LEGAL US BASE IN THE AREA OF INCLUSIVE EDUCATION: A CRITICAL ANALYSIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Nowadays in all developed countries people with special needs have the same rights as everyone else and the law protects them from discrimination. Unfortunately, some problems still exist. This article examines success of the full inclusion system in American education. We also analyze problems that the system has and give recommendations.

Keywords:
inclusive education, Individuals with Disabilities Education Act, The Americans with Disabilities Act, Individualized Education Program.
Text

Идеи инклюзивного образования набирают все большое количество сторонников во всем мире. Во многих развитых странах образовательный процесс строится на инклюзивных принципах обучения, то есть, когда учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются в едином образовательном пространстве со своими здоровыми сверстниками [1, 2].

Одной из первых стран, воплотивших в жизнь идеи инклюзивного образования, стали Соединенные Штаты Америки. Однако вплоть до 1973 г. достаточного внимания к проблеме обучения и образования детей с ограниченными возможностями не уделялось. В период с 1900 по 1970-й год дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в специализированных учреждениях, то есть были отделены от своих здоровых сверстников.

Однако после нескольких выигранных родителями громких судебных процессов против школ, отказывающихся учить их детей с ограниченными возможностями правительство США принимает ряд законов, направленных на защиту прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Первым стал «Закон о реабилитации инвалидов» 1973 г. Раздел 504 этого документа запретил учреждениям, получающим федеральные средства, дискриминировать людей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Стоит заметить, что впервые ущемление прав инвалидов рассматривалось как дискриминация. Ранее считалось, что невозможность получить хорошее образование и работу -следствие, обусловленное имеющийся инвалидностью. Поворот общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья свершился в 1975г. после подписания федерального закона 94-142 «Об образовании детей-инвалидов» (более известный в аббревиатуре IDEA) [2,5].

Основная идея IDEA заключается в утверждении права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного, бесплатного образования в государственных школах США с их здоровыми сверстниками [5]. Закон гарантирует право всех детей с ограниченными возможностями здоровья на:

  1. получение качественного бесплатного образования. Таким образом, каждый ребенок с ОВЗ имеет те же права, что и его здоровый сверстник. Условия для получения образования должны быть профинансированы государством. Если по каким-либо причинам права ребенка в данном вопросе ущемляются, родители имеют права подать исковое заявление в суд.
  2. Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на полную оценку своих индивидуальных особенностей, а также причин, подтверждающих что ему необходимо специальное образование. Такая аттестация ребенка проходит только с письменного согласия родителей или официальных опекунов. Оценку способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья проводит команда профессионалов в области образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Каждый ребенок с ОВЗ имеет право получить образование в среде максимально приближенной к условиям в которой обучаются его здоровые сверстники. В ситуации, когда обычная районная школа не может обеспечить такого ученика необходимыми условиями для его комфортного обучения ребенок имеет право на получение бесплатного обучения в частной школе.
  4. Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на получение индивидуально составленного плана обучения, который учитывает все его особенности и помогает раскрыть сильные стороны. В данном плане четко прописываются цели, задачи и пути их достижения. В течении учебного года план может корректироваться, в зависимости от поставленных целей и задач. Индивидуальный план обучения составляется группой специалистов данной области, администрацией школы, психологом, социальным работником и учителями. Родители принимают активное участие в составлении индивидуального плана обучения.
  5. Родители имеют право в любой момент выразить свое несогласие с учебной программой, индивидуальным планом или с используемыми методами. Более того, никакие изменения не могут быть внесены в программу обучения ребенка с ОВЗ без предварительного согласия родителей [4].

Для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальная образовательная программа (Individualized Education Program). Данная программа содержит: индивидуально составленный план обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учитывающая сильные и слабые стороны учащегося, необходимый набор образовательных услуг и план поведения, если это необходимо. После подписания индивидуальной образовательной программы родителями или законными представителями ребенка документ приобретает свою юридическую силу. Таким образом, государственная школа обязана обеспечить ребенка всеми необходимыми образовательными услугами, прописанными в данной плане.

