TOTHE MANAGEMENT OF THE PROFIT OF ECONOMIC ENTITY: FORMATION AND ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In article the analysis of expenses and profits of the industrial enterprise of the Ural region is carried out. The profit of the enterprise is formed in the course of his economic activity that finds reflection in accounting reports. For forecasting of the size of profit, development of the correct and accurate strategy of management that needs to be carried out the system analysis of her formation for the purpose of identification of reserves of growth. This analysis is important both for internal users of information, and for external. As a result of a research the factorial analysis which has allowed to reveal the factors (i.e. reserves of increase have arrived) influencing the size of financial result from sales of JSC Uralkhimmash is carried out. The author has offered recommendations for realization of the established profit markup reserves and also external and internal factors which economic entities need to consider in process of management of profit are designated.

Keywords:
profit, income, cost, expenses, product cost, financial result, factorial analysis, reserves of increase have arrived.
Text

В условиях рыночной экономики на деятельность хозяйствующих субъектов влияет большое число факторов, обусловливающих неопределенный и динамичный характер рынка. Возрастающие требования потребителей к качеству товаров и услуг, инфляционные процессы, экономическая нестабильность требуют от руководства предприятий вовремя реагировать на изменение рыночной ситуации, разрабатывать и принимать оптимальные с точки зрения затрат и эффективности управленческие решения, касающиеся в том числе процессов планирования и управления прибылью.

Исторически значение прибыли в развитии экономики отечественных предприятий существенно изменилось, а именно при переходе от административно-командных механизмов управления к рыночным. На современном этапе коммерческие организации самостоятельно управляют прибылью после налогообложения, оплаты экономических санкций и прочих обязательных отчислений и платежей в государственный бюджет. Это определяет, что прибыль – не только источник экономического развития компании, но и фундамент для роста национальной экономики в целом. Прибыль прямо либо косвенно связана с другими экономическими рычагами финансово-хозяйственной деятельности предприятия (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно выжить любому субъекту хозяйствования в рыночных условиях.

Прибыль – одна из самых сложных экономических категорий. Важно верно понимать экономическое содержание прибыли для практического использования. Несмотря на то, что сущность прибыли раскрывается в различных нормативно-правовых актах и научных исследованиях, данный вопрос до сих пор является предметом дискуссий. С развитием экономической мысли понятие «прибыль» постоянно изменяется и усложняется.

Так, по мнению П.Э. Самуэльсона, прибыль – это доход от предпринимательской деятельности [7]. С точки зрения И.А. Бланка прибыль определяет доход на вложенный капитал [1]. В толковом словаре С.И. Ожегова прибыль трактуется как доход, уменьшенный на величину расходов [4]. Паламарчук А.С. считает, что «прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений предприятий любой формы собственности, и как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия» [5, с. 220].

Рассмотрев понятие «прибыль» с различных точек зрения, можем заключить, что практически все исследователи определяют таковую как определенный доход. Вообще, современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства (труда, земли, капитала), а в рамках экономической теории прибыль определяется как разница между общей выручкой и общими издержками.

Ключевое предназначение прибыли заключается в отражении эффективности производственно-сбытовой деятельности компании, а в рыночных условиях заработать прибыль – непосредственная цель производства субъекта хозяйствования. Однако выйти на прибыль предприятие может в случае производства продукции (услуг), отвечающих общественным потребностям. Это означает, что прибыль, выступая целью производства, одновременно характеризует и результат деятельности.

Основными показателями прибыли, используемыми для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, валовая прибыль, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – чистая прибыль.

Однако необходимо понимать, что признание выручки от реализации не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата выручка сопоставляется с затратами на производство продукции (себестоимостью). Плюсовая разница выручки и себестоимости означает получение прибыли. При равенстве себестоимости и выручки затраты «оплачены», а прибыль отсутствует, следовательно, нет и финансовой базы для обеспечения дальнейшего роста компании. Превышение затрат над выручкой влечет получение убытков, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее даже банкротства. При грамотном анализе убытков выявляются ошибки и просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта, устранив которые, можно сформировать условия для получения прибыли в перспективе.

Вышеизложенное определяет, что прибыль – это «произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт, создаваемый на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получающий на этапе реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода» [3]. При этом чистая прибыль предприятия, наряду с амортизационными отчислениями, является по существу главным финансовым ресурсом, определяющим его экономический потенциал и способность к самофинансированию [3, 6], что характеризует степень деловой активности и финансового благополучия хозяйствующего субъекта. Величина прибыли определяет уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы. Это определяет процесс управления прибылью важнейшим направлением финансовой политики, цель которого – максимизировать доходы по имеющимся источникам финансовых результатов, стремясь при этом к расширению общей номенклатуры таких источников.

