The article presents the review of the book of E.V. Alekseenko “Handicraft lessons in elementary school. Organizational and methodical maintenance of educational process”, that describes the problem of improvement of the effectiveness of the subject “Handicraft” in elementary school. The article considers structural elements of the lesson, gives the balance in the practice of realization of FSES of Primary Education and traditional approaches in the methodic of teaching this subject.
educational opportunities of the discipline, interdisciplinary integration, the structural elements of the lesson, modern educational technology.
Учебное пособие «Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса» посвящена проблеме повышения эффективности учебного предмета «Технология» в начальном звене общеобразовательной школы, где происходит формирование нравственных ценностей и установок, поведенческих и интеллектуальных качеств будущего профессионала. Автор попытался найти убедительные дидактические средства в современном, весьма хаотичном, заполненном инновациями, информационном пространстве, найти разумное равновесие в практике реализации ФГОС НОО и традиционными подходами в методике преподавания учебного предмета. В связи с этим, данная работа весьма своевременна и актуальна.
В данной работе проводится достаточно подробный и квалифицированный анализ основных аспектов рассматриваемой проблемы: акцентируется внимание на образовательных возможностях учебной дисциплины «Технология»; на практике межпредметной интеграции с целью создания у школьников единой картины рассматриваемого явления, что, реально влияет на развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В пособии подчеркивается, что определение оптимального подхода к трудовому обучению и создание мотивации возможно только с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Следует отметить, что подготовкой первых учителей по «Технологии» – учителей начальных классов, – по ряду причин не вполне соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО (сокращение часов на изучение предмета, отсутствие в учебных планах практикумов). А практика самообразования (самостоятельная работа студентов) показывает, что весь дидактический арсенал, стоящий на вооружении первого учителя, в основном больше отвечает на количественный вопрос «Что делать?», а не на качественный – «Как делать?». Это еще раз выявляет значимость пособия по методике трудового обучения.
Отсутствуют, как правило, контроль за деятельностью учащихся со стороны учителя, самоконтроль учеников. Идет учебный процесс ради учебного процесса. Изготовление поделки на уроке – самоцель. В итоге – неправильно размеченные заготовки, криво вырезанные детали, в пятнах клея изделия учащихся. С начальной школы поощряется некачественный труд. А это не добавляет оптимизма ни детям, ни их родителям, зачастую не принимающих «Технологию» как значимую учебную дисциплину в ряду других учебных дисциплин.
Основное внимание в данной работе уделено организационно-методическому обеспечению учебного процесса: от выбора программно-методического обеспечения до рефлексии урока. Подробно описывая каждый структурный элемент урока, автор подчеркивает, что от грамотно организованного урока, зависит реализация поставленных в учебной дисциплине образовательно-воспитательных задач.
Сформулированы учебные задачи и показатели их выполнения на каждом этапе урока. Практико-ориентированная направленность данного пособия поддерживается включением большого количества практических примеров, где есть ответы на вопрос «Как делать?». На практических примерах показана методика постепенного освоения таких видов деятельности на уроках «Технология» как «КТД», «проектная задача», «проектная деятельность», что необходимо для реализации ФГОС НОО.
Предложена система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников, показаны примеры организации и введения современных педагогических технологий (кластер, верные и неверные утверждения и др.) на урок «Технология»; представлены примеры заданий, тестов для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Материал изложен системно, логичен по построению и методически правильно представлен, содержит ссылки на труды отечественныхученых, доступен для понимания студентам и учителям.
Мы считаем, что материалы данного пособия имеют теоретическую и практическую значимость для учителей и окажут эффективную помощь в преподавании «Технологии» в начальной школе.
1. Alekseenko E.V. Povyshenie effektivnosti khu¬dozhestvenno-tekhnologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol´nikov v protsesse osvoeniya narodnogo iskusstva \ Preemstvennye innovatsionnye tekhnologii v sisteme «Det.sad-shkola-vuz». Mat. Vseros. nauchno-prakt.konf. pod red. dok.ped. nauk. prof.D.M.Mallaeva. - 2009. - S.311-115.
2. Alekseenko E.V. Realizatsiya Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta vtorogo pokoleniya. Na osnove uchebno-metodicheskogo komplekta «Shkola Rossii». \\Nachal´naya shkola, - №9. - M. 2009. - S. 22.
3. Alekseenko E.V. Iskusstvo derevyannogo zodchestva na urokakh tekhnologii v nachal´noy shkole \\ Nachal´naya shkola, - № 10. - M. - S.58-64.
4. Alekseenko E.V.Shkola Rossii. Kontseptsiya i programmy dlya nachal´nykh klassov. V 2 chastyakh. Ch.2. M.Prosveshchenie.- 2009. - 207 s. (v soavtorstve).
