USE OF A PROJECT METHODOLOGY FOR INVESTIGATION OF INTRAFFICIENT CONFLICTITY OF CURVATORS AND HEARERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MOI OF RUSSIA SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
This paper is devoted to a comparative study of the level of intrapersonal conflicts between cadets and listeners of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya. Comparative analysis was based on the projective methodology "Whatever bewitched me." In the article it is shown that unstable value orientations, inadequate motives for choosing a profession, external socio-psychological factors of professional intentions, "strategy of adaptive behavior" in professional activity, inadequately formed internal image of the profession serve as specific reasons for the emergence of intrapersonal conflicts among cadets and listeners.

Keywords:
intrapersonal conflict, projective methodology, comparative characteristics of cadets and listeners.
Text

Идущие из веков взгляды общества на личность, как высшею ценность, присуще и современности. Становление личности сопровождается внутриличностными конфликтами, которые являются закономерным явлением развития личности.

Особую значимость приобретает проблема профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Нынешняя преступность ставит перед  правоохранительными органами  новые, ответственные задачи. Тяжесть последствий от ошибок, совершаемых при принятии решений в правоохранительной деятельности, существенно повышает требования к психологическим качествам и свойствам обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

Тема проблематики профессионализации будущих специалистов правоохранительных органов является предметом ряда психологических исследований [1, 2, 4, 5, 7]. Вместе с тем специальных исследований посредством проективной методики опредления уровня внутриличностной конфликтности не проводилось.

Проективная методика «Во что бы меня заколдовали» основана на анализе продуктов воображения и фантазии и направлена на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. При анализе методик этого класса исследователи исходят из предположения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Анализ исследований внутриличностных конфликтов в психологии показывает, что вид конфликта может определять особенности поведения и деятельности индивида. Придерживаясь классификации Е.В. Есликовой, в данной методике были выделены четыре вида рассматриваемого явления: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, поведенческий и смысловой конфликты [3].

В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 17 до 24 лет. Среди испытуемых 20 слушателей 5 курса и 20 курсантов 1 курса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени                В.Я. Кикотя.

Респондентам было предложено нарисовать в кого бы их превратил злой и добрый волшебник, а также ответить на следующие вопросы:

1. В кого заколдовал Вас колдун?

2. Почему именно в это?

3. За какие заслуги (за что)?

4. Какой Вы в этом состоянии?

5. Для чего Вам это надо?

Результаты по проективной методике определения уровня внутриличностной конфликтности по классификации Е.В. Есликовой показывают, что обучающимся характерен повышенный уровень внутриличностной конфликтности, который был обнаружен у 75% курсантов и 85% слушателей. При этом, более заметные различия получились именно в видах конфликтов (таблица 1,2).

Таблица 1

Внутриличностные конфликты курсантов 1 курса

Конфликт

Подвид конфликта

Количство

Смысловой

Самонеприятия

6

Поведенческий

Адаптационный

6

Конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями

1

Отсутствует

5

Когнитивно-деятельностный

Конфликт профессиональных экспектаци

1

Мотивационно-потребностный

Конфликт выбора профессии

1

 

Таблица 2

Внутриличностные конфликты слушателей 5 курса

Конфликт

Подвид конфликта

Количство

Мотивационно-потребностный

Конфликт выбора профессии

3

Конфликт профессионального роста

2

Конфликт профессиональной карьеры

3

Поведенческий

Адаптационный

5

Смысловой

Самонеприятия

3

Отсутствует

3

Когнитивно-деятельностный

Конфликт профессиональных экспектаци

1

Проведенный статистический анализ показывает, что респондентов первого курса, в первую очередь, беспокоит смысловой конфликт, а именно, конфликт самонеприятия (рисунок 1). Вместе с ним, свою нишу занимает поведенческий (адаптационный) конфликт, который, как правило, непродолжителен по времени и завершается принятием норм профессиональной деятельности и профессионального общения, пониманием смысла профессии и своей причастности к ней, либо отчуждением от коллектива, развитием фрустрационных реакций и затягиванием конфликта (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Рисунок 2

Как справедливо отмечает Т.В. Мальцева, связано это с тем, что профессиональная деятельность и обучение курсантов сопряжены не только с нормативами, организующими служебную деятельность, с субкультурной регламентацией повседневного поведения, но и с квазипрофессиональным характером учебной деятельности, обусловленным отрывом учебного процесса от реального профессионального труда по специальности. Более того, уставные отношения, решения, носящие властный и обязательный характер, а также персональная ответственность повышают уровень негативных эмоциональных переживаний при внутриличностном конфликте, причем при сниженной у большинства курсантов психоэмоциональной устойчивости [6].

