SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The organization of socio-pedagogical support, aimed at supporting the process of formation of professional self-determination of students with intellectual disability are necessary to improve the level of social integration and adaptation of children in the professional community. The complex of measures on support should include individual and group work with students, parents and teachers, holding students elective courses within the professional learning activities aimed at social integration of students. Organized in a similar way, socio-pedagogical support helps the primary employment of students and retaining them in the workplace, facilitates the process of adaptation to professional activities, contributes to the increase of social activity of persons with disabilities.

Keywords:
socio-pedagogical support; professional self-determination of persons with intellectual disability.
Text

Проблема трудностей интеграции лиц с ограниченными возможностями в социальную жизнь остро встает перед современным обществом. Люди, имеющие инвалидность, связанную с интеллектуальными нарушениями, находятся чаще всего в ситуации социальной эксклюзии. В связи с этим они имеют узкий круг возможностей для реализации своего жизненного потенциала. Человек с инвалидностью зачастую остается невостребованным в личностном и социальном плане как в силу объективных ограничений возможностей здоровья, так и в результате социальной тенденции к избеганию взаимодействия с инвалидами, а также в силу отсутствия достаточного государственного регулирования вопросов, связанных с трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда.

Одной из основных задач социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в системе образования является помощь в развитии процессов адаптации и социализации, интеграция в образовательное и социальное пространство, включение в профессионально-трудовую деятельность. Социально-педагогическое сопровождение выпускников в период обучения по профессии и в период первичного трудоустройства может способствовать интеграции учащихся с ОВЗ на рынке труда.

Таким образом, изучение путей решения проблем интеграции лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в социум через профессиональную деятельность посредством социально-педагогического сопровождения является актуальным направлением социально-педагогических исследований.

С целью разработки содержания работы по социально-педагогическому сопровождению лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, направленной на их интеграцию в сфере профессиональной деятельности автором было проведено исследование.

Объектом исследования являлся процесс профессионально-трудовой подготовки лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предметом исследования выступали особенности социально-педагогического сопровождения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на стадиях оптации, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации.

Исследование осуществлялось на базе педагогического  колледжа  № 16 г. Москва. В экспериментальном исследовании приняли участие 8 обучающихся групп профессиональной подготовки педагогического колледжа № 16, а также выпускники колледжа, имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности. Все обучающиеся проживали дома, с родителями.

Особенностями процесса формирования профессионального самоопределения учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями выступают следующие:

  • приоритет задач социализации перед задачами профессионального совершенствования,
  • акцент на трудовую деятельность и социально-бытовую ориентировку в рамках основного образования,
  • акцент на доступные по психофизиологическим возможностям учащихся профессии, 
  • осуществление социально-педагогического сопровождения учащихся и семьи.

Основной целью трудового обучения молодежи с интеллектуальными нарушениями является социализация, обеспечивающая интеграцию их в общество, подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Принципами трудового обучения выступают: воспитывающий характер обучения, социальная направленность трудового обучения и принцип расширения социальных связей, доступность обучения, принцип практической направленности обучения, принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, обучение осознанию трудовых действий.    

Трудовое и профессиональное обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью в системе образования в России организовано:

  • на базе коррекционных отделений общеобразовательных учреждений в рамках трудового обучения или начальной профессиональной подготовки (учащиеся средней школы);
  • на базе коррекционных групп в учреждения среднего профессионального образования (начальное профессиональное образование).

В настоящее время разработан перечень профессий, которые могут осваивать лица с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости, программы профессионально-трудовой подготовки. Однако, данные программы не имеют массового внедрения в педагогической практике.

В современной системе образования социально-педагогическое сопровождение лиц с тяжелой и умеренной формой умственной отсталости в рамках образовательного учреждения не нашло нормативного закрепления на уровне законодательства. 

Включение в профессионально-трудовую деятельность происходит на этапе выпуска ребенка из образовательных учреждений. В данный период функции сопровождения подростка полностью переходят в систему социальной защиты. Учреждения социальной защиты и здравоохранения предлагают психолого-медико-социальную помощь, профессиональную подготовку на базе реабилитационных центров, интеграционных мастерских, а также повышение трудовой активности в рамках трудовой терапии. Часто система лечебно-производственных мастерских включает дальнейшее трудоустройство инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на собственной базе. Только единицы инвалидов трудоустраиваются на открытом рынке труда.

