В статье представлена рецензия на учебное пособие Е.В. Алексеенко «Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса», посвящённое проблеме повышения эффективности учебного предмета «Технология» в начальном звене общеобразовательной школы, с описанием структурных элементов урока;предложено разумное равновесие в практике реализации ФГОС НОО и традиционными подходами в методике преподавания учебного предмета.
образовательные возможности учебной дисциплины, межпредметная интеграция, структурные элементы урока, современные педагогические технологии.
Учебное пособие «Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса» посвящена проблеме повышения эффективности учебного предмета «Технология» в начальном звене общеобразовательной школы, где происходит формирование нравственных ценностей и установок, поведенческих и интеллектуальных качеств будущего профессионала. Автор попытался найти убедительные дидактические средства в современном, весьма хаотичном, заполненном инновациями, информационном пространстве, найти разумное равновесие в практике реализации ФГОС НОО и традиционными подходами в методике преподавания учебного предмета. В связи с этим, данная работа весьма своевременна и актуальна.
В данной работе проводится достаточно подробный и квалифицированный анализ основных аспектов рассматриваемой проблемы: акцентируется внимание на образовательных возможностях учебной дисциплины «Технология»; на практике межпредметной интеграции с целью создания у школьников единой картины рассматриваемого явления, что, реально влияет на развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В пособии подчеркивается, что определение оптимального подхода к трудовому обучению и создание мотивации возможно только с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Следует отметить, что подготовкой первых учителей по «Технологии» – учителей начальных классов, – по ряду причин не вполне соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО (сокращение часов на изучение предмета, отсутствие в учебных планах практикумов). А практика самообразования (самостоятельная работа студентов) показывает, что весь дидактический арсенал, стоящий на вооружении первого учителя, в основном больше отвечает на количественный вопрос «Что делать?», а не на качественный – «Как делать?». Это еще раз выявляет значимость пособия по методике трудового обучения.
Отсутствуют, как правило, контроль за деятельностью учащихся со стороны учителя, самоконтроль учеников. Идет учебный процесс ради учебного процесса. Изготовление поделки на уроке – самоцель. В итоге – неправильно размеченные заготовки, криво вырезанные детали, в пятнах клея изделия учащихся. С начальной школы поощряется некачественный труд. А это не добавляет оптимизма ни детям, ни их родителям, зачастую не принимающих «Технологию» как значимую учебную дисциплину в ряду других учебных дисциплин.
Основное внимание в данной работе уделено организационно-методическому обеспечению учебного процесса: от выбора программно-методического обеспечения до рефлексии урока. Подробно описывая каждый структурный элемент урока, автор подчеркивает, что от грамотно организованного урока, зависит реализация поставленных в учебной дисциплине образовательно-воспитательных задач.
Сформулированы учебные задачи и показатели их выполнения на каждом этапе урока. Практико-ориентированная направленность данного пособия поддерживается включением большого количества практических примеров, где есть ответы на вопрос «Как делать?». На практических примерах показана методика постепенного освоения таких видов деятельности на уроках «Технология» как «КТД», «проектная задача», «проектная деятельность», что необходимо для реализации ФГОС НОО.
Предложена система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников, показаны примеры организации и введения современных педагогических технологий (кластер, верные и неверные утверждения и др.) на урок «Технология»; представлены примеры заданий, тестов для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Материал изложен системно, логичен по построению и методически правильно представлен, содержит ссылки на труды отечественныхученых, доступен для понимания студентам и учителям.
Мы считаем, что материалы данного пособия имеют теоретическую и практическую значимость для учителей и окажут эффективную помощь в преподавании «Технологии» в начальной школе.
1. Алексеенко Е.В. Повышение эффективности ху¬дожественно-технологического образования младших школьников в процессе освоения народного искусства \ Преемственные инновационные технологии в системе «Дет.сад-школа-вуз». Мат. Всерос. научно-практ.конф. под ред. док.пед. наук. проф.Д.М.Маллаева. - 2009. - С.311-115.
