ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЬЮТОРА И ВОСПИТАННИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена рецензия на работу Яковлева С.В. «Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей». Автор обозначил значимость исследований С.В. Яковлева, заключающуюся в том, что в рецензируемой монографии были определены педагогические условия воспитания ценностных оснований личности школьников, реализация которых осуществляется педагогом в ходе создания культурной развивающей среды с заданными ценностными свойствами. К таким условиям автор относит организацию проектной деятельности школьников, в которой учитываются возрастные особенности формирования системы ценностей учащихся, относящихся к различным возрастным группам.

Ключевые слова:
воспитание, тьютор, воспитанник, образование, социализация, педагогическое взаимодействие, ценности
Текст

В монографии канд. пед. наук, доцента, автора многочисленных работ по теории ценностей, воспитанию и образованию детей [2-21], ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Яковлева С.В. «Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей» под редакцией академика РАО Сластенина В.А. изложена педагогическая концепция и результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной на базе экспериментальных площадок Московского педагогического государственного университета по направлению исследований: «Тьюторство как один из факторов персонального сопровождения ученика в образовательном пространстве современной школы и его профессионального самоопределения». Книга написана на актуальную для практического образования тему и содержит интересный материал, в равной степени актуальный как учителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, тьюторам, так и научным работникам, преподавателям вузов. Как известно, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, изданном Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593, изложены квалификационные характеристики должности и основные обязанности тьютора как работника образования. 

В научном, практико-ориентированном издании раскрыта сущность и содержание деятельности тьютора в новых социокультурных условиях развития педагогической науки и образовательной практики. В монографии выявлена возрастная динамика развития системы ценностей личности школьников. Автор корректно применил ценностный подход к разработке организационно-методических средств педагогического влияния тьютора на воспитание ценностных оснований личности. Им были определены педагогические условия воспитания ценностных оснований личности школьников, реализация которых осуществляется педагогом в ходе проектирования культурной развивающей среды с заданными ценностными свойствами. Исследование проводилось на базе экспериментальных площадок Московского педагогического государственного университета: ГОУ СОШ №№ 15, 26, 1368 ЮЗАО г. Москвы, ГОУ Лицей № 1523 ЮАО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1194 г. Зеленоград.

Автором педагогические функции тьютора рассматриваются многопланово. Можно вполне согласиться с тем, что в своей практической работе тьютор выступает одновременно в роли учителя-методиста, специалиста в области преподаваемой науки, воспитателя, психолога. Еще одной сильной стороной авторской позиции является идея о необходимости учета возрастной динамики развития системы ценностей личности школьников на различных этапах онтогенеза и организации современной воспитательной работы с ними по передаче ценностей культуры в процессе педагогического взаимодействия с воспитанниками с учетом выявленной автором закономерности.

Яковлев С.В. справедливо считает, что на этапе младшего школьного возраста у детей преобладает развитие ценностей законов и правил; у подростков эффективно развиваются ценностные представления о значимости качеств личности; в юношеском возрасте действенному развитию системы ценностей личности способствует осмысление воспитанниками значимости активной личной позиции в их жизни.

Автор в своей работе уделяет особое внимание роли языковых форм передачи тьютором ценностей культуры. Он выделяет ценностные модальности «языка культуры», в которых передаются ценности доверия к окружающему миру, выражающиеся в гармонии и защищенности; ценности свободы и самостоятельности; ценности развития положительных качеств личности; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного, познавательного и профессионального опыта как ценность. При этом он пишет, что ценностные представления у учащихся общеобразовательной школы формируются благодаря действию на сознание и бессознательное личности образной, семантической, символической, поведенческой форм педагогического взаимодействия [1]. Считаю, что учет представленных в монографии закономерностей и подходов к воспитанию ценностных оснований личности способствует эффективной организации воспитывающей среды культуры, в условиях которой эффективно усваиваются воспитанником содержание ценностных оснований личности. К таким условиям, в частности, относится организация проектной деятельности школьников, в которой учитываются возрастные особенности формирования системы ценностей учащихся, относящихся к различным возрастным группам.

В данной монографии были определены педагогические условия воспитания ценностных оснований личности школьников, реализация которых осуществляется педагогом в ходе создания культурной развивающей среды с заданными ценностными свойствами. Например, к таким условиям, в частности, автор относит организацию проектной деятельности школьников, в которой учитываются возрастные особенности формирования системы ценностей учащихся, относящихся к различным возрастным группам. Предлагаемая автором методика воспитания ценностных оснований личности школьников благодаря правильно организованной тьюторской деятельности продемонстрировала свою эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы и была представлена на различных научно-практических мероприятиях, организуемых в московских школах.

В заключении следует отметить, что монография канд. пед. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Яковлева С.В. «Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей» под редакцией академика РАО Сластенина В.А. не потеряла своей актуальности в настоящее время. Материалы данной монографии могут быть использованы при реализации программ подготовки бакалавров и магистров образования. Она будет весьма интересна специалистам в области образования и педагогики, руководителям и учителям общеобразовательных и средних специальных учреждений, преподавателям высшей педагогической школы, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами педагогической науки и практики.

Список литературы

1. Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей [Текст] / С. В. Яковлев : под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования [Текст]: монография / С. В. Яковлев. - М.: ИНФРА-М, 2017.

3. Яковлев С.В. Ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] / С. В. Яковлев //Знание. 2016. № 2-2 (31). С. 162-167.

4. Яковлев С.В. Методологические предпосылки аксиологического обоснования общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного e-симпозиума. под ред. проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 98-109.

5. Яковлев С.В. Интерпретация поведения воспитанника как основа оценочной деятельности педагога [Текст] / С. В. Яковлев // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 28-33.

6. Яковлев С.В. Аксиологический анализ языка и стиля педагогического общения [Текст] / С. В. Яковлев // Научное мнение. 2013. № 1. С. 140-145.

7. Яковлев С.В. Ценностные контексты педагогического общения [Текст] / С. В. Яковлев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12. С. 67

8. Яковлев С.В. Факторы ускорения и замедления эффекта накопительного действия ценностей культуры в управлении воспитанием [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2011. № 5. С. 41-46.

9. Яковлев С.В. Интегративная функция аксиологии в построении общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 33-37.

10. Яковлев С.В. Концепции философии образования в аксиологическом обосновании общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 188-193.

11. Яковлев С.В. Ценностные критерии нормирования Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.В. Яковлев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 100-106.

12. Яковлев С.В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 224-233.

13. Яковлев С.В. Проблема обобщения теорий воспитания в ракурсе аксиологии [Текст] / С. В. Яковлев // Философия образования. 2009. № 1. С. 165-172.

14. Яковлев С.В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности [Текст] / С. В. Яковлев //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 129-132.

15. Яковлев С.В. Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания [Текст] / С. В. Яковлев //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 210-220.

16. Яковлев С.В. Методологические подходы к разработке средств объективной диагностики состояния системы ценностей личности [Текст] / С. В. Яковлев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008.№ 81. С. 297-306.

17. Яковлев С.В. Тьютор как субъект воспитания ценностных оснований личности школьников [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 33-35.

18. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников [Текст] / С. В. Яковлев // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 8-10.

19. Яковлев С.В. Система ценностей личности [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 29-30.

20. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 25.

21. Яковлев С.В. Динамическая структура персональной сисиетмы ценностей [Текст] / С. В. Яковлев // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 218.

Войти или Создать
* Забыли пароль?