The article presents a review of the monograph of Yakovlev S.V. " axiological bases of education of moral culture of the person in the general education system". It is noted that Yakovlev S.V. discloses axiological potential of the content of general education aimed at the development of the base culture of the person. The value approach to time-processing program of education of moral culture of students in general-education school is substantiated. The way of the methods of upbringing, in the language and style of pedagogical communication, aimed at the transfer of the pupil values moral culture is revealed. The prospects of practical application set forth conceptual approaches to the development board of modern pedagogy are given.
the moral education of the individual, education of moral culture personality, axiology, general education
Монография канд. пед. наук, доцента Яковлева С.В.: «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования» написана на актуальную в теоретическом и практическом плане тему, которой автор занимается уже на протяжении ряда лет [2-20]. Важность темы подтверждается проанализированными в монографии нормативными правовыми документами, социологическими и психолого-педагогическими исследованиями [1].
Монография Яковлева С.В. является целостным исследованием заявленной научной проблематики, имеет продуманную логику изложения, написана научным языком. Яковлев С.В. представил оригинальную авторскую позицию, выражающую концептуальную схему синтеза теоретико-методологических и прикладных основ, которые объединяют следующие основные компоненты: противоречия и закономерности действующей системы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования, авторские модели, принципы и технологии воспитания нравственной культуры личности.
На основе выявленных противоречий автором обосновывается проблема исследования, для решения которой им предлагается динамическая модель развития системы ценностей личности. Автором раскрыто содержание и структура системы ценностей личности, выявлена закономерность и принципы ее возрастного развития. Логично обоснованы технологии воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы.
Яковлевым С.В. раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Обоснован ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся в общеобразовательной школе. Выявлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.
Следует отметить фундаментальность подхода автора к раскрытию темы. В данном исследовании изложена концепция воспитания нравственной культуры, основанная на философской теории ценностей.
Данная монография подготовлена в соответствии с плановой темой НИР № 4 ФГБНУ ИСВ РАО: «Теоретические основания воспитания нравственной культуры детей в системе общего образования» (номер государственной регистрации 01201354421) в рамках проекта 5.1. «Теоретико-методологические основания и стратегические приоритеты развития воспитания и социализации детей, молодежи» и может быть интересна научным и практическим работникам образования, студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений, всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.
1. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul´tury lichnosti v sisteme obshchego obrazovaniya [Tekst]: monografiya / S. V. Yakovlev. - M.: INFRA-M, 2016. EDN: https://elibrary.ru/HJRJIM
2. Yakovlev S.V. Tsennostnyy podkhod k razrabotke programmy vospita-niya nravstvennoy kul´tury uchashchikhsya obshcheobrazovatel´noy shkoly [Tekst] / S. V. Yakovlev //Znanie. 2016. № 2-2 (31). S. 162-167. EDN: https://elibrary.ru/VSBMLB
3. Yakovlev S.V. Metodologicheskie predposylki aksiologicheskogo obosnovaniya obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Avgustovskie pedagogicheskie chteniya - 2014 Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogo e-simpoziuma. pod red. prof. I.V. Vagner. 2014. S. 98-109. EDN: https://elibrary.ru/SWZNIN
4. Yakovlev S.V. Interpretatsiya povedeniya vospitannika kak osnova otsenochnoy deyatel´nosti pedagoga [Tekst] / S. V. Yakovlev. Vospitanie shkol´nikov. 2013. № 9. S. 28-33. EDN: https://elibrary.ru/RDFQET
5. Yakovlev S.V. Aksiologicheskiy analiz yazyka i stilya pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S.V. Yakovlev. Nauchnoe mnenie. 2013. № 1. S. 140-145. EDN: https://elibrary.ru/PVLLER
6. Yakovlev S.V. Tsennostnye konteksty pedagogicheskogo obshcheniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Sovremennye issledovaniya sotsial´nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2012. № 12. S. 67 EDN: https://elibrary.ru/PWKRGT
7. Yakovlev S.V. Faktory uskoreniya i zamedleniya effekta nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury v upravlenii vospitaniem [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. № 5. S. 41-46. EDN: https://elibrary.ru/OJLZYL
8. Yakovlev S.V. Integrativnaya funktsiya aksiologii v postroenii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 1. S. 33-37. EDN: https://elibrary.ru/OJGEWJ
9. Yakovlev S.V. Kontseptsii filosofii obrazovaniya v aksiologicheskom obosnovanii obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. № 3. S. 188-193. EDN: https://elibrary.ru/NBPGTP
10. Yakovlev S.V. Tsennostnye kriterii normirovaniya Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta [Tekst] / S. V. Yakovlev. Izvestiya Ural´skogo federal´nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul´tury. 2010. T. 85. № 6-2. S. 100-106. EDN: https://elibrary.ru/PCWQZT
11. Yakovlev S.V. Aksiologiya kak metodologicheskaya osnova obshchey teorii vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. № 1. S. 224-233. EDN: https://elibrary.ru/RZKUTN
12. Yakovlev S.V. Problema obobshcheniya teoriy vospitaniya v rakurse aksiologii [Tekst] / S. V. Yakovlev. Filosofiya obrazovaniya. 2009. № 1. S. 165-172. EDN: https://elibrary.ru/JZBDOR
13. Yakovlev S.V. Effekt nakopitel´nogo deystviya tsennostey kul´tury na formiruyushcheesya mirovozzrenie lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul´tury i iskusstv. 2008. № 1. S. 129-132. EDN: https://elibrary.ru/KUXABP
14. Yakovlev S.V. Problema opredelyayushchey roli obshchechelovecheskikh tsennostey v postanovke tseley vospitaniya [Tekst] / S. V. Yakovlev //Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2008. № 11. S. 210-220. EDN: https://elibrary.ru/PGASYB
15. Yakovlev S.V. Metodologicheskie podkhody k razrabotke sredstv ob´´ektivnoy diagnostiki sostoyaniya sistemy tsennostey lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008.№ 81. S. 297-306. EDN: https://elibrary.ru/JVZOTL
16. Yakovlev S.V. T´yutor kak sub´´ekt vospitaniya tsennostnykh osnovaniy lichnosti shkol´nikov [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 7. S. 33-35. EDN: https://elibrary.ru/JVCEKD
17. Yakovlev S.V. Avtoritet pedagoga i uvazhenie k nemu kak uslovie formirovaniya personal´nykh tsennostey vospitannikov [Tekst] / S. V. Yakovlev. Srednee professional´noe obrazovanie. 2008. № 2. S. 8-10. EDN: https://elibrary.ru/KJATID
18. Yakovlev S.V. Sistema tsennostey lichnosti [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2007. № 3. S. 29-30. EDN: https://elibrary.ru/IAEOJJ
19. Yakovlev S.V. Vospitanie tsennostnykh osnovaniy lichnosti v usloviyakh kul´turnoy sredy, organizovannoy pedagogom [Tekst] / S. V. Yakovlev. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. № 4. S. 25.
20. Yakovlev S.V. Dinamicheskaya struktura personal´noy sisietmy tsennostey [Tekst] / S. V. Yakovlev. Voprosy gumanitarnykh nauk. 2005. № 4. S. 218.