from 01.01.2013 until now
Kazan', Kazan, Russian Federation
The paper considers the essence, role and types of services in the energy sector. The topic affects the interests of firms of different scale, households and government structures.
services, energy, energy services.
В любой стране в производстве экономических благ непосредственно участвует электроэнергетическая сфера. Ускоренное развитие электроэнергетики приводит к усилению ее технологической и воспроизводственной взаимосвязи с институциональной средой, глубокому взаимопроникновению услуг во все виды общественного развития. Услуги в сфере развития электроэнергетики неоднозначно отражаются в повышении качества жизни населения. В частности, рост тарифов за использование энергоуслуг всегда оказывается в фокусе разных субъектов хозяйствования. Как было отмечено, что «в современных условиях в экономической науке и практике особое место должны занимать исследования, посвященные рассмотрению не только технико-технологических изменений, но и институциональных аспектов функционирования национальной экономики и ее отраслей» [1, с. 7].
Для определения сущностных аспектов развития сферы энергоуслуг необходимо выделить известные характерные черты самих услуг. Важной специфической чертой услуг является их неспособность к хранению. В частности, отношения с собственностью со временем исчезают. Например, билет в кинотеатр определяет право потребителя на наличие услуги, но после ее получения теряется смысл этого права. Важнейшей чертой сферы услуг является ее неоднородность, подвижность «границ». В теории маркетинга наиболее употребляемым стало понятие услуги, предложенное Ф. Котлером: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [2]. Таким образом, в теории подчеркивается рыночная сущность услуги (возможность обмена), ее нематериальный характер, невозможность владения.
Энергоуслуги имеют особое значение в системе услуг. В Федеральном законе РФ отмечено, что «отрасль экономики Российской Федерации, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии…» [3].То есть особо выделяется деятельность по обеспечению электрической энергией – производство, передача и распределение электроэнергии до потребителя.
Существуют два подхода к пониманию энергосервисных услуг. В широком смысле энергоуслуги включают в себя комплекс мероприятий по обеспечению энергопользования, другими словами – обслуживание энергетических систем. В узком смысле – энергосервис, т.е. более высокий уровень обслуживания потребителей энергоуслуг. Существует масса фирм, обеспечивающих установку различных электросчётчиков, ведущих деятельность в сфере утепления, монтажа и эксплуатации энергосетей, энергоаудита и т.д. В основном они действуют по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Соответственно, возникает масса вопросов относительно влияния энергоуслуг на коррупции [4] и состоятельность энергокомпаний [5].
Однако, развитие российского рынка энергоуслуг сдерживается несовершенством институциональной инфраструктуры электроэнергетической сферы, недостаточным уровнем информационной обеспеченности оказания и получения энергоуслуг.
Российский рынок энергоуслуг имеет высокий потенциал для развития. Однако, чтобы сделать энергоуслуги драйвером экономического развития, необходима четкая государственная политика, учитывающая дифференцированный подход к регулированию услуг в электроэнергетике [6].
Таким образом, особенности развития рынка энергоуслуг как объект научного анализа связаны с поведением как потребителей, так и производителей энергоуслуг при институциональной поддержке со стороны государства, которые имеют сложный характер проявления и реализации в национальной экономике.
1. Burganov R.A. Institucional'naya model' vzaimodeystviya nacional'noy ekonomiki i elektroenergetiki // Ekonomika. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M». - 2016. - T. 4. - №. 6. - S. 7-12. DOI:https://doi.org/10.12737/22920.
2. Kotler F. Osnovy marketinga: Per. s angl. / Obsch.red. i vstup. st. E.M. Pen'kovoy. - M.: Progress, 1999.
3. Ob elektroenergetike. Federal'nyy zakon ot 26.03.2003 № 35-FZ (red. ot 29.06.2015) / Rossiyskaya gazeta 2003.1 aprelya.
4. Burganov R.A. Korrupciya i nesovershenstvo rynka gosudarstvennyh (politicheskih uslug) // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2009. - № - S. 23-27.
5. Burganov R.A. Teoriya nesostoyatel'nosti (bankrotstva): terminy, traktovka, suschnost' // Problemy teorii i praktiki upravleniya. -2009. - № 12. - S. 112-118.
6. Burganov R.A. Problemy institucionalizacii v elektroenergetike [Tekst] / R.A. Burganov, S.E. Zalyalieva // Ekonomika regiona. - 2014. - № 3. - S. 159-166.