В свою очередь, слушателей 5 курса, достоверно изучивших свою профессию, на первом месте беспокоит мотивационно-потребностный конфликт, возникающий при осмыслении субъективной значимости профессиональной деятельности (рисунок 3). В частности: конфликт выбора профессии, характеризующийся сомнением, разочарованием в правильности профессионального выбора; конфликт профессионального роста, связанный с нехваткой опыта, желанием иметь более высокий результат; конфликт профессиональной карьеры, сопряженный с появлением желания продвигаться по службе, потребностью занять руководящую должность, самоутвердиться и вместе с тем осознается необходимость переработки, систематизации знаний, повышения квалификации.

Стоить отметить, что среди недостатков проективных методик, в особенности рисуночных тестах, всеми исследователями отмечается частичное или полное отсутствие стандартизации, слабая подверженность проверке надежности и валидности, что вносит большую долю субъективности при оценке результатов и интерпретации данных.

                

   

 Рисунок 3                                                      

Таким образом, как показало исследование, специфическими причинами возникновения внутриличностных конфликтов у курсантов и слушателей служат неустойчивые ценностные ориентиры, неадекватные мотивы выбора профессии, внешние социально-психологические факторы профессиональных намерений, «стратегия адаптивного поведения» в профессиональной деятельности, неадекватно сформированный внутренний образ профессии.

References

1. Avdeeva E. V. Some regularities of the mental development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Prikladnaja psihologija i pedagogika [Applied psychology and pedagogy]. Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya. 2017. V. 2. No. 2. pp. 1-9. DOI: 10.12737 / 24418 URL: https://naukaru.editorum.ru/en/nauka/article/ 15238 / view (date of circulation: June 19, 2017) (in Russian).

2. Ermolaev V.V., Gorbach N.A., Kravtsova Yu.A. Socio-psychological factors of professional self-determination of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Podgotovka vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k sluzhbe v organah vnutrennih del: Sbornik analiticheskih i metodicheskih materialov [Preparation of graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for service in law-enforcement bodies: Collection of analytical and methodological materials]. M., 2003.

3. Eslikova E.V. Psihologicheskie osobennosti konfliktov professional'nogo samoopredelenija lichnosti (v period vzroslosti). Avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. [Psychological features of conflicts of professional self-determination of an individual (during adulthood). Author's abstract. Dis. ... cand. Psychol. Sciences]. SPb, 2000.

4. Iskhakov E.R. Peculiarities of goal setting and self-motivation among employees of law enforcement agencies // V sbornike: Moral'no-psihologicheskoe obespechenie operativno-sluzhebnoj dejatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del: sostojanie, problemy i puti sovershenstvovanija Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Moral and psychological support of operational and official activities of employees of law enforcement bodies: status, problems and ways of improvement. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. 2015. pp. 63-66 (in Russian).

5. Makarenko Yu.B. The role of biographical reflection in the professional self-determination of cadets of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2014. No. 4 (59). pp. 25-27 (in Russian).

6. Maltseva T.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie kursantov i slushatelej vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v situacijah vnutrilichnostnyh konfliktov professional'nogo stanovlenija: monografija [Counselling cadets and students of higher educational institutions of the Russian Interior Ministry in situations of intrapersonal conflicts of professional formation: monograph]. M .: Moscow University of the MIA of Russia, Publ URAO Publ., 2005. рр. 52-53.

7. Yurlov Yu.N. Vnutrilichnostnyj konflikt kursanta: sushhnost', istochniki, dinamika [Intrapersonal conflict of the cadet: essence, sources, dynamics]. Cherepovets: ChVVIURE, 1993.


Login or Create
* Forgot password?