PODGOTOVKA STUDENTOV K OBUCHENIYU V ASPIRANTURE VUZA: SISTEMA I MEHANIZMY UPRAVLENIYA (RECENZIYA NA MONOGRAFIYU, PODGOTOVLENNUYU AVTORAMI – D-R.EKON.NAUK, PROFESSOROM REZNIKOM S.D., USTINOVOY D.V.)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a major study in the field of management training of students for training in postgraduate higher education institution, as set out in the monograph "Training of students for postgraduate studies of university: system and management arrangements". The results of theoretical research in the field of management training of students for training in postgraduate higher education institution are given; the practice of preparing students for post-graduate training in the higher educational institution is analyzed, training model of students management system for higher education in post-graduate training institution and its functioning mechanisms are proposed and justified. The book is intended for teachers and graduate students of higher educational institutions, as well as for all those interested study the problem of increasing the effectiveness of training students to study in graduate high school.

Keywords:
students, college, graduate school, training, control mechanisms, the system
Text

Модернизация системы образования, интеграция российской высшей школы в Европейское пространство заставляет по-новому взглянуть на систему высшего профессионального образования. В частности, речь идет о российской аспирантуре, которая в соответствие с новым Законом «Об образовании» обрела новые черты и стала одной из ступеней вузовского образования.

Повышенный интерес молодежи к обучению в аспирантуре – это ее адекватный отклик на вызов времени, на сформировавшийся и реализуемый в России социально-экономический курс на развитие инновационной деятельности во всех сферах науки, производства и других отраслей народного хозяйства, курс на переход от сырьевой экономики к экономике знаний, основанной на интеллектуальном капитале. Соответственно, в ведущих вузах страны существенно возросла численность аспирантов. Очевидно, что успешное и результативное функционирование аспирантуры в данных условиях может быть обеспечено только в оптимально структурированной и высокоорганизованной научно-педагогической системе.

В связи с этим, возникает насущная потребность в систематизации процессов в диссертационном менеджменте. Научно-методический комплекс «Менеджмент в науке» призван решить данную задачу. Комплекс «Менеджмент в науке» включает ряд учебников, учебных пособий [10–15] и монографий [16–18]. 

В целом, эти издания, позволяющие обеспечить системную методическую поддержку диссертационному процессу, можно классифицировать по уровням диссертационного менеджмента:

 

  • методическая поддержка деятельности диссертационных советов;
  • методическая поддержка научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов;
  • методическое обеспечение деятельности самих аспирантов и докторантов. 

 

Особое внимание хотелось бы уделить монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», затрагивающей вопросы разработки системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, определении направлений развития управленческой деятельности субъектов управления, нацеленных на достижение максимальных результатов функционирования института аспирантуры и подготовки кадров высшей квалификации. 

Результаты, полученные в монографическом исследовании Резником С.Д., Устиновой Д.В. позволяют усовершенствовать известные и разработать ряд новых теоретико-методических подходов к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре и свидетельствуют о значимости и своевременности исследования данной проблемы [1].

Данная монография стала итогом специального мониторинга, проведенного в рамках диссертационного исследования Д.В. Устиновой [2, 3].

Основные результаты монографического исследования опубликованы в научных статьях в рецензируемых научных изданиях по перечню ВАК [4–9].

Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в монографии, научно обоснованы и аргументированы, что подтверждается четкой и логичной аргументацией выводов, опирающихся на аналитические данные; корректностью применения методов исследования, в том числе методов системного подхода, логического анализа и синтеза, аналогий, обобщения, абстрагирования, ранжирования; математического и графического моделирования; проведения мониторингов; практической реализацией результатов исследования.

На основании апробированного опыта предложены и обоснованы модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, механизмы ее функционирования, а также методические положения по оценке эффективности реализации системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, представленные в третьем разделе монографии.

В заключении монографии содержится краткое описание результатов исследования, позволяющее судить о степени выполнения поставленных задач.

Для презентации полученных результатов авторами достаточно успешно использованы схемы, диаграммы, рисунки и таблицы. 

В целом, использование руководителями и членами диссертационных советов, научными руководителями, аспирантами и докторантами книг комплекса «Менеджмент в науке» позволит создать единое информационное поле для всех участников диссертационного процесса: от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, свести к минимуму ошибки, допускаемыми аспирантами и докторантами, их научными руководителями и консультантами, диссертационными советами, повысить эффективность их деятельности и на этой основе – обеспечить повышение качества и своевременности защищаемых диссертаций, притока в науку добротного молодого пополнения [19].

References

1. Reznik S.D. Podgotovka studentov k obucheniyu v aspiranture vuza: sistema i mekhanizmy upravleniya: Monografiya / Reznik S.D., Ustinova D.V. - M.: NITs INFRA-M, 2016. - 158 s.

2. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Dissertatsiya... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

3. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dis.... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

4. Reznik S.D. Formirovanie motivatsii studentov k nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2012. № 3. S. 361-364.

5. Reznik S.D. Prodvizheniyu v aspiranturu odarennykh studentov nuzhna sistema / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Prepodavatel´ XXI vek. 2012. T. 1. № 4. S. 32-38.

6. Reznik S.D. Monitoring deyatel´nosti studentov, orientirovannykh na postuplenie v aspiranturu / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2012. № 11. S. 99-102.

7. Ustinova D.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel´skoy raboty v vuze / D.V. Ustinova. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 2. S. 131-136.

8. Ustinova D.V. Upravlenie otborom i prodvizheniem talantlivykh studentov v aspiranturu vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V. Ustinova, S.D. Reznik. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. T. 184. S. 323-340.

9. Ustinova D.V. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V. Ustinova //Russian Journal of Management. 2014. T. 2. № 1. S. 36-46.

10. Upravlenie dissertatsionnym sovetom / N.I. Arister, S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2011.

11. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Dissertatsionnyy menedzhment v voprosakh i otvetakh. - M.: INFRA-M, 2011. - 256 s.

12. Reznik S.D. Nauchnoe rukovodstvo aspirantami. - M.: INFRA-M, 2012.

13. Reznik S.D. Osnovy dissertatsionnogo menedzhmenta: uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2014.

14. Reznik S.D. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti. - M.: INFRA-M, 2012.

15. Reznik S.D. Kak zashchitit´ svoyu dissertatsiyu. - M: INFRA-M, 2009.

16. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A.Orientiry i mekhanizmy povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt, problemy, perspektivy: monografiya. - Penza: PGUAS, 2011. - 344 s.

17. Reznik S.D., Makarova S.N., Dzhevitskaya E.S. Aspiranty Rossii: otbor i podgotovka k samostoyatel´noy nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti: monografiya. - M.: INFRA-M, 2013.

18. Reznik S.D., Makarova S.N. Effektivnoe nauchnoe rukovodstvo aspirantami: monografiya. - M.: INFRA-M, 2014.

19. Reznik S.D. Nauchno-metodicheskaya podderzhka dissertatsionnogo menedzhmenta. Russian Journal of Management. - 2015. - №5. - S. 485-499.

Login or Create
* Forgot password?