IIn this paper the features and problems for public sector IT-project managing are considered from the side of executive on public contract. The main factors influencing on administrative decisions related to project’s initiation, planning, execution, management and completion processes are presented. By studying of existing approaches to IT-project managing the author has come to realize the necessity for adjustments related to theory and practice of public sector IT project management.
IT-project, information technologies, public sector, ITproject management, inefficiency.
В настоящее время в проектном сообществе возникает все больше вопросов относительно сложности, реализуемости и даже самой необходимости ИТ-проектов для государственного сектора России. Значительные выгоды, которые несут в себе такие проекты, все чаще не перевешивают рисков и сложностей, которые возникают при их реализации. Такое положение дел склоняет коммерческие компании к участию в проектах с более прогнозируемым исходом. Столь острая постановка проблемы требует самого внимательного рассмотрения возможных причин и следствий такого положения дел.
При первом взгляде сложившаяся ситуация вероятно отражает наметившиеся тенденции успешности ИТ-проектов в мире в целом. Согласно последним данным, представленным в ставшем уже традиционным отчете CHAOS от Standish Group за 2011 г., лишь 37% от общего числа ИТ-проектов могут быть отнесены к успешным, в то время как 21% признаны провальными; у 42% ИТ-проектов результаты могут быть определены как спорные [24].
В том же исследовании представлены данные и о связи применяемых методологических подходов (при реализации проектов) с успешностью проектов. Результаты анализа Standish Group показывают, что доля неуспешных ИТ-проектов серьезно растет в случае применения при их реализации подходов, которые известны под общим названием «водопад». Рассматривая ситуацию реализации ИТ-проектов для государственного сектора, который традиционно тяготеет именно к таким вариантам управления («водопад» или иначе «каскадная модель»), вполне закономерно сделать вывод о том, что число проектов, завершающихся неудачей, в государственном секторе как минимум такое же, как и в коммерческом, или, что наиболее вероятно — еще больше.
Практика работы в ИТ-проектах для государственного сектора России показывает, что помимо чисто методологических различий данная отрасль обладает в нашей стране рядом свойств и особенностей:
- серьезное влияние на ход проекта конъюнктурных и политических интересов;
- незначительный опыт реализации ИТ-проектов для государственного сектора;
- достаточно слабая нормативная и регламентирующая база в отношении порядка реализации ИТ-проектов для государственного сектора;
- жесткое ограничение сроков завершения проекта (сроки ограничены принятой в России практикой формирования и исполнения бюджета с горизонтом один год);
- жесткое ограничение стоимости проекта установленными в начале каждого календарного года порядком финансирования и конечной суммой бюджетных средств, выделяемых на реализацию проекта.
1. Bek K. Ekstremal'noe progra mmirovanie. - SPb.: Piter, 2002.
2. Vigers K. Razrabotka trebov a niy k programmnomu obespecheniyu. - M.: Russkaya Redaktsiya, 2004.
3. Gibbs D. Upravlenie proektami s pomoshch'yu IBM Rational Unified Process. Prakticheskie sovety. - KUDITs-Press, 2007.
4. DeMarko T. Deadline. Roman ob upravlenii proektami. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012.
5. DeMarko T., Lister T. Cheloveches kiy faktor: uspeshnye proekty i komandy. - SPb.: Simvol-Plyus, 2005.
6. DeMarko T., Lister T. Val'siruya s Medvedyami: upravlenie riskami v proektakh po razrabotke programmnogo obespecheniya. - M.: Kompaniya p.m.Office, 2005.
7. Kobern A. Sovremennye metody opis aniya funktsional'nykh trebovaniy k sistemam. - M.: Lori, 2011.
8. Krachten F. Vvedenie v Rational Uni fied Process. - M.: Vil'yams, 2002.
9. Leffinguell D., Uidrig D. Printsipy raboty s trebovaniyami k programmnomu obespecheniyu. Unifitsirovannyy podkhod. - M.: Vil'yams, 2002.
10. Pilon D., Maylz R. Upravlenie razra botkoy PO, Head First Software Development. - SPb.: Piter, 2011.
11. Roys U. Upravlenie proektami po sozd aniyu programmnogo obespecheniya. - M.: Lori, 2002.
12. Tayiti O. Proizvodstvennaya sistema To yoty. Ukhodya ot massovogo proizvodstva. - M.: Institut kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy, 2008.
13. GOST 19.201-78 «Edinaya sistema program mnoy dokumentatsii. Tekhnicheskoe zadanie. Trebovaniya k soderzhaniyu i oformleniyu». Postanovlenie Gosudarstvennogo komiteta SSSR po standartam (v red. ot 11 iyulya 1987 g., s izm. № 1 (IUS 7-81)).
14. GOST 34.602-78 «Edinaya sistema program mnoy dokumentatsii. Tekhnicheskoe zadanie. Trebovaniya k soderzhaniyu i oformleniyu» ot 1 yanvarya 1990 g. № GOST 34.602-78. Postanovlenie Gosudarstvennogo komiteta SSSR po standartam.
15. GOST R ISO/MEK 12207-2010 «Informatsion naya tekhnologiya. Sistemnaya i programmnaya inzheneriya. Protsessy zhiznennogo tsikla programmnykh sredstv». Federal'noe agentstvo po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii.
16. GOST 34.601-90 «Kompleks standartov na avtomatizirovannye sistemy. Avtomatizirovannye sistemy. Stadii sozdaniya». Postanovlenie Gosudarstvennogo komiteta SSSR po standartam.
17. Rukovodyashchiy dokument po standartizatsii . Metodicheskie ukazaniya. Informatsionnaya tekhnologiya. «Kompleks standartov i rukovodyashchikh dokumentov na avtomatizirovannye sistemy. Avtomatizirovannye sistemy. Trebovaniya k soderzhaniyu dokumentov» ot 1 yanvarya 1992 g. № RD 50-34.698-90.
18. Korruptsiya pri goszakupkakh IT: retsepty protivodeystviya. Snews.ru. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/01/12/423064_2 (data obrashcheniya: 20.11.2012).
19. Barry W. Boehm, Chris Abts, A. Winsor Brown. Software Cost Estimation with Cocomo II. Prentice Hall, 2000.
20. Schwaber K., Beedle M. Agile software development with scrum. Upper Saddle River : Prentice Hall, 2001.
21. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK Guide) - Fourth Edition USA, Project Management Institute, 2008.
22. Boehm B.W. Spiral Model of software Dev elopment and Enhancement. Computer. - 1988. - May. - P. 71-73.
23. COCOMO II. Center for Systems and Softwar e Engineering. URL: http://sunset.usc.edu/csse/research/COCOMOII/cocomo_main.html (data obrashcheniya: 08.11.2012).
24. Standish Group’s 2011 CHAOS Report. CHAOS University Membership - Standish Group. 2011. URL: http://blog.Standish Group.com/pmresearch (data obrashcheniya: 10.11.2012).
25. Manifesto for Agile Software Development. URL: http://www.agilemanifesto.org/ (data obrashcheniya: 05.11.2012).