Анализ зарубежного опыта указывает, что в развитых странах Европы разработаны разнообразные правовые, финансово-экономические, организационные, социально-психологические подходы к решению проблем
профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями. В ряде стран отмечаются попытки увязать, совместить
интересы и работодателей, и людей с ограниченной жизнедеятельностью [4].

В зарубежных странах часто общественные организации оказывают значимую поддержку для социализации и интеграции лиц с умственной отсталостью (intellectual disability) в общество. Опыт зарубежных стран показывает, что наиболее эффективно трудоустройство в рамках специализированных лабораторий, хотя и оно имеет ряд существенных недостатков (направлено более на изоляцию инвалидов, чем на интеграцию). Одним из интересных проектов, сочетающих социальное сопровождение и принцип интеграции,  является Кэмпхилльское движение.

Единичные случаи успешного трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями на массовом рынке труда, отсутствие механизмов государственной поддержки выявляют необходимость разработки модели социально-педагогического сопровождения в системе учреждений среднего профессионального образования в целях включения молодежи с ОВЗ в профессионально-трудовую деятельность. Задача исследования эффективных и возможных к реализации форм социально-педагогического сопровождения является одним из приоритетных направлений в решении задач предоставления каждому ребенку качественного образования.

Социально-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения лиц с интеллектуальными нарушениями – это деятельность специалистов, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, 2001).

С целью разработки содержания работы по социально-педагогическому сопровождению лиц с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости, направленной на их интеграцию в сфере профессиональной деятельности нами было проведено исследование. Предметом исследования стали особенности социально-педагогического сопровождения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на стадиях оптации, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации. Исследование осуществлялось на базе педагогического колледжа №16 (ГБОУ МГПУ), где организовано структурное подразделение профессиональной подготовки обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения. Деятельность этого подразделения направлена на профессиональную подготовку подростков с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями в области художественно-творческой деятельности в условиях интегрированного образовательного пространства. Обучение проводится по программе «Технология художественной вышивки» (разработчики Т.Ю. Бритикова, А.В. Жукова, О.В. Кошечкина, В.У. Миронова, Л.Г. Субботина, Н.Г. Столярова, К.С.Чернова), в которую интегрированы различные элективные курсы («Русская народная вышивка», «Марийская народная вышивка» и др.). Целью программы профессиональной трудовой подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями) по профессии «Вышивальщица» является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов швейных и декоративных работ по окончанию групп профессиональной подготовки, а также дальнейшая успешная социализация личности подростка с тяжелой умственной отсталостью [3].

В экспериментальном исследовании приняли участие 8 учащихся (4 юноши и 4 девушки) группы профессиональной подготовки педагогического колледжа № 16 в период обучения и в первые полгода после выпуска, имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности. Выборку исследования составили молодые люди в возрасте 18–25 лет с тяжелой и средней степенью умственной отсталости.

Социально-педагогическое сопровождение имело 2 этапа: сопровождение во время обучения в колледже и сопровождение после выпуска из колледжа.

Сопровождение было организовано в соответствии с планом-графиком, который включал в себя проведение различных профориентационных мероприятий с учащимися. В течение обучения с родителями и выпускниками проводилась консультативная профориентационная работа, определялись личностные особенности и склонности подростков, направленность профессиональных интересов, проводилась всесторонняя оценка получаемых профессиональных навыков. В работе использовались диагностические методы (наблюдение, анкетирование «Анкета профильных предпочтений», адаптированный дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, адаптированные тематические карты отслеживания развития трудовых умений Е.И. Капланской, А.Г. Галле, Г.А. Головиной, карты анализа учебно-трудовой деятельности учащегося, анкета профессионального самоопределения, карты социального развития учащегося). В работе с родителями использовалась анкета «Ребенок глазами родителей» О.М. Щедринской.

 Для актуализации и формирования профессионального самоопределения использовались методы индивидуальной (консультации) и групповой работы (социально-педагогические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков). Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, элективных курсов и социально-значимых мероприятий  в колледже способствовало созданию благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе, повышению мотивации к профессиональной деятельности, формированию готовности работать по профессии в условиях открытого рынка. Также работа включала блок социальной интеграции: проведение занятий в интегративных группах, участие обучающихся в различных социально-значимых мероприятиях, посещение экскурсий и предприятий социальных партнеров, содействие в трудоустройстве выпускников и сотрудничество с общественными организациями.

