненного радостью, яркими впечатлениями, интересными делами. Роскошью любви, искреннего общения. Искусством: музыкой, поэзией, песней, театром, танцем, игрой. Периода становления Личности, развития способностей, специфических для детства, но которые войдут в золотой фонд зрелой личности взрослого человека (А.В. Запорожец). Важнейшим приобретением дошкольного детства является овладение родным языком, развитие речи – специфически человеческой способности, благодаря которой формируются высшие психические функции – произвольное внимание, восприятие, память, воображение, логическое мышление, «умные эмоции». Осуществляется культурное развитие ребенка, трансляция культуры от поколения к поколению (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин). Современные представления об онтогенезе речи связывают его с формированием языковой личности – человека в единстве его языковой и коммуникативной способности, проявляющейся в порождении высказывания, текста. Языковой личности, включающей мотивационный, структурно-семантический, лингво-когнитивный (тезаурус) уровни, духовность в самом широком смысле (И.Н. Горелов, К.Ф. Седов, Н.Ю. Караулов, А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова [3; 4; 9]). Речевое развитие дошкольника в Программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») строится в согласии с основополагающими положениями культурно-исторического, деятельностного подхода, теории языковой личности, концепции человеческого фактора в языке [9]. Оно опирается также на многочисленные данные теории музыкальности о взаимосвязи музыкального и логического интеллекта, о положительном влиянии музыки на речевое, языковое развитие ребенка (Д. К. Кирнарская [5]). Программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») предлагает дошкольным образовательным организациям и родителям систему учебно-методических комплектов, построенных на принципе синтеза искусств (поэтического, музыкального, изобразительного), раскрывающих инновационную технологию речевого развития. Технология включает восприятие специально созданных песен обо всех сторонах жизни ребенка и методические рекомендации по организации деятельности детей, созданию развивающей культурно-образовательной, предметной среды. Предлагает многообразные формы организации непосредственно образовательной деятельности и стимулирования самодеятельной детской активности. Непосредственно образовательная деятельность обеспечивает систематичность обучения в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский [2]), целенаправленную передачу культурного коммуникативно-деятельностного опыта. В самодеятельных играх и других видах спонтанной активности (конструирование, рисование, экспериментирование, музицирование) ребенок выступает как подлинный субъект образовательного процесса, свободно выбирающий вид деятельности, необходимые материалы, партнеров по общению. Это сфера саморазвития языковой личности, «самонаучения» (Н.И. Жинкин) языку. Во взаимопереходах непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка реализуется принцип спонтанейности (А.В. Запорожец) как процесс возникновения и диалектического разрешения в деятельности и общении многообразных противоречий. Между потребностями ребенка и его актуальными способностями, между содержанием и формой высказывания, между общением и деятельностью, между мотивационной и операционно-технической сторонами деятельности и др. Центральным моментом, своеобразным ключом Программы и технологии «ВеДеДо» является песня как синтетический вид искусства, единство поэзии и музыки. На принципе синтеза искусств построена авторская образовательная программа композитора С.С. Коренблита, которая составила основу Парциальной образовательной программы дошкольного образования «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). Композитору принадлежит авторство идеи организации педагогического процесса в ДОО, раскрытия программного содержания образования через знакомство детей с песней, специально для этого созданной и снабженной художественной иллюстрацией. Песней о разных сторонах жизни ребенка (режим дня, зарядка, игры, занятия, прогулка, сказки, театр, ознакомление с окружающим, литературой, математическими отношениями, формой, цветом, правилами дорожного движения, праздники, досуги и др.). Песни написаны С. Коренблитом на стихи поэтов классиков (А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока, И. Бунина, С. Есенина, М. Цветаевой, Саши Черного и др.) и детских поэтов (В. Берестова, М. Грозовского Н. Ивановой, М. Слуцкого, М. Тумановой). Иллюстрации художников Г.В. Александровой, М.А. Ивановой, Е.А. Румянцевой, Н.М. Юзефович. Научные редакторы программы – канд. пед. наук, профессор Т.В. Волосовец и д-р пед. наук, академик РАО Е.А. Ямбург. Авторы текста Программы и методических рекомендаций – ведущие специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, педагоги высшей квалификации: А.Г. Арушанова, Н.С. Бахарева, М.А. Булгакова, А.А. Буянов, Т.В. Волосовец, Т.Н. Доронова, Л.В. Историна, С.С. Коренблит, Г.В. Кузнецова, М.А. Рунова, Е.С. Рычагова, Е.В. Соловьева, М.А. Шакарова, Е.А. Ямбург. В музыкальных миниатюрах звучат разнообразные голоса, инструменты. Они являются сочетанием авторской и современной поп-музыки с использованием элементов русского романса, рококо, джаза в гармонии (музыковед Б. Козловский). При одновременном воздействии на эмоциональный мир ребенка поэзии, музыки, изобразительного ряда осуществляется синтез искусств, что является главным посылом проекта: комплексное влияние на развитие через синтетические виды педагогических средств. При этом восприятие произведений искусства сопровождается разнообразными видами творческой самостоятельной деятельности детей: общением, спонтанными играми, музицированием, рисованием, конструированием, экспериментированием, макетированием и т.п. Как отмечает в рецензии на монографию С.С. Коренблита д-р культурологи, профессор В.А. Есаков, в своей оригинальной поисковой работе С. Коренблит предлагает вниманию читателей собственный метод создания песен на опубликованные стихи признанных поэтов, заявляя себя одновременно композитором и исполнителем, музыковедом и филологом, психологом и педагогом [6]. В соответствии с логикой речевого онтогенеза технология «ВеДеДо» содержит два типа учебно-методических комплектов: с широким развивающим эффектом, и специально направленные на лингвистическое развитие ребенка. Последние охватывают задачи, разработанные в рамках московской лингводидактической школы (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина), но решают их не в форме комплексного фронтального речевого занятия, преимущественно в игре. (Принцип дополнительности.) Предпосылки грамотности формируются с применением обоих типов пособий. Развитию звуковой аналитико-синтетической деятельности посвящены УМК «Игры со звучащим словом», «Забавные истории», «Шуточные песни», «По азбучной тропе». Лингвокреативная активность детей стимулируется через языковые игры, заложенные в тексты стихов (М.Г. Слуцкий), шуточные сюжеты и веселые картинки (М.А. Иванова). Через обогащение предметно-развивающей среды, поощряющее детское игровое, словесное, изобразительное творчество, диалогическое общение. Песня выступает как недисциплинарное средство привлечения и удержания внимания, фактор языковой среды, рождающий вербальные и образные ассоциации. Педагогическое средство, построенное на принципе автодидактизма. В производстве находятся мультипликационные фильмы, построенные на этом принципе. Применение мультипликации позволяет осуществлять моделирование языковых структур. В мультфильме используется прием соотнесения живой или статичной картинки и предложения (текста) о ней. Соотнесение текста и картинки формирует интуитивное представление о чтении как способе получения интересной информации об окружающем (не просто слиянии букв в слог и слово). Восприятие видеоряда происходит на фоне песни, в которой сообщается, как называется та или иная буква (ПЭ, ЭМ, ЭЛЬ) и в каких словах она пишется. Но ребенок не называет буквы, а прямо соотносит облик написанной буквы и ее звучание в конкретном слове. Это предупреждает побуквенное чтение. Цветовая символика в сценариях варьируется. Для получения целостного впечатления о слове оно может появляться в нейтральном цвете, например, сером, черном или коричневом. Либо оно может быть разноцветным, но пастельных тонов, которые не контрастируют. Буква, с которой знакомят в данном сценарии, будет ярче