Объект настоящего исследования АО «Уралхиммаш» – один из ведущих российских производителей оборудования для газоперерабатывающей, нефтяной, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности. Соответственно, предметом исследования выступает прибыль выбранного хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых результатов деятельности организации, прежде всего, опирается на информацию, содержащеюся в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» (далее – ОФР), основной смысл которой заключается в том, чтобы повторить алгоритм исчисления прибыли и раскрыть условия ее формирования на основе определенной экономической концепции.

Для изучения показателей прибыли, используемых для оценки производственно-хозяйственной деятельности, сведем данные Отчета о финансовых результатах в табл. 1.

Анализируя в динамике представленные показатели, видим, что выручка от продажи продукции в 2016 г. упала на 1,9%, а величина сокращенной себестоимости (переменных затрат) увеличилась на 2%. В итоге завод получил валовую прибыль, равную 143 538 тыс. руб., что меньше в сравнении с 2015 г. почти в два раза. Несмотря на то, что предприятие стремится к сокращению постоянных расходов, их величина в отчетном году превысила валовую прибыль 3,3 раза, в результате чего сформировался убыток от продаж. Наблюдается снижение доходов и расходов от прочей деятельности. Обозначенная совокупность факторов привела к образованию чистого убытка в сумме 663 966 тыс. руб., увеличившегося на 86,6%.

            Для более глубокого анализа влияния составляющих доходов и расходов на финансовый результат следует рассмотреть баланс доходов и расходов. Данные для анализа сведем в табл. 2.

Таблица 1

Анализ финансовых результатов, тыс. руб.

Таблица 2

Баланс доходов и расходов, тыс. руб.

            По результатам анализа установлено, что общий убыток в период 2015–2016 гг. увеличился на 93,9%. Согласно данным табл. 2, это связано, главным образом, с ростом расходов на 32,4% и снижением доходов на 54,5% от прочих видов деятельности.

Далее выясним, какие элементы повлияли на изменение затрат на основное производство. Для этого на рис. ниже представим структуру себестоимости продукции исследуемого предприятия.

Рис. Структура затрат на производство

В отчетном году по сравнению с предыдущим совокупные переменные затраты «Уралхиммаша» в целом возросли на 2%. Рост произошел по всем элементам, за исключением материальных расходов, сократившихся на 0,004%. Затраты на оплату труда и социальные отчисления возросли на 22 и 18% соответственно, сумма затрат на амортизацию основных средств – на 2,3%. Главным образом, рост себестоимости произошел за счет увеличения прочих прямых затрат на 112,8%.

             На получение убытка от продаж «Уралхиммаша» самое сильное влияние оказывает структура и величина его постоянных расходов, несмотря на их сокращение (-17% к 2015 г.) по всем статьям таких затрат (согласно пояснениям к отчетности). Наибольшую долю постоянных расходов занимают расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций (оплата транспортных расходов, расходов на сбыт и реализацию, рекламу и маркетинг). Таким образом, для выхода на безубыточный финансовый результат от основной деятельности предприятию в целом необходимо оптимизировать величину постоянных затрат.

            Ранее отмечалось, что финансовый результат от прочих видов деятельности предприятия в 2016 г., как и в прошлом году, убыточен. Это связано как с падением прочих доходов, так и большим размером прочих расходов, несмотря на их снижение. Согласно пояснениям к бухгалтерской отчетности, прочие доходы завода в отчетном периоде более чем на 60% были сформированы за счет списания резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов и оценочных резервов; около 17% составляют доходы от реализации запасов, не востребованных в производстве; 6% прочих доходов получено от взыскания штрафных санкций. Как таковых, реальных качественных доходов от прочей деятельности у предприятия практически нет.

            Прочие расходы на 39% сформированы созданием резервов под обесценение запасов; 27,5% расходов по прочей деятельности составляют расходы на выплату процентов по кредитам и займам, причем в 2016 г. проценты к уплате увеличились на 13%. Кроме того, «Уралхиммаш» в 2016 г. заплатил много штрафов и иных санкций, что составило 8,7% прочих расходов (+233% к 2015 г.). Создан резерв по долгосрочным финансовым вложениям (вклады в уставный капитал): поступления дивидендов, процентов по долгосрочным финансовым вложениям снизились в 2016 г. на 68%. Это означает, что средства предприятия вложены в низкодоходные финансовые инструменты с риском потери доходности, и такие источники следует пересмотреть.

            В целом, результаты анализа определили, что предприятие нуждается в разработке эффективной политики в части управления затратами, доходами, расходами и финансовыми результатами. Для выхода на безубыточную работу, а затем на положительный финансовый результат необходимо провести поиск резервов снижения затрат и себестоимости продукции, пересмотреть статьи доходов и расходов по прочей деятельности, понижающих чистую прибыль. Рекомендуется внедрить эффективную систему бюджетирования и рассмотреть возможности по снижению и оптимизации всех видов затрат.

