сотрудник с 01.01.2013 по настоящее время
ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет" (экономический факультет, декан)
сотрудник с 01.01.2013 по настоящее время
Иваново, Ивановская область, Россия
В статье представлены результаты крупного исследования в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, изложенные в монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления». Представлены результаты теоретических исследований в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, проанализирована практика подготовки студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, предложены и обоснованы модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения и механизмы ее функционирования. Монография предназначена для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений, а также для всех, кто заинтересован исследованием проблемы повышения эффективности подготовки студентов к обучению в аспирантуре вуза.
студенты, высшее учебное заведение, аспирантура, подготовка, управление, механизмы, система
Модернизация системы образования, интеграция российской высшей школы в Европейское пространство заставляет по-новому взглянуть на систему высшего профессионального образования. В частности, речь идет о российской аспирантуре, которая в соответствие с новым Законом «Об образовании» обрела новые черты и стала одной из ступеней вузовского образования.
Повышенный интерес молодежи к обучению в аспирантуре – это ее адекватный отклик на вызов времени, на сформировавшийся и реализуемый в России социально-экономический курс на развитие инновационной деятельности во всех сферах науки, производства и других отраслей народного хозяйства, курс на переход от сырьевой экономики к экономике знаний, основанной на интеллектуальном капитале. Соответственно, в ведущих вузах страны существенно возросла численность аспирантов. Очевидно, что успешное и результативное функционирование аспирантуры в данных условиях может быть обеспечено только в оптимально структурированной и высокоорганизованной научно-педагогической системе.
В связи с этим, возникает насущная потребность в систематизации процессов в диссертационном менеджменте. Научно-методический комплекс «Менеджмент в науке» призван решить данную задачу. Комплекс «Менеджмент в науке» включает ряд учебников, учебных пособий [10–15] и монографий [16–18].
В целом, эти издания, позволяющие обеспечить системную методическую поддержку диссертационному процессу, можно классифицировать по уровням диссертационного менеджмента:
- методическая поддержка деятельности диссертационных советов;
- методическая поддержка научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов;
- методическое обеспечение деятельности самих аспирантов и докторантов.
Особое внимание хотелось бы уделить монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», затрагивающей вопросы разработки системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, определении направлений развития управленческой деятельности субъектов управления, нацеленных на достижение максимальных результатов функционирования института аспирантуры и подготовки кадров высшей квалификации.
Результаты, полученные в монографическом исследовании Резником С.Д., Устиновой Д.В. позволяют усовершенствовать известные и разработать ряд новых теоретико-методических подходов к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре и свидетельствуют о значимости и своевременности исследования данной проблемы [1].
Данная монография стала итогом специального мониторинга, проведенного в рамках диссертационного исследования Д.В. Устиновой [2, 3].
Основные результаты монографического исследования опубликованы в научных статьях в рецензируемых научных изданиях по перечню ВАК [4–9].
Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в монографии, научно обоснованы и аргументированы, что подтверждается четкой и логичной аргументацией выводов, опирающихся на аналитические данные; корректностью применения методов исследования, в том числе методов системного подхода, логического анализа и синтеза, аналогий, обобщения, абстрагирования, ранжирования; математического и графического моделирования; проведения мониторингов; практической реализацией результатов исследования.
На основании апробированного опыта предложены и обоснованы модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, механизмы ее функционирования, а также методические положения по оценке эффективности реализации системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, представленные в третьем разделе монографии.
В заключении монографии содержится краткое описание результатов исследования, позволяющее судить о степени выполнения поставленных задач.
Для презентации полученных результатов авторами достаточно успешно использованы схемы, диаграммы, рисунки и таблицы.
В целом, использование руководителями и членами диссертационных советов, научными руководителями, аспирантами и докторантами книг комплекса «Менеджмент в науке» позволит создать единое информационное поле для всех участников диссертационного процесса: от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, свести к минимуму ошибки, допускаемыми аспирантами и докторантами, их научными руководителями и консультантами, диссертационными советами, повысить эффективность их деятельности и на этой основе – обеспечить повышение качества и своевременности защищаемых диссертаций, притока в науку добротного молодого пополнения [19].
1. Резник С.Д. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления: Монография / Резник С.Д., Устинова Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 158 с.
2. Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2014.
3. Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Автореферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2014.
4. Резник С.Д. Формирование мотивации студентов к научно-педагогической деятельности в вузе / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 361-364.
5. Резник С.Д. Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1. № 4. С. 32-38.
6. Резник С.Д. Мониторинг деятельности студентов, ориентированных на поступление в аспирантуру / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 99-102.
7. Устинова Д.В. Организация научно-исследовательской работы в вузе / Д.В. Устинова // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2. С. 131-136.
8. Устинова Д.В. Управление отбором и продвижением талантливых студентов в аспирантуру высшего учебного заведения / Д.В. Устинова, С.Д. Резник // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 184. С. 323-340.
9. Устинова Д.В. Методические подходы к оценке эффективности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения / Д.В. Устинова //Russian Journal of Management. 2014. Т. 2. № 1. С. 36-46.
10. Управление диссертационным советом / Н.И. Аристер, С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
11. Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
12. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами. - М.: ИНФРА-М, 2012.
13. Резник С.Д. Основы диссертационного менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014.
14. Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2012.
15. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. - М: ИНФРА-М, 2009.
16. Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А.Ориентиры и механизмы повышения эффективности государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы: монография. - Пенза: ПГУАС, 2011. - 344 с.
17. Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научно-педагогической деятельности: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.
18. Резник С.Д., Макарова С.Н. Эффективное научное руководство аспирантами: монография. - М.: ИНФРА-М, 2014.
19. Резник С.Д. Научно-методическая поддержка диссертационного менеджмента // Russian Journal of Management. - 2015. - №5. - С. 485-499.