или крупнее остальных. Слова могут всплавать сразу целиком, чтобы взгляд схватывал целостный образ, либо по одной букве, чтобы взгляд двигался слева направо. С этой же целью целое слово из букв нейтрального цвета начинает расцвечиваться («живая кисточка», «бегущие огоньки») в направлении слева направо. Иногда буквы появляются (расцвечиваются) так, что сначала загорается гласная, а потом стоящая перед ней согласная. Это делается для того, чтобы ребенок почувствовал: тип чтения согласной буквы зависит от того, какая гласная за ним следует: либо мягко (мел), либо твердо (мал). Буквы имеют либо антропоморфный облик (с глазками, ручками и т.п.), либо нестрогих очертаний. Они симпатичные и вызывают непроизвольную положительную эмоцию. Если иное не оговорено специально, согласные твердые синие, согласные мягкие зеленые, гласные красные. Йотированные гласные ярче остальных гласных. Буквы Ъ и Ь, не передающие никакого звука, желтые. Насыщенность цвета может варьировать, создавая приятное разнообразие. Та буква, с которой знакомят, ярче остальных. Буквы печатные. Дается заглавная и строчная буква. Буквы, которые не бывают заглавными, даются по одной (Ъ, Ы, Ь). Приводятся слова, в которых изучаемая буква находится как в начале, так и в середине и конце слова (по возможности). В отдельных случаях дети видят написание прописных букв. В конце сериала дети видят, как «волшебный уголек» пишет слова от руки. Так, как это делают дети. Весь сериал построен на принципе автодидактизма. Ребенок постепенно интуитивно схватывает полезную информацию. Осознается, что это про буквы. Что это интересно. При неоднократном восприятии песен и видеоряда запоминаются слова, в которых пишется та или иная буква. Мультипликация позволяет вводить в оборот не только существительные, но и слова других частей речи, визуализировать глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия. Формируется целостное представление о слове и его функциях в речи. Завлекательные сюжеты вызывают непроизвольное желание высказываться. Развивается устная речь, общение. В конце сценариев содержатся короткие диалоги, которые озвучивают отдельные предложения. Включение мультфильмов на песенной основе в образовательный процесс создает предпосылки к собственно прямому обучению грамоте. Подготавливает формирование механизма чтения, предупреждает побуквенное чтение.
1. Arushanova A.G., Rychagova E.S., Sigal K.Ya., Yur'eva N.M. Problemy razvitiya rechi v psiholingvisticheskom i lingvodidakticheskom osveschenii [Tekst] / A.G. Arushanova, E.S. Rychagova, K.Ya. Sigal, N.M. Yur'eva. - M.: ID «Klyuch - S», 2014.
2. Vygotskiy L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya [Tekst] / L.S. Vygotskiy. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1956.
3. Gorelov I.N., Sedov K.F. Osnovy psiholingvistiki [Tekst] / I. N. Gorelov, K. F. Sedov. - M.: Labirint, 1997.
4. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost' [Tekst] / Yu. N. Karaulov. - 5-e izd. - M.: KamKniga, 2006.
5. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostey. Muzykal'nye sposobnosti [Tekst] / D. K. Kirnarskaya. - M.: Talanty-XXI vek, 2004.
6. Korenblit S.S. Ekologiya russkogo yazyka. Sintez slova i muzyki [Tekst] / S.S. Korenblit; Nauch. red. E. A. Yamburg. - Krasnodar: Izdatel'skiy Dom «Hors», 2015.
7. Korenblit S.S. Veselyy den' doshkol'nika («VeDeDo»): parcial'naya obrazovatel'naya programma doshk. obrazovaniya (razrab. v sootvetstvii s Federal'nym gos. standartom doshk. obrazovaniya RF): ucheb.-metod. Posobie [Tekst] / S. S. Korenblit; pod red. T. V. Volosovec i E. A. Yamburga. - M.: Obruch 2015.
8. Korenblit S.S., Arushanova A.G., Rychagova E.S. Razvitie yazykovoy lichnosti doshkol'nika: teoriya, opyt. Programma i tehnologiya «Veselyy den' doshkol'nika» («VeDeDo») [Tekst] / S. S. Korenblit, A. G. Arushanova, E. S. Rychagova; Nauch. red. E. A. Yamburg. - Krasnodar: Izdatel'skiy dom «Hors», 2015.
9. Kubryakova E.S., Shahnarovich A.M., Saharnyy L.V. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi [Tekst] / E. S. Kubryakova, A. M. Shahnarovich, L. V. Saharnyy. - M.: Nauka, 1991.
10. Yakobson R.O. Lingvistika i poetika [Tekst] / R. O. Yakobson // Strukturalizm: "za" i "protiv". - M., 1975. - S. 193-230.