Такая работа способствовала социализации обучающихся и включению их в профессиональную деятельность, посредством формирования устойчивых интересов, необходимых навыков и умений, поддержки в ситуациях выбора или конфликтного взаимодействия.

Оценка эффективности социально-педагогического сопровождения проводилась на основе объективных показателей (% успешного трудоустройства учащихся после выпуска) и субъективных показателей (данные анкетирования выпускников и их родителей).

Итоговое анкетирование обучающихся выявило следующее: положительное отношение обучающихся к учебе в колледже и взаимодействию с педагогами, понимание обучающимися социальной направленности собственной профессиональной деятельности и принятие данной ценности, ориентацию обучающихся на трудоустройство на рынке труда, адекватную оценку рисков, ориентацию на получение дополнительного образования.  В целом, результаты анкетирования учащихся свидетельствовали о положительной профессиональной мотивации, выявили определенные трудности и риски, а также направления социально-педагогического сопровождения обучающихся после выпуска.

Анкетирование родителей учащихся выявило следующие аспекты:

  • Родители гораздо выше оценивали способности своих детей в конце обучения, чем в начале. Это может быть связано как с фактом окончания профессионального образования и получения профессии, так и с объективно повысившейся (относительно самих себя) степенью самостоятельности детей.
  • Также отмечена отрицательная динамика по фактору «качество взаимодействия с членами семьи», что косвенно может свидетельствовать об усилении сепарационных процессов внутри семьи.

Оценка этапа интеграции проводилась спустя полгода после выпуска, в декабре на основании данных по фактическому трудоустройству обучающихся: по окончанию выпуска 3 из учащихся продолжили работу в ресурсном центре при колледже, 5 чел. устроились на работу на массовом рынке труда. В ресурсном центре выпускники работали по тем специальностям, которые получили: ткач, вышивальщик. В качестве других мест работы были выбраны следующие организации и профессии: раскройщик (ателье), продавец-консультант (магазин готовой одежды, магазин продуктов), помощник повара (кафе), заправщик (бензозаправка).

Таким образом, включенными в профессиональную деятельность, оказалось 100% учащихся, из них 62,5% устроились на работу на массовом рынке труда.

Следует отметить, что 50% учащихся устроились на работу, где нашли применение своим профессиональным навыкам, т.е. по специальности. Выпускники по возможности приезжали в колледж, участвовали в театральных постановках и праздничных мероприятиях, принимали участие в подготовке костюмов для выступлений. При посещении колледжа выпускники беседовали с социальным педагогом, обращались за поддержкой и советом, как вести себя в различных ситуациях. Некоторые обучающиеся обращались за помощью в подготовке собственных конкурсных и выставочных работ.

Таким образом, организация социально-педагогического сопровождения обучающихся на этапе обучения и после выпуска из учреждения профессионального образования способствует подбору подходящего рабочего места для выпускника, адаптации на рабочем месте, воспитанию активной социальной позиции и положительных личностных качеств. Социально-педагогическое сопровождение, включающее работу с родителями, способствуют повышению уровня самостоятельности и активности молодых людей.

References

1. Voronkova V.V. Sovremennoe sostoyanie problemy social'no-trudovoy adaptacii vypusknikov special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Tekst] / V. V. Voronkova // Korrekcionnaya pedagogika, № 3(39), 2010. - S. 54.

2. Maler A.R. Social'noe vospitanie i obuchenie detey s otkloneniyami v razvitii [Tekst]: prakticheskoe posobie / A. R. Maler. - M.: Arkti, 2005. - 176 s.

3. Programmno-metodicheskoe obespechenie nachal'nogo professional'nogo obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah kolledzha [Tekst] / Avtory-sostaviteli: N.E. Bakanova, T.Yu. Britikova, N.A. Valovik, A.A. Eremina, S.A. Zaval'skaya, Yu.N. Kalugina, O.V. Koshechkina, N.G. Stolyarova, chast' 1. - M., Logomag, 2012.

4. Professional'naya orientaciya, professional'naya podgotovka i trudoustroystvo pri umstvennoy otstalosti [Tekst]: Metod, posobie / Pod red. E. M. Starobinoy. - M.: FORUM: INFRA-M, 2007.

Login or Create
* Forgot password?