EVOLUTION OF COMPETENCE APPROACH IN PERSONNEL MANAGEMENT: KEY APPROACHES
Abstract and keywords
Abstract (English):
An attempt to consider the competency approach evolution related to personnel management is presented in this article. Three main approaches (behavioral, functional and multidimensional or holistic) are exposed. The experience of Russia in the development of competence approach in personnel management is unveiled.

Keywords:
competence approach in personnel management; behavioral approach; functional approach; the multidimensional (holistic) approach.
Text

История становления компетентностного подхода в управлении персоналом связана с именами Д. МакКлелланда, Р. Бояциса, Л. Спенсера. Существует определенная терминологическая и концептуальная неразбериха вокруг компетенций, однако имеются три доминирующих подхода, которые появились относительно независимо друг от друга сначала в США, затем в Великобритании и в последнюю очередь во Франции и Германии.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД: АМЕРИКАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Поведенческий подход был разработан в США Дэвидом МакКлелландом (David McClelland) и продолжен Ричардом Боятцисом (Richard Boyatzis) [1; 2]. Их исследование, прежде всего, было посвящено определению поведения успешных руководителей.

В 1970-х гг. при приеме на работу в США и ряде других стран работодатели учитывали академические оценки претендентов и использовали знаменитый тест на интеллект IQ. Однако практика показала, что только этих двух показателей недостаточно для определения эффективного работника.

В качестве альтернативы данному методу Д. МакКлелланд предложил компетентностный подход на базе использования термина «переменные компетенции», который был представлен в 1959 г. компанией White для описания качеств личности, определяющих «превосходное» исполнение работы. В 1959 г. был введен в обращение термин «компетенция» для того, чтобы описать те особенности индивидуальности, которые наиболее тесно связаны с «превосходным» выполнением работы и высокой мотивацией. Компетентность была определена как эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой.

Подход, разработанный Д. МакКлелландом и Р. Боятцисом, делал особый акцент на эффективной работе и был ориентирован на поиск поведения, которым не обладал среднестатистический руководитель. Другими словами, они были заинтересованы в дифференциации поведения. Следуя этому подходу, Д. МакКлелланд разрабатывал тесты позволяющие предсказывать эффективность в работе в противоположность тестам интеллекта, впоследствии Д. МакКлелланд (1976) описал характеристики, свойственные превосходному выполнению работы как «компетенции», и опробовал этот подход в консалтинговой фирме Hay McBer.

Компетентностный подход начинался с наблюдения за успешными и эффективными исполнителями с целью определить, чем эти люди отличаются от менее успешных. Компетенция, таким образом, охватывает навыки и свойства, расположенные вне когнитивных способностей, например самосознание, саморегуляция и социальные навыки. Компетенции, в большей степени являясь поведенческими характеристиками, в отличие от индивидуальности и интеллекта могут быть сформированы через обучение и развитие (Д. МакКлелланд, 1998). Эта традиция особенно сильна в США, где компетенции, определяются в терминах «основных характеристик людей», которые «причинно связаны с эффективным или превосходным выполнением работы», и «проявляются в различных ситуациях в течение длительного периода времени» (Р. Бояцис, 1982; Спенсер и Спенсер, 1993) [3].

Идея Д. МакКлелланда заключалась, прежде всего, в изменении методов оценки «переменных компетенций». Он предложил использовать критериальные выборки и определение внутреннего состояния человека (мотивы, настроения, ценности) и его конкретных действий, являющихся причинами успешной деятельности.

Было разработано интервью по получению поведенческих примеров (Behavior Event Interview), совмещающее в себе метод анализа критических событий Фланагана (Flanagans Critical Incident Method) и тематический апперцептивный тест (ТАТ).

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА [4]

Идеи Д. МакКлелланда в 1970-х гг. были апробированы при подборе младших сотрудников для Дипломатической информационной службы по заказу Государственного Департамента США компанией McBer and Company.

References

1. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist. - 1973. - № 28. - R. 1-14.

2. Boyatsis R. Kompetentnyy menedzher. Model' effektivnoy raboty / per. s angl.- M.: HIPPO, 2008.

3. Spenser-ml. Layl M., Spenser Sayn M. Kompetentsii na rabote / per. s angl. - M: HIPPO, 2005.

4. Mitrofanova E.A., Konovalova V.G., Belova O.L. Upravlenie personalom: teoriya i praktika. Kompetentnostnyy podkhod v upravlenii personalom: Uchebno-prakticheskoe posobie / pod red. A.Ya. Kibanova. - M.: Prospekt, 2012.

5. Doklad mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu, predstavlennyy YuNESKO «Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche». - M.: YuNESKO, 1997.

6. Kibanov A.Ya., Dmitrieva Yu.A. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na rynke truda. - M.: INFRA-M., 2011.

7. Odegov Yu.G., Rudenko G.G., Babynina L.S. Ekonomika truda: Uchebnik. - V 2 t. - T. 1 / pod. red. d-ra ekon. nauk, prof. Yu.G. Odegova. - M.: Al'fa-Press, 2007.

8. Demin B.A. Professional'naya kompetentnost' spetsialista: ponyatie i vidy. Monitoring obrazovatel'nogo protsessa. - 2000. - № 4.

9. Rastyannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. Refleksivnoe razvitie kompetentnosti v sovremennom tvorchestve. - M.: PER SE, 2002.

10. Ivanov O.V. Kak postroit' vnutrikorporativnyy reyting sotrudnikov?. Spravochnik po upravleniyu personalom. - 2004. - № 2. - S. 96-103.

11. Bezrukova V.S. Slovar' novogo pedagogicheskogo myshleniya. - Ekaterinburg: Al'ternativnaya pedagogika, 1996.

12. Shishov S.E., Agapov I.G. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu: prikhot' ili neobkhodimost'?. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2002. - № 2. - S. 58-62.

13. Shekshnya S.V. Upravlenie personalom sovremennoy organizatsii: uchebno-prakticheskoe posobie. - 5-e izd., pererab. i dop. - M.: Biznes-shkola «Intel-Sintez», 2002.

14. Labunskiy L.V. Rol' balansa interesov i otvetstvennosti v razvitii kompetentsiy personala. Upravlenie personalom. - 2004. - № 4.

15. Ksenofontova Kh.Z. Kompetentsii upravlencheskogo personala i formirovanie konkurentnykh preimushchestv predpriyatiya. Chelovek i trud. - 2010. - № 7. - S. 63-65.

16. Rudavina E. Postroenie sistemy kompetentsiy v kompanii: metodicheskoe posobie. - M.: ZAO «MTsFER»; NP «VKK - natsional'nyy soyuz kadrovikov», 2008.

17. Stegantsev A. Kompetentnostnyy podkhod: ot professional'nogo obrazovaniya k obrazovaniyu professionalov. - URL: http://www.stiogantsev.ru/st/biz_komp-podhod.html

Login or Create
* Forgot password?