2. Алексеенко Е.В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. На основе учебно-методического комплекта «Школа России». \\Начальная школа, - №9. - М. 2009. - С. 22.
3. Алексеенко Е.В. Искусство деревянного зодчества на уроках технологии в начальной школе \\ Начальная школа, - № 10. - М. - С.58-64.
4. Алексеенко Е.В.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч.2. М.Просвещение.- 2009. - 207 с. (в соавторстве).
5. Алексеенко Е.В. Практическая работа учащихся по изготовлению изделия на уроках технологии в начальных классах. \Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: материалы II Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. Часть1..Белгород, 2009. - С.9-14.
6. Алексеенко Е.В. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В2 ч. Ч. 2.М.Просвещение, - 2010. - С. 56-129. (в соавторстве).
7. Алексеенко Е.В. К вопросу выбора УМК по изобразительному искусству и технологии в контексте новых образовательных стандартов.Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: материалы Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, - 2010. - С. 24-27.
8. Алексеенко Е.В. Изобразительное искусство и худ. труд: программа и тематическое планирование. М.Просвещение. - 2010. - 94 с. (в соавторстве).
9. Алексеенко Е.В. Подготовка и проведение урока технологии в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов и молодых специалистов. Орел, - 2010. - 75 с.
10. Алексеенко Е.В.Функции и задачи примерной программы по технологии в контексте новых образовательных стандартов. Всероссийская научно-практическая конференция: Психолого-педагогическое и методическое сопровождение образовательного процесса.Махачкала, 2012. - С. 78-84
11. Алексеенко Е.В.Современные требования к урокам технологии в начальной школе: методические рекомендации \изд. 4-е-Орел: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей». Орел, - 2013. - 104с.
12. Алексеенко Е.В.Урок технологии в начальной школе: современные требования к организации и проведению: учебно-методическое пособие учебно-методическое пособие/ Е. В. Алексеенко. -6-е изд.,доп.- Орел: БОУ Орловской обл. доп. проф. образования (повышение квалификации) специалистов «ОИУУ»,2014. -144с.
13. Алексеенко Е.В. К вопросу об индивидуальной стратегии художественно-технологического образования в контексте ФГОС НОО.Новые возможности развития младших школьников на пути реализации ФГОС НОО нового поколения. Материалы областной научно-практической конференции. БОУООДПО(ПК)С «ОИУУ». Орел, - 2014.
14. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки природных материалов: композиции на плоскости и в объёме:учебно-методическое пособие[Текст]\ Орел, 2013. 230 с.
15. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: особенности организации начала урока. \\М.,Начальная школа. №12, 2013. - с.72-76
16. Алексеенко Е. В. Структурные единицы урока технологии: подготовка учащихся к предстоящей практической работе. \\Начальная школа, 2014, - № 2 с. 41-47.
17. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки бумаги: композиции на плоскости и в объёме: учебно-методическое пособие [Текст]\Е.В.Алексеенко. -6-е изд.,доп.- Орел БОУООДПО(ПК)С «ОИУУ»,2014. - 308с.
18. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки пластических материалов: композиции на плоскости и в объёме [Текст]:БОУОрловской областиДПО(ПК)С»ОИУУ»,2015. - 356 с.
19. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему. \\ М., Начальная школа, №12-2015.- С. 61-67.
20. Алексеенко Е.В. Интегративный характер «Технологии» как основа достижения планируемых результатов в интеллектуально-практической деятельности младших школьников (урочной и внеурочной) Россия и Крым: векторы взаимодействия и сотрудничества в отечественном образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Белгород. 2015: в 2 т. Т. 1 / - Белгород, ООО "ГиК", 2015. - С.42-47.
21. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки текстильных материалов: композиции на плоскости и в объёме:учебно-методическое пособие[Текст]\Орел, ИРО, 2016. - 260 с.