Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассматривается сущность, роль и виды услуг в энергетической сфере. Тема затрагивает интересы фирм разного масштаба, домашних хозяйств и государственных структур.

Ключевые слова:
услуги, энергетическая сфера, энергоуслуги.
Текст

В любой стране в производстве экономических благ непосредственно участвует электроэнергетическая сфера. Ускоренное развитие электроэнергетики приводит к усилению ее технологической и воспроизводственной взаимосвязи с институциональной средой, глубокому взаимопроникновению услуг во все виды общественного развития. Услуги в сфере развития электроэнергетики неоднозначно отражаются в повышении качества жизни населения. В частности, рост тарифов за использование энергоуслуг всегда оказывается в фокусе разных субъектов хозяйствования. Как было отмечено, что «в современных условиях в экономической науке и практике особое место должны занимать исследования, посвященные рассмотрению не только технико-технологических изменений, но и институциональных аспектов функционирования национальной экономики и ее отраслей» [1, с. 7].

Для определения сущностных аспектов развития сферы энергоуслуг необходимо выделить известные характерные черты самих услуг. Важной специфической чертой услуг является их неспособность к хранению. В частности, отношения с собственностью со временем исчезают. Например, билет в кинотеатр определяет право потребителя на наличие услуги, но после ее получения теряется смысл этого права. Важнейшей чертой сферы услуг является ее неоднородность, подвижность «границ». В теории маркетинга наиболее употребляемым стало понятие услуги, предложенное Ф. Котлером: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [2]. Таким образом, в теории подчеркивается рыночная сущность услуги (возможность обмена), ее нематериальный характер, невозможность владения.

Энергоуслуги имеют особое значение в системе услуг. В Федеральном законе РФ отмечено, что «отрасль экономики Российской Федерации, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии…» [3].То есть особо выделяется деятельность по обеспечению электрической энергией – производство, передача и распределение электроэнергии до потребителя.

Существуют два подхода к пониманию энергосервисных услуг. В широком смысле энергоуслуги включают в себя комплекс мероприятий по обеспечению энергопользования, другими словами – обслуживание энергетических систем. В узком смысле – энергосервис, т.е. более высокий уровень обслуживания потребителей энергоуслуг. Существует масса фирм, обеспечивающих установку различных электросчётчиков, ведущих деятельность в сфере утепления, монтажа и эксплуатации энергосетей, энергоаудита и т.д. В основном они действуют по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Соответственно, возникает масса вопросов относительно влияния энергоуслуг на коррупции [4] и состоятельность энергокомпаний [5].

Однако, развитие российского рынка энергоуслуг сдерживается несовершенством институциональной инфраструктуры электроэнергетической сферы, недостаточным уровнем информационной обеспеченности оказания и получения энергоуслуг.

Российский рынок энергоуслуг имеет высокий потенциал для развития. Однако, чтобы сделать энергоуслуги драйвером экономического развития, необходима четкая государственная политика, учитывающая  дифференцированный подход к регулированию услуг в электроэнергетике [6].

Таким образом, особенности развития рынка энергоуслуг как объект научного анализа связаны с поведением как потребителей, так и производителей энергоуслуг при институциональной поддержке со стороны государства, которые имеют сложный характер проявления и реализации в национальной экономике.

Список литературы

1. Бурганов Р.А. Институциональная модель взаимодействия национальной экономики и электроэнергетики // Экономика. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - 2016. - Т. 4. - №. 6. - С. 7-12. DOI:https://doi.org/10.12737/22920.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1999.

3. Об электроэнергетике. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.06.2015) / Российская газета 2003.1 апреля.

4. Бурганов Р.А. Коррупция и несовершенство рынка государственных (политических услуг) // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. - № - С. 23-27.

5. Бурганов Р.А. Теория несостоятельности (банкротства): термины, трактовка, сущность // Проблемы теории и практики управления. -2009. - № 12. - С. 112-118.

6. Бурганов Р.А. Проблемы институционализации в электроэнергетике [Текст] / Р.А. Бурганов, С.Е. Залялиева // Экономика региона. - 2014. - № 3. - С. 159-166.

Войти или Создать
* Забыли пароль?