Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Организация социально-педагогического сопровождения, направленного на поддержку процесса формирования профессионального самоопределения учащихся с тяжелыми и средними ментальными нарушениями необходима для повышения уровня социальной интеграции и адаптации детей в профессиональном сообществе. Комплекс мероприятий по сопровождению должен включать групповую и индивидуальную работу с учащимися, родителями и педагогами, проведение элективных обучающихся курсов в рамках профессионального обучения, мероприятия, направленные на социальную интеграцию учащихся. Организованное подобным образом социально-педагогическое сопровождение способствует первичному трудоустройству обучающихся и закреплению их на рабочем месте, облегчает процесс адаптации в профессиональной деятельности, способствует повышению социальной активности лиц с ОВЗ.
социально-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Проблема трудностей интеграции лиц с ограниченными возможностями в социальную жизнь остро встает перед современным обществом. Люди, имеющие инвалидность, связанную с интеллектуальными нарушениями, находятся чаще всего в ситуации социальной эксклюзии. В связи с этим они имеют узкий круг возможностей для реализации своего жизненного потенциала. Человек с инвалидностью зачастую остается невостребованным в личностном и социальном плане как в силу объективных ограничений возможностей здоровья, так и в результате социальной тенденции к избеганию взаимодействия с инвалидами, а также в силу отсутствия достаточного государственного регулирования вопросов, связанных с трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда.
Одной из основных задач социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в системе образования является помощь в развитии процессов адаптации и социализации, интеграция в образовательное и социальное пространство, включение в профессионально-трудовую деятельность. Социально-педагогическое сопровождение выпускников в период обучения по профессии и в период первичного трудоустройства может способствовать интеграции учащихся с ОВЗ на рынке труда.
Таким образом, изучение путей решения проблем интеграции лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в социум через профессиональную деятельность посредством социально-педагогического сопровождения является актуальным направлением социально-педагогических исследований.
С целью разработки содержания работы по социально-педагогическому сопровождению лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, направленной на их интеграцию в сфере профессиональной деятельности автором было проведено исследование.
Объектом исследования являлся процесс профессионально-трудовой подготовки лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предметом исследования выступали особенности социально-педагогического сопровождения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на стадиях оптации, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации.
Исследование осуществлялось на базе педагогического колледжа № 16 г. Москва. В экспериментальном исследовании приняли участие 8 обучающихся групп профессиональной подготовки педагогического колледжа № 16, а также выпускники колледжа, имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности. Все обучающиеся проживали дома, с родителями.
Особенностями процесса формирования профессионального самоопределения учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями выступают следующие:
- приоритет задач социализации перед задачами профессионального совершенствования,
- акцент на трудовую деятельность и социально-бытовую ориентировку в рамках основного образования,
- акцент на доступные по психофизиологическим возможностям учащихся профессии,
- осуществление социально-педагогического сопровождения учащихся и семьи.
Основной целью трудового обучения молодежи с интеллектуальными нарушениями является социализация, обеспечивающая интеграцию их в общество, подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Принципами трудового обучения выступают: воспитывающий характер обучения, социальная направленность трудового обучения и принцип расширения социальных связей, доступность обучения, принцип практической направленности обучения, принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, обучение осознанию трудовых действий.
Трудовое и профессиональное обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью в системе образования в России организовано:
- на базе коррекционных отделений общеобразовательных учреждений в рамках трудового обучения или начальной профессиональной подготовки (учащиеся средней школы);
- на базе коррекционных групп в учреждения среднего профессионального образования (начальное профессиональное образование).
В настоящее время разработан перечень профессий, которые могут осваивать лица с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости, программы профессионально-трудовой подготовки. Однако, данные программы не имеют массового внедрения в педагогической практике.
В современной системе образования социально-педагогическое сопровождение лиц с тяжелой и умеренной формой умственной отсталости в рамках образовательного учреждения не нашло нормативного закрепления на уровне законодательства.