Фактически прибыль, полученная в отчетном году, может отличаться от прибыли прошлого отчетного периода ввиду воздействия внешних и внутренних факторов. Для выявления влияния отдельных факторов на величину прибыли необходимо провести факторный анализ, который позволит выявить резервы роста прибыли АО «Уралхиммаш».

            Данные о влиянии факторов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на изменение убытка от продаж обобщены в табл. 3.

 

 

 

Таблица 3

Обобщение результатов факторного анализа прибыли АО «Уралхиммаш» за 2014–2015 гг.

            Результаты факторного анализа определили, что рост себестоимости продукции произошел, главным образом, ввиду повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние падение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции (в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности). Отрицательное воздействие перечисленных факторов, согласно аналитическим выводам, было несущественно компенсировано снижением управленческих и коммерческих расходов.

Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются:

  1. Увеличение объема продаж.
  2. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.
  3. Снижение себестоимости товаров, работ и услуг.
  4. Снижение постоянных расходов.

В качестве оптимальных мероприятий по использованию выявленных резервов роста прибыли можно рекомендовать следующие:

1.         Внедрять эффективную ценовую политику на основе дифференцированного подхода.

2.         Снижать цены на материальные ресурсы, заключая рамочные годовые договоры поставки с производителями на гарантированный объем закупа ТМЦ и устанавливая твердые цены на год.

3.         В целях снижения себестоимости целесообразен рост выработки основных производственных рабочих (например, посредством внедрения автоматизированной системы формирования сменно-суточных заданий, недельных планов производства).

4.         Оптимизировать величину постоянных статей затрат (а именно расходов на оплату услуг сторонних организаций, заработную плату коммерческого и административного аппарата).

Низкое качество прибыли предприятия формирует отрицательную рентабельность. Увеличить общие показатели прибыльности и рентабельности предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер, среди которых целесообразно выделить следующие:

1.         Расширение рынков сбыта: маркетинговый анализ спроса на российском рынке и изучение перспектив расширения на мировом рынке. Обеспечение спроса на иностранных рынках и рост выручки за счет поступления экспортных контрактов.

2.         Проведение оптимизации структуры сбыта, в результате чего вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, увеличится до максимума в противовес доле продукции, реализуемой по более низкой цене как взаимозачет другим организациям [2].

3.         Использование резервных мощностей: организация дозагрузки производственных мощностей за счет продажи производственных услуг.

В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли выступает инновационная деятельность, что предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции. Кроме того, обеспечить рост прибыли возможно за счет монопольного положения компании и уникальности товаров на рынке: для этого предприятию требуется постоянно обновлять ассортимент и удерживать производство и реализацию. При этом необходимо учитывать влияние растущей конкуренции со стороны других субъектов хозяйствования, а также ограничения антимонопольной политики государства.

В процессе управления прибылью хозяйствующего субъекта следует учитывать факторы, влияющие на нее. Пренебрежение такими факторами грозит принятию неверных решений в части управления финансовыми результатами и, как следствие, снижению и даже утрате финансовой безопасности. Прибыль формируется под воздействием большого числа взаимосвязанных факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности и оказывающих разнонаправленное воздействие на ее результаты. Учитывая, что предприятие – субъект и объект экономических отношений одновременно, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние (табл. 4).

 

Таблица 4

Факторы, влияющие на прибыль организации [6]

В завершении подчеркнем, что эффективное управление финансовыми результатами хозяйствующего субъекта, в результате которого формируется требуемая сумма доходов и достигается оптимальное состояние расходов, призвано в краткосрочном периоде деятельности укрепить и повысить рентабельность и ликвидность (платежеспособность) организации, а в долгосрочном – повысить ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

References

1. Blank I.A. Finansovyy menedzhment: Uchebnyy kurs. - 2-e izd., pererab. i dop. - K.: El'ga, Nika-Centr, 2004. - 656 s.

2. Gil'vanov T.I. Analiz dohodnosti predpriyatiya i metody ee uvelicheniya // Skif. Voprosy studencheskoy nauki. - 2017. - №8. - S. 6-8.

3. Mudrova S.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya pribyli na predpriyatii // Vestnik Akademii. - 2010. - №3. - S. 41-43.

4. Ozhegov S. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. - AST, 2017. - 736 s.

5. Palamarchuk A.S. Ekonomika predpriyatiya: Uchebnik. - M.: NIC INFRA-M, 2016. - 458 s.

6. Piontkevich N.S. Upravlenie pribyl'yu organizacii: teoriya i metodologiya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. - 2015. - №4. - S. 217-226.

7. Samuel'son P. Ekonomika: uchebnik. V sokr. Per. s angl. - Sevastopol', izd. «Ahtiar», 1995. - 384 s.

Login or Create
* Forgot password?