ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная работа посвящена сравнительному исследованию уровня внутриличностных конфликтов курсантов и слушателей Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Сравнительный анализ проходил на основе проективной методики «Во что бы меня заколдовали». В статье показано, что специфическими причинами возникновения внутриличностных конфликтов у курсантов и слушателей служат неустойчивые ценностные ориентиры, неадекватные мотивы выбора профессии, внешние социально-психологические факторы профессиональных намерений, «стратегия адаптивного поведения» в профессиональной деятельности, неадекватно сформированный внутренний образ профессии.

Ключевые слова:
внутриличностный конфликт, проективная методика, сравнительная характеристика курсантов и слушателей
Текст

Идущие из веков взгляды общества на личность, как высшею ценность, присуще и современности. Становление личности сопровождается внутриличностными конфликтами, которые являются закономерным явлением развития личности.

Особую значимость приобретает проблема профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Нынешняя преступность ставит перед  правоохранительными органами  новые, ответственные задачи. Тяжесть последствий от ошибок, совершаемых при принятии решений в правоохранительной деятельности, существенно повышает требования к психологическим качествам и свойствам обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

Тема проблематики профессионализации будущих специалистов правоохранительных органов является предметом ряда психологических исследований [1, 2, 4, 5, 7]. Вместе с тем специальных исследований посредством проективной методики опредления уровня внутриличностной конфликтности не проводилось.

Проективная методика «Во что бы меня заколдовали» основана на анализе продуктов воображения и фантазии и направлена на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. При анализе методик этого класса исследователи исходят из предположения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Анализ исследований внутриличностных конфликтов в психологии показывает, что вид конфликта может определять особенности поведения и деятельности индивида. Придерживаясь классификации Е.В. Есликовой, в данной методике были выделены четыре вида рассматриваемого явления: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, поведенческий и смысловой конфликты [3].

В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 17 до 24 лет. Среди испытуемых 20 слушателей 5 курса и 20 курсантов 1 курса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени                В.Я. Кикотя.

Респондентам было предложено нарисовать в кого бы их превратил злой и добрый волшебник, а также ответить на следующие вопросы:

1. В кого заколдовал Вас колдун?

2. Почему именно в это?

3. За какие заслуги (за что)?

4. Какой Вы в этом состоянии?

5. Для чего Вам это надо?

Результаты по проективной методике определения уровня внутриличностной конфликтности по классификации Е.В. Есликовой показывают, что обучающимся характерен повышенный уровень внутриличностной конфликтности, который был обнаружен у 75% курсантов и 85% слушателей. При этом, более заметные различия получились именно в видах конфликтов (таблица 1,2).

Таблица 1

Внутриличностные конфликты курсантов 1 курса

Конфликт

Подвид конфликта

Количство

Смысловой

Самонеприятия

6

Поведенческий

Адаптационный

6

Конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями

1

Отсутствует

5

Когнитивно-деятельностный

Конфликт профессиональных экспектаци

1

Мотивационно-потребностный

Конфликт выбора профессии

1

 

Таблица 2

Внутриличностные конфликты слушателей 5 курса

Конфликт

Подвид конфликта

Количство

Мотивационно-потребностный

Конфликт выбора профессии

3

Конфликт профессионального роста

2

Конфликт профессиональной карьеры

3

Поведенческий

Адаптационный

5

Смысловой

Самонеприятия

3

Отсутствует

3

Когнитивно-деятельностный

Конфликт профессиональных экспектаци

1

Проведенный статистический анализ показывает, что респондентов первого курса, в первую очередь, беспокоит смысловой конфликт, а именно, конфликт самонеприятия (рисунок 1). Вместе с ним, свою нишу занимает поведенческий (адаптационный) конфликт, который, как правило, непродолжителен по времени и завершается принятием норм профессиональной деятельности и профессионального общения, пониманием смысла профессии и своей причастности к ней, либо отчуждением от коллектива, развитием фрустрационных реакций и затягиванием конфликта (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Рисунок 2

Как справедливо отмечает Т.В. Мальцева, связано это с тем, что профессиональная деятельность и обучение курсантов сопряжены не только с нормативами, организующими служебную деятельность, с субкультурной регламентацией повседневного поведения, но и с квазипрофессиональным характером учебной деятельности, обусловленным отрывом учебного процесса от реального профессионального труда по специальности. Более того, уставные отношения, решения, носящие властный и обязательный характер, а также персональная ответственность повышают уровень негативных эмоциональных переживаний при внутриличностном конфликте, причем при сниженной у большинства курсантов психоэмоциональной устойчивости [6].

В свою очередь, слушателей 5 курса, достоверно изучивших свою профессию, на первом месте беспокоит мотивационно-потребностный конфликт, возникающий при осмыслении субъективной значимости профессиональной деятельности (рисунок 3). В частности: конфликт выбора профессии, характеризующийся сомнением, разочарованием в правильности профессионального выбора; конфликт профессионального роста, связанный с нехваткой опыта, желанием иметь более высокий результат; конфликт профессиональной карьеры, сопряженный с появлением желания продвигаться по службе, потребностью занять руководящую должность, самоутвердиться и вместе с тем осознается необходимость переработки, систематизации знаний, повышения квалификации.

Стоить отметить, что среди недостатков проективных методик, в особенности рисуночных тестах, всеми исследователями отмечается частичное или полное отсутствие стандартизации, слабая подверженность проверке надежности и валидности, что вносит большую долю субъективности при оценке результатов и интерпретации данных.

                

   

 Рисунок 3                                                      

Таким образом, как показало исследование, специфическими причинами возникновения внутриличностных конфликтов у курсантов и слушателей служат неустойчивые ценностные ориентиры, неадекватные мотивы выбора профессии, внешние социально-психологические факторы профессиональных намерений, «стратегия адаптивного поведения» в профессиональной деятельности, неадекватно сформированный внутренний образ профессии.

Список литературы

1. Авдеева Е. В. Некоторые закономерности психического развития курсантов образовательных организаций МВД России // Прикладная психология и педагогика . Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя . 2017. Т. 2. №. 2. С. 1-9. DOI:https://doi.org/10.12737/24418 URL: https://naukaru.editorum.ru/ru/nauka/article/ 15238/view (дата обращения: 19.06.2017).

2. Ермолаев В.В., Горбач Н.А., Кравцова Ю.А. Социально-психологические факторы профессионального самоопределения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: Сборник аналитических и методических материалов. М., 2003;

3. Есликова Е.В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности (в период взрослости). Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб, 2000.

4. Исхаков Э.Р. Особенности целеполагания и самомотивации у сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 63-66.

5. Макаренко Ю.Б. Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4 (59). С. 25-27.

6. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления. монография. М.: Моск. ун-т МВД России, Изд-во УРАО, 2005. С. 52-53.

7. Юрлов Ю.Н. Внутриличностный конфликт курсанта: сущность, источники, динамика. Череповец: ЧВВИУРЭ, 1993.


Войти или Создать
* Забыли пароль?