Включение в профессионально-трудовую деятельность происходит на этапе выпуска ребенка из образовательных учреждений. В данный период функции сопровождения подростка полностью переходят в систему социальной защиты. Учреждения социальной защиты и здравоохранения предлагают психолого-медико-социальную помощь, профессиональную подготовку на базе реабилитационных центров, интеграционных мастерских, а также повышение трудовой активности в рамках трудовой терапии. Часто система лечебно-производственных мастерских включает дальнейшее трудоустройство инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на собственной базе. Только единицы инвалидов трудоустраиваются на открытом рынке труда.
Анализ зарубежного опыта указывает, что в развитых странах Европы разработаны разнообразные правовые, финансово-экономические, организационные, социально-психологические подходы к решению проблем
профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями. В ряде стран отмечаются попытки увязать, совместить
интересы и работодателей, и людей с ограниченной жизнедеятельностью [4].
В зарубежных странах часто общественные организации оказывают значимую поддержку для социализации и интеграции лиц с умственной отсталостью (intellectual disability) в общество. Опыт зарубежных стран показывает, что наиболее эффективно трудоустройство в рамках специализированных лабораторий, хотя и оно имеет ряд существенных недостатков (направлено более на изоляцию инвалидов, чем на интеграцию). Одним из интересных проектов, сочетающих социальное сопровождение и принцип интеграции, является Кэмпхилльское движение.
Единичные случаи успешного трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями на массовом рынке труда, отсутствие механизмов государственной поддержки выявляют необходимость разработки модели социально-педагогического сопровождения в системе учреждений среднего профессионального образования в целях включения молодежи с ОВЗ в профессионально-трудовую деятельность. Задача исследования эффективных и возможных к реализации форм социально-педагогического сопровождения является одним из приоритетных направлений в решении задач предоставления каждому ребенку качественного образования.
Социально-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения лиц с интеллектуальными нарушениями – это деятельность специалистов, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, 2001).
С целью разработки содержания работы по социально-педагогическому сопровождению лиц с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости, направленной на их интеграцию в сфере профессиональной деятельности нами было проведено исследование. Предметом исследования стали особенности социально-педагогического сопровождения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на стадиях оптации, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации. Исследование осуществлялось на базе педагогического колледжа №16 (ГБОУ МГПУ), где организовано структурное подразделение профессиональной подготовки обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения. Деятельность этого подразделения направлена на профессиональную подготовку подростков с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями в области художественно-творческой деятельности в условиях интегрированного образовательного пространства. Обучение проводится по программе «Технология художественной вышивки» (разработчики Т.Ю. Бритикова, А.В. Жукова, О.В. Кошечкина, В.У. Миронова, Л.Г. Субботина, Н.Г. Столярова, К.С.Чернова), в которую интегрированы различные элективные курсы («Русская народная вышивка», «Марийская народная вышивка» и др.). Целью программы профессиональной трудовой подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями) по профессии «Вышивальщица» является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов швейных и декоративных работ по окончанию групп профессиональной подготовки, а также дальнейшая успешная социализация личности подростка с тяжелой умственной отсталостью [3].
В экспериментальном исследовании приняли участие 8 учащихся (4 юноши и 4 девушки) группы профессиональной подготовки педагогического колледжа № 16 в период обучения и в первые полгода после выпуска, имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности. Выборку исследования составили молодые люди в возрасте 18–25 лет с тяжелой и средней степенью умственной отсталости.
Социально-педагогическое сопровождение имело 2 этапа: сопровождение во время обучения в колледже и сопровождение после выпуска из колледжа.
Сопровождение было организовано в соответствии с планом-графиком, который включал в себя проведение различных профориентационных мероприятий с учащимися. В течение обучения с родителями и выпускниками проводилась консультативная профориентационная работа, определялись личностные особенности и склонности подростков, направленность профессиональных интересов, проводилась всесторонняя оценка получаемых профессиональных навыков. В работе использовались диагностические методы (наблюдение, анкетирование «Анкета профильных предпочтений», адаптированный дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, адаптированные тематические карты отслеживания развития трудовых умений Е.И. Капланской, А.Г. Галле, Г.А. Головиной, карты анализа учебно-трудовой деятельности учащегося, анкета профессионального самоопределения, карты социального развития учащегося). В работе с родителями использовалась анкета «Ребенок глазами родителей» О.М. Щедринской.