Правом на составление индивидуальной программы обучения обладают все американские семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут внести свои рекомендации при составлении плана программы или же не согласится с составленным планом. В таком случае, стороны стараются прийти к согласию, то есть родители наделяются правом голоса [4].

В случае несоблюдения школой индивидуальной программы обучения учащегося с ограниченными возможностями здоровья закон наделяет родителя правом составить официальную жалобу в департамент образования. Однако, как показывает практика далеко не все родители обладают достаточным количеством знаний для составления официальной жалобы и/или не обладают материальными средствами для оплаты юридических услуг.

Принятие федерального закона и граммотно простороенная социальная политика, позволила увеличить к 2003 г. количество детей с ограниченными возможностями здоровья, окончивших среднюю общеобразовательную школу на 17% [4]. В 2012 году старшую школу закончило 12% детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа учащихся. К 2014 г. количество детей, страдающих заболеваниями аутического спектра и обучающихся в условиях массовой школы увеличилось на 175% [4,5].

Около 10% обучающихся в государственной школе США составляют учащиеся с существенными нарушениями здоровья. Большинство из них большую часть времени проводят со своими здоровыми сверстниками в обычном классе и с помощью тьютора и компьютерных технологий получают необходимый объем знаний, умений, навыков. В редких случаях, учащиеся с глубокой инвалидностью проводят большую часть учебного дня в специализированном классе. Однако такая практика редкость.

Так же существует федеральная программа «Поиск детей» (Child Find). Цель программы - поиск и учет детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не получают дополнительную поддержку или не посещают образовательные учреждения. К сожалению, как показала, практика данная программа не является достаточно эффективной и по-прежнему не все американские дети получают необходимую, положенную по законодательству помощь.

Еще одним важным законом, защищающим права людей с ограниченными возможностями является акт американцев с ограниченными возможностями здоровья (известен под аббревиатурой ADA). Данный закон впервые защитил права и свободу людей с ограниченными возможностями в доступе к «доступной среде» [3].

Несмотря на имеющуюся законодательную базу в области инклюзивного образования часть проблем остается по прежнему актуальной для США. Так, по мнению 70 % родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья их дети получают положенные образовательные услуги не в полном объеме. С проблемой проведения тестирования и анкетирования и их комплексным анализом столкнулось 50 % опрошенных родителей [4].

По мнению ученых основная проблема кроется в неосведомленности родителей о их правах и не желания администрации школы обеспечить ребенка с ограниченными возможностями здоровья полным спектром услуг. Таким образом, если родители не обладают исчерпывающей информацией или не прибегают к профессиональной помощи, большинство школ не представит ее. К 2016 г. По всей территории США насчитывается большое количество благотворительных организаций, просвещающих родителей о правах их детей в сфере получения образовательных услуг [3].

По нашему мнению распространение информационных брошюр, включающих в себя телефоны и адреса благотворительных организаций поможет просветить большее количество родителей. Однако, многое зависит и от образовательного учреждения - организация образовательных встреч со специалистами в области инклюзивного образования на территории школы безусловно позволит просветить большее число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными законами, гарантирующими право получение инклюзивного образования, доступной среды и защищающие от любых форм дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья являются: «Закон о реабилитации инвалидов», федеральный закона 94-142 «Об образовании детей-инвалидов» (IDEA), Акт американцев с ограниченными возможностями здоровья (широко известен под аббревиатурой ADA).

Индивидуальная образовательная программа (Individualized Education Program) позволяет сделать образовательный процесс для учащегося с ограниченными возможностями наиболее эффективным и раскрыть сильные стороны.

Таким образом, мы видим, что идея специального образования в США заключается в том, чтобы максимально приблизить условия окружающей среды ребенка с ОВЗ к среде его здоровых сверстников, наделив его при этом, дополнительