INTERACTION OF THE TUTOR AND THE PUPIL IN THE EDUCATIONAL SPACE OF MODERN SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a review of the work of Yakovlev S.V. "The tutor and the pupil: pedagogical interaction of systems of values." The author outlined the importance of research of S.V. Yakovlev, that consists the fact that in the monograph pedagogical conditions of education of pupils value the individual bases are identified, implementation of which is carried out as a teacher in the course of creating the cultural developing environment with specified value-properties. Such conditions include the organization of the author of the project activity of schoolchildren, which takes into account age features of formation of the system of values of students belonging to different age groups.

Keywords:
education, tutor, the pupil, education, socialization, pedagogical interaction, values
Text

В монографии канд. пед. наук, доцента, автора многочисленных работ по теории ценностей, воспитанию и образованию детей [2-21], ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Яковлева С.В. «Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей» под редакцией академика РАО Сластенина В.А. изложена педагогическая концепция и результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной на базе экспериментальных площадок Московского педагогического государственного университета по направлению исследований: «Тьюторство как один из факторов персонального сопровождения ученика в образовательном пространстве современной школы и его профессионального самоопределения». Книга написана на актуальную для практического образования тему и содержит интересный материал, в равной степени актуальный как учителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, тьюторам, так и научным работникам, преподавателям вузов. Как известно, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, изданном Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593, изложены квалификационные характеристики должности и основные обязанности тьютора как работника образования. 

В научном, практико-ориентированном издании раскрыта сущность и содержание деятельности тьютора в новых социокультурных условиях развития педагогической науки и образовательной практики. В монографии выявлена возрастная динамика развития системы ценностей личности школьников. Автор корректно применил ценностный подход к разработке организационно-методических средств педагогического влияния тьютора на воспитание ценностных оснований личности. Им были определены педагогические условия воспитания ценностных оснований личности школьников, реализация которых осуществляется педагогом в ходе проектирования культурной развивающей среды с заданными ценностными свойствами. Исследование проводилось на базе экспериментальных площадок Московского педагогического государственного университета: ГОУ СОШ №№ 15, 26, 1368 ЮЗАО г. Москвы, ГОУ Лицей № 1523 ЮАО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1194 г. Зеленоград.

Автором педагогические функции тьютора рассматриваются многопланово. Можно вполне согласиться с тем, что в своей практической работе тьютор выступает одновременно в роли учителя-методиста, специалиста в области преподаваемой науки, воспитателя, психолога. Еще одной сильной стороной авторской позиции является идея о необходимости учета возрастной динамики развития системы ценностей личности школьников на различных этапах онтогенеза и организации современной воспитательной работы с ними по передаче ценностей культуры в процессе педагогического взаимодействия с воспитанниками с учетом выявленной автором закономерности.

Яковлев С.В. справедливо считает, что на этапе младшего школьного возраста у детей преобладает развитие ценностей законов и правил; у подростков эффективно развиваются ценностные представления о значимости качеств личности; в юношеском возрасте действенному развитию системы ценностей личности способствует осмысление воспитанниками значимости активной личной позиции в их жизни.

Автор в своей работе уделяет особое внимание роли языковых форм передачи тьютором ценностей культуры. Он выделяет ценностные модальности «языка культуры», в которых передаются ценности доверия к окружающему миру, выражающиеся в гармонии и защищенности; ценности свободы и самостоятельности; ценности развития положительных качеств личности; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного, познавательного и профессионального опыта как ценность. При этом он пишет, что ценностные представления у учащихся общеобразовательной школы формируются благодаря действию на сознание и бессознательное личности образной, семантической, символической, поведенческой форм педагогического взаимодействия [1]. Считаю, что учет представленных в монографии закономерностей и подходов к воспитанию ценностных оснований личности способствует эффективной организации воспитывающей среды культуры, в условиях которой эффективно усваиваются воспитанником содержание ценностных оснований личности. К таким условиям, в частности, относится организация проектной деятельности школьников, в которой учитываются возрастные особенности формирования системы ценностей учащихся, относящихся к различным возрастным группам.

В данной монографии были определены педагогические условия воспитания ценностных оснований личности школьников, реализация которых осуществляется педагогом в ходе создания культурной развивающей среды с заданными ценностными свойствами. Например, к таким условиям, в частности, автор относит организацию проектной деятельности школьников, в которой учитываются возрастные особенности формирования системы ценностей учащихся, относящихся к различным возрастным группам. Предлагаемая автором методика воспитания ценностных оснований личности школьников благодаря правильно организованной тьюторской деятельности продемонстрировала свою эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы и была представлена на различных научно-практических мероприятиях, организуемых в московских школах.

