В качестве одной из современных тенденций российского образования можно отметить изменение вектора образовательного процесса в школе в сторону практико-ориентированного подхода к результатам образовательного процесса, что приводит к использованию активных и интерактивных форм и методов обучения. Правовые знания относятся к поведенческим моделям и требуют от преподавателя навыка изложения сложной для восприятия школьником правовой информации в доходчивом, понятном и интересном виде. В статье рассматриваются вопросы преподавания права в общеобразовательной школе с использованием интерактивных методов. Проводится анализ разных типов обучающихся и разных способов подачи правовой информации школьником. Даются практические рекомендации по использованию следующих методов и форм преподавания права: интерактивная лекция, работа в малых группах, общегрупповая дискуссия, ролевая (ситуационная) игра, использование фрагментов художественных фильмов и мультфильмов, а также рекомендации по формулированию интерактивных домашних заданий.
преподавание права, интерактивное обучение, методы интерактивного обучения, типы и группы обучающихся, ролевая игра.
В последние годы довольно активно обсуждаются новые ориентиры отечественной системы образования, которые вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план выдвинули компетенции. Изменение вектора образовательного процесса в школе в сторону практико-ориентированного подхода к результатам образовательного процесса привело к использованию активных и интерактивных форм и методов обучения. Такое положение дел требует от школьных учителей изучения этих новых интерактивных методик. Особую важность интерактивное обучение приобретает в сфере преподавания обществоведческих дисциплин, одной из которых является преподавание права.
Одной из важнейших задач обучения является изложение сложной для восприятия школьником правовой информации в доходчивом, понятном и интересном виде. Каждому учителю хочется, чтобы полученные знания остались у школьников надолго и, более того, преобразовались в полезные для жизни каждого человека навыки общения с законом и навыки поиска и использования правовой информации.
Правовые знания, относясь в большей степени к поведенческим моделям, впитываются слушателями на разных уровнях от когнитивного («я этого раньше не знал») и поведенческого («зная это, я теперь буду действовать иначе») до духовного («это входит в мое понимание мироздания и моего собственного места в нем»).
Условно всех обучающихся можно разделить на следующие группы:
- аналитики учатся, сначала думая, затем делая. Лучше всего проявляют себя в ситуациях, требующих систематического планирования, логического анализа идей и поиска решения конкретных проблем;
- генераторы идей обучаются интуитивно, через рефлексию. Им свойственны масштабность мышления, оценка ситуаций с разных точек зрения, осознанное выстраивание межличностных отношений. Их главная сила — воображение и фантазия;
- теоретики обучаются через анализ и рефлексию. Их сильная сторона — объединение разрозненных фактов в осмысленную теорию или концепцию. Им важно убедиться в том, что любая теория подкреплена логикой. Они больше склонны к абстрактному мышлению, нежели к практическому применению собственных умственных построений;
- активисты учатся, выполняя те виды работы, которые интуитивно кажутся им правильными. Активисты отличаются высокой гибкостью мышления и подходов, способностью быстро адаптироваться к конкретной ситуации. Лучше всего они обучаются, когда имеют возможность обращаться за информацией к более опытным людям, специалистам. Их сильная сторона - обучение через опыт. Лучший пример - школьные учителя, предлагающие своим ученикам новые методы обучения и познания.
1. Абросимова Е.А. Система оценки эффективности реализации образовательных проектов, финансируемых за счет займов Всемирного банка / Е.А. Абросимова, Р.В. Мокиенко. - М.: НФПК, 2004.
2. Дубова М.В. Компетентностные задачи как средство реализации практико-ориентированной направленности современного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 2.
3. Зубрилин А.А. Занимательность как нестандартное средство контроля // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 5.
4. Казакевич В.М. Учебные имитационные модели и компьютерные инструменты в профильной школе / В.М. Казакевич, А.С. Лесневский, Н.В. Вейсова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4.