5. Alekseenko E.V. Prakticheskaya rabota uchashchikhsya po izgotovleniyu izdeliya na urokakh tekhnologii v nachal´nykh klassakh. \Pedagogika iskusstva kak novoe napravlenie v regional´nom kul´turno-obrazovatel´nom prostranstve: materialy II Mezhregional´nykh Bakushinskikh pedagogicheskikh chteniy. Belgorod: Izd-vo BelRIPKPPS, 2009. Chast´1..Belgorod, 2009. - S.9-14.
6. Alekseenko E.V. Shkola Rossii. Kontseptsiya i programmy dlya nachal´nykh klassov. V2 ch. Ch. 2.M.Prosveshchenie, - 2010. - S. 56-129. (v soavtorstve).
7. Alekseenko E.V. K voprosu vybora UMK po izobrazitel´nomu iskusstvu i tekhnologii v kontekste novykh obrazovatel´nykh standartov.Pedagogika iskusstva kak novoe napravlenie v regional´nom kul´turno-obrazovatel´nom prostranstve: materialy Mezhregional´nykh Bakushinskikh pedagogicheskikh chteniy. Belgorod: Izd-vo BelRIPKPPS, - 2010. - S. 24-27.
8. Alekseenko E.V. Izobrazitel´noe iskusstvo i khud. trud: programma i tematicheskoe planirovanie. M.Prosveshchenie. - 2010. - 94 s. (v soavtorstve).
9. Alekseenko E.V. Podgotovka i provedenie uroka tekhnologii v nachal´noy shkole. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov i molodykh spetsialistov. Orel, - 2010. - 75 s.
10. Alekseenko E.V.Funktsii i zadachi primernoy programmy po tekhnologii v kontekste novykh obrazovatel´nykh standartov. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Psikhologo-pedagogicheskoe i metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel´nogo protsessa.Makhachkala, 2012. - S. 78-84
11. Alekseenko E.V.Sovremennye trebovaniya k urokam tekhnologii v nachal´noy shkole: metodicheskie rekomendatsii \izd. 4-e-Orel: BOU OO DPO (PK) S «Orlovskiy institut usovershenstvovaniya uchiteley». Orel, - 2013. - 104s.
12. Alekseenko E.V.Urok tekhnologii v nachal´noy shkole: sovremennye trebovaniya k organizatsii i provedeniyu: uchebno-metodicheskoe posobie uchebno-metodicheskoe posobie/ E. V. Alekseenko. -6-e izd.,dop.- Orel: BOU Orlovskoy obl. dop. prof. obrazovaniya (povyshenie kvalifikatsii) spetsialistov «OIUU»,2014. -144s.
13. Alekseenko E.V. K voprosu ob individual´noy strategii khudozhestvenno-tekhnologicheskogo obrazovaniya v kontekste FGOS NOO.Novye vozmozhnosti razvitiya mladshikh shkol´nikov na puti realizatsii FGOS NOO novogo pokoleniya. Materialy oblastnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. BOUOODPO(PK)S «OIUU». Orel, - 2014.
14. Alekseenko E.V. Teoriya i tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki prirodnykh materialov: kompozitsii na ploskosti i v ob´´eme:uchebno-metodicheskoe posobie[Tekst]\ Orel, 2013. 230 s.
15. Alekseenko E.V. Strukturnye edinitsy uroka tekhnologii: osobennosti organizatsii nachala uroka. \\M.,Nachal´naya shkola. №12, 2013. - s.72-76
16. Alekseenko E. V. Strukturnye edinitsy uroka tekhnologii: podgotovka uchashchikhsya k predstoyashchey prakticheskoy rabote. \\Nachal´naya shkola, 2014, - № 2 s. 41-47.
17. Alekseenko E.V. Teoriya i tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki bumagi: kompozitsii na ploskosti i v ob´´eme: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst]\E.V.Alekseenko. -6-e izd.,dop.- Orel BOUOODPO(PK)S «OIUU»,2014. - 308s.
18. Alekseenko E.V. Teoriya i tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki plasticheskikh materialov: kompozitsii na ploskosti i v ob´´eme [Tekst]:BOUOrlovskoy oblastiDPO(PK)S»OIUU»,2015. - 356 s.
19. Alekseenko E.V. Urok tekhnologii v nachal´noy shkole i metodicheskie kommentarii k nemu. \\ M., Nachal´naya shkola, №12-2015.- S. 61-67.
20. Alekseenko E.V. Integrativnyy kharakter «Tekhnologii» kak osnova dostizheniya planiruemykh rezul´tatov v intellektual´no-prakticheskoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov (urochnoy i vneurochnoy) Rossiya i Krym: vektory vzaimodeystviya i sotrudnichestva v otechestvennom obrazovatel´nom prostranstve: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Belgorod. 2015: v 2 t. T. 1 / - Belgorod, OOO "GiK", 2015. - S.42-47.
21. Alekseenko E.V. Teoriya i tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki tekstil´nykh materialov: kompozitsii na ploskosti i v ob´´eme:uchebno-metodicheskoe posobie[Tekst]\Orel, IRO, 2016. - 260 s.