В заключении следует отметить, что монография канд. пед. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Яковлева С.В. «Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей» под редакцией академика РАО Сластенина В.А. не потеряла своей актуальности в настоящее время. Материалы данной монографии могут быть использованы при реализации программ подготовки бакалавров и магистров образования. Она будет весьма интересна специалистам в области образования и педагогики, руководителям и учителям общеобразовательных и средних специальных учреждений, преподавателям высшей педагогической школы, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами педагогической науки и практики.

References

1. Yakovlev S.V. T´yutor i vospitannik: pedagogicheskoe vzaimodeystvie sistem tsennostey [Tekst] / S. V. Yakovlev : pod red. V. A. Slastenina. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: INFRA-M, 2017.

2. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul´tury lichnosti v sisteme obshchego obrazovaniya [Tekst]: monografiya / S. V. Yakovlev. - M.: INFRA-M, 2017.

3. Yakovlev S.V. Tsennostnyy podkhod k razrabotke programmy vospitaniya nravstvennoy kul´tury uchashchikhsya obshcheobrazovatel´noy shkoly [Tekst] / S. V. Yakovlev //Znanie. 2016. № 2-2 (31). S. 162-167.

4. Yakovlev S.V. Metodologicheskie predposylki aksiologicheskogo obosnovaniya obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Avgustovskie pedagogicheskie chteniya - 2014 Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogo e-simpoziuma. pod red. prof. I.V. Vagner. 2014. S. 98-109.

5. Yakovlev S.V. Interpretatsiya povedeniya vospitannika kak osnova otsenochnoy deyatel´nosti pedagoga [Tekst] / S. V. Yakovlev. Vospitanie shkol´nikov. 2013. № 9. S. 28-33.

6. Yakovlev S.V. Aksiologicheskiy analiz yazyka i stilya pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Nauchnoe mnenie. 2013. № 1. S. 140-145.

7. Yakovlev S.V. Tsennostnye konteksty pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Sovremennye issledovaniya sotsial´nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2012. № 12. S. 67

8. Yakovlev S.V. Faktory uskoreniya i zamedleniya effekta nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury v upravlenii vospitaniem [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. № 5. S. 41-46.

9. Yakovlev S.V. Integrativnaya funktsiya aksiologii v postroenii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 1. S. 33-37.

10. Yakovlev S.V. Kontseptsii filosofii obrazovaniya v aksiologicheskom obosnovanii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. № 3. S. 188-193.

11. Yakovlev S.V. Tsennostnye kriterii normirovaniya Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta [Tekst] / S.V. Yakovlev. Izvestiya Ural´skogo federal´nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul´tury. 2010. T. 85. № 6-2. S. 100-106.

12. Yakovlev S.V. Aksiologiya kak metodologicheskaya osnova obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. № 1. S. 224-233.

13. Yakovlev S.V. Problema obobshcheniya teoriy vospitaniya v rakurse aksiologii [Tekst] / S. V. Yakovlev. Filosofiya obrazovaniya. 2009. № 1. S. 165-172.

14. Yakovlev S.V. Effekt nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury na formiruyushcheesya mirovozzrenie lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul´tury i iskusstv. 2008. № 1. S. 129-132.

15. Yakovlev S.V. Problema opredelyayushchey roli obshchechelovecheskikh tsennostey v postanovke tseley vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev //Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2008. № 11. S. 210-220.

16. Yakovlev S.V. Metodologicheskie podkhody k razrabotke sredstv ob´´ektivnoy diagnostiki sostoyaniya sistemy tsennostey lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008.№ 81. S. 297-306.

17. Yakovlev S.V. T´yutor kak sub´´ekt vospitaniya tsennostnykh osnovaniy lichnosti shkol´nikov [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 7. S. 33-35.

18. Yakovlev S.V. Avtoritet pedagoga i uvazhenie k nemu kak uslovie formirovaniya personal´nykh tsennostey vospitannikov [Tekst] / S. V. Yakovlev. Srednee professional´noe obrazovanie. 2008. № 2. S. 8-10.

19. Yakovlev S.V. Sistema tsennostey lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2007. № 3. S. 29-30.

20. Yakovlev S.V. Vospitanie tsennostnykh osnovaniy lichnosti v usloviyakh kul´turnoy sredy, organizovannoy pedagogom [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. № 4. S. 25.

21. Yakovlev S.V. Dinamicheskaya struktura personal´noy sisietmy tsennostey [Tekst] / S. V. Yakovlev. Voprosy gumanitarnykh nauk. 2005. № 4. S. 218.

Login or Create
* Forgot password?