The article addresses issues teaching of law in the secondary school using interactive methods. The analysis of different types of students and different ways of presenting legal information to schoolchildren. Practical recommendations for using the following methods and forms of teaching of law: an interactive lecture, small group activities, common group discussion, role-playing activities, using fragments of films and cartoons, as well as recommendations on formulating an interactive homework.
teaching of law, interactive (practical skills) education, interactive teaching methods, types and groups of students, role-playing game.
В последние годы довольно активно обсуждаются новые ориентиры отечественной системы образования, которые вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план выдвинули компетенции. Изменение вектора образовательного процесса в школе в сторону практико-ориентированного подхода к результатам образовательного процесса привело к использованию активных и интерактивных форм и методов обучения. Такое положение дел требует от школьных учителей изучения этих новых интерактивных методик. Особую важность интерактивное обучение приобретает в сфере преподавания обществоведческих дисциплин, одной из которых является преподавание права.
Одной из важнейших задач обучения является изложение сложной для восприятия школьником правовой информации в доходчивом, понятном и интересном виде. Каждому учителю хочется, чтобы полученные знания остались у школьников надолго и, более того, преобразовались в полезные для жизни каждого человека навыки общения с законом и навыки поиска и использования правовой информации.
Правовые знания, относясь в большей степени к поведенческим моделям, впитываются слушателями на разных уровнях от когнитивного («я этого раньше не знал») и поведенческого («зная это, я теперь буду действовать иначе») до духовного («это входит в мое понимание мироздания и моего собственного места в нем»).
Условно всех обучающихся можно разделить на следующие группы:
- аналитики учатся, сначала думая, затем делая. Лучше всего проявляют себя в ситуациях, требующих систематического планирования, логического анализа идей и поиска решения конкретных проблем;
- генераторы идей обучаются интуитивно, через рефлексию. Им свойственны масштабность мышления, оценка ситуаций с разных точек зрения, осознанное выстраивание межличностных отношений. Их главная сила — воображение и фантазия;
- теоретики обучаются через анализ и рефлексию. Их сильная сторона — объединение разрозненных фактов в осмысленную теорию или концепцию. Им важно убедиться в том, что любая теория подкреплена логикой. Они больше склонны к абстрактному мышлению, нежели к практическому применению собственных умственных построений;
- активисты учатся, выполняя те виды работы, которые интуитивно кажутся им правильными. Активисты отличаются высокой гибкостью мышления и подходов, способностью быстро адаптироваться к конкретной ситуации. Лучше всего они обучаются, когда имеют возможность обращаться за информацией к более опытным людям, специалистам. Их сильная сторона - обучение через опыт. Лучший пример - школьные учителя, предлагающие своим ученикам новые методы обучения и познания.
1. Abrosimova E.A. Sistema otsenki effektivnosti realizatsii obrazovatel´nykh proektov, finansiruemykh za schet zaymov Vsemirnogo banka [Performance Assessment System educational projects funded by World Bank loans]. Moscow, NFPK Publ., 2004. (in Russian)
2. Dubova M.V. Kompetentnostnye zadachi kak sredstvo realizatsii praktiko-orientirovannoy napravlennosti sovremennogo obrazovaniya [Competency objectives as a means of implementing a practice-oriented focus of modern education]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2012, no. 2. (in Russian)
3. Zubrilin A.A. Zanimatel´nost´ kak nestandartnoe sredstvo kontrolya [Entertaining as a mean of non-standard control]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2012, no. 5. (in Russian)
4. Kazakevich V.M. Uchebnye imitatsionnye modeli i komp´yuternye instrumenty v profil´noy shkole [Training simulation models and computer tools to profile school]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2012, no. 4.