Для актуализации и формирования профессионального самоопределения использовались методы индивидуальной (консультации) и групповой работы (социально-педагогические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков). Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, элективных курсов и социально-значимых мероприятий в колледже способствовало созданию благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе, повышению мотивации к профессиональной деятельности, формированию готовности работать по профессии в условиях открытого рынка. Также работа включала блок социальной интеграции: проведение занятий в интегративных группах, участие обучающихся в различных социально-значимых мероприятиях, посещение экскурсий и предприятий социальных партнеров, содействие в трудоустройстве выпускников и сотрудничество с общественными организациями.
Такая работа способствовала социализации обучающихся и включению их в профессиональную деятельность, посредством формирования устойчивых интересов, необходимых навыков и умений, поддержки в ситуациях выбора или конфликтного взаимодействия.
Оценка эффективности социально-педагогического сопровождения проводилась на основе объективных показателей (% успешного трудоустройства учащихся после выпуска) и субъективных показателей (данные анкетирования выпускников и их родителей).
Итоговое анкетирование обучающихся выявило следующее: положительное отношение обучающихся к учебе в колледже и взаимодействию с педагогами, понимание обучающимися социальной направленности собственной профессиональной деятельности и принятие данной ценности, ориентацию обучающихся на трудоустройство на рынке труда, адекватную оценку рисков, ориентацию на получение дополнительного образования. В целом, результаты анкетирования учащихся свидетельствовали о положительной профессиональной мотивации, выявили определенные трудности и риски, а также направления социально-педагогического сопровождения обучающихся после выпуска.
Анкетирование родителей учащихся выявило следующие аспекты:
- Родители гораздо выше оценивали способности своих детей в конце обучения, чем в начале. Это может быть связано как с фактом окончания профессионального образования и получения профессии, так и с объективно повысившейся (относительно самих себя) степенью самостоятельности детей.
- Также отмечена отрицательная динамика по фактору «качество взаимодействия с членами семьи», что косвенно может свидетельствовать об усилении сепарационных процессов внутри семьи.
Оценка этапа интеграции проводилась спустя полгода после выпуска, в декабре на основании данных по фактическому трудоустройству обучающихся: по окончанию выпуска 3 из учащихся продолжили работу в ресурсном центре при колледже, 5 чел. устроились на работу на массовом рынке труда. В ресурсном центре выпускники работали по тем специальностям, которые получили: ткач, вышивальщик. В качестве других мест работы были выбраны следующие организации и профессии: раскройщик (ателье), продавец-консультант (магазин готовой одежды, магазин продуктов), помощник повара (кафе), заправщик (бензозаправка).
Таким образом, включенными в профессиональную деятельность, оказалось 100% учащихся, из них 62,5% устроились на работу на массовом рынке труда.
Следует отметить, что 50% учащихся устроились на работу, где нашли применение своим профессиональным навыкам, т.е. по специальности. Выпускники по возможности приезжали в колледж, участвовали в театральных постановках и праздничных мероприятиях, принимали участие в подготовке костюмов для выступлений. При посещении колледжа выпускники беседовали с социальным педагогом, обращались за поддержкой и советом, как вести себя в различных ситуациях. Некоторые обучающиеся обращались за помощью в подготовке собственных конкурсных и выставочных работ.
Таким образом, организация социально-педагогического сопровождения обучающихся на этапе обучения и после выпуска из учреждения профессионального образования способствует подбору подходящего рабочего места для выпускника, адаптации на рабочем месте, воспитанию активной социальной позиции и положительных личностных качеств. Социально-педагогическое сопровождение, включающее работу с родителями, способствуют повышению уровня самостоятельности и активности молодых людей.
1. Воронкова В.В. Современное состояние проблемы социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика, № 3(39), 2010. - С. 54.
2. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практическое пособие / А. Р. Малер. - М.: Аркти, 2005. - 176 с.
3. Программно-методическое обеспечение начального профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа [Текст] / Авторы-составители: Н.Е. Баканова, Т.Ю. Бритикова, Н.А. Валовик, А.А. Еремина, С.А. Завальская, Ю.Н. Калугина, О.В. Кошечкина, Н.Г. Столярова, часть 1. - М., Логомаг, 2012.
4. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости [Текст]: Метод, пособие / Под ред. Е. М. Старобиной. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.