ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена рецензия на монографию Яковлева С.В.: «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования». Отмечено, что Яковлевым С.В. раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Обоснован ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся в общеобразовательной школе. Выявлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.

Ключевые слова:
нравственное воспитание личности, воспитание нравственной культуры личности, аксиология, общее образование
Текст

Монография канд. пед. наук, доцента Яковлева С.В.: «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования» написана на актуальную в теоретическом и практическом плане тему, которой автор занимается уже на протяжении ряда лет [2-20]. Важность темы подтверждается проанализированными в монографии нормативными правовыми документами, социологическими и психолого-педагогическими исследованиями [1]. 

Монография Яковлева С.В. является целостным исследованием заявленной научной проблематики, имеет продуманную логику изложения, написана научным языком. Яковлев С.В. представил оригинальную авторскую позицию, выражающую концептуальную схему синтеза теоретико-методологических и прикладных основ, которые объединяют следующие основные компоненты: противоречия и закономерности действующей системы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования, авторские модели, принципы и технологии воспитания нравственной культуры личности.

На основе выявленных противоречий автором обосновывается проблема исследования, для решения которой им предлагается динамическая модель развития системы ценностей личности. Автором раскрыто содержание и структура системы ценностей личности, выявлена закономерность и принципы ее возрастного развития. Логично обоснованы технологии воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы.

Яковлевым С.В. раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Обоснован ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся в общеобразовательной школе. Выявлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.

Следует отметить фундаментальность подхода автора к раскрытию темы. В данном исследовании изложена концепция воспитания нравственной культуры, основанная на философской теории ценностей.

Данная монография подготовлена в соответствии с плановой темой НИР № 4 ФГБНУ ИСВ РАО: «Теоретические основания воспитания нравственной культуры детей в системе общего образования» (номер государственной регистрации 01201354421) в рамках проекта 5.1. «Теоретико-методологические основания и стратегические приоритеты развития воспитания и социализации детей, молодежи» и может быть интересна научным и практическим работникам образования, студентам средних специальных и высших педагогических учебных заведений, всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.

Список литературы

1. Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования [Текст]: монография / С. В. Яковлев. - М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Яковлев С.В. Ценностный подход к разработке программы воспита-ния нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] / С. В. Яковлев //Знание. 2016. № 2-2 (31). С. 162-167.

3. Яковлев С.В. Методологические предпосылки аксиологического обоснования общей теории воспитания [Текст] / С.В. Яковлев // Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного e-симпозиума. под ред. проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 98-109.

4. Яковлев С.В. Интерпретация поведения воспитанника как основа оценочной деятельности педагога [Текст] / С. В. Яковлев // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 28-33.

5. Яковлев С.В. Аксиологический анализ языка и стиля педагогического общения [Текст] / С.В. Яковлев // Научное мнение. 2013. № 1. С. 140-145.

6. Яковлев С.В. Ценностные контексты педагогического общения [Текст] / С. В. Яковлев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12. С. 67

7. Яковлев С.В. Факторы ускорения и замедления эффекта накопительного действия ценностей культуры в управлении воспитанием [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2011. № 5. С. 41-46.

8. Яковлев С.В. Интегративная функция аксиологии в построении общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 33-37.

9. Яковлев С.В. Концепции философии образования в аксиологическом обосновании общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 188-193.

10. Яковлев С.В. Ценностные критерии нормирования Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С. В. Яковлев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 100-106.

11. Яковлев С.В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 224-233.

12. Яковлев С.В. Проблема обобщения теорий воспитания в ракурсе аксиологии [Текст] / С. В. Яковлев // Философия образования. 2009. № 1. С. 165-172.

13. Яковлев С.В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности [Текст] / С. В. Яковлев //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 129-132.

14. Яковлев С.В. Проблема определяющей роли общечеловеческих ценностей в постановке целей воспитания [Текст] / С. В. Яковлев //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 210-220.

15. Яковлев С.В. Методологические подходы к разработке средств объективной диагностики состояния системы ценностей личности [Текст] / С. В. Яковлев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008.№ 81. С. 297-306.

16. Яковлев С.В. Тьютор как субъект воспитания ценностных оснований личности школьников [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 33-35.

17. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников [Текст] / С. В. Яковлев // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 8-10.

18. Яковлев С.В. Система ценностей личности [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 29-30.

19. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом [Текст] / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 25.

20. Яковлев С.В. Динамическая структура персональной сисиетмы ценностей [Текст] / С. В. Яковлев // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 218.

Войти или Создать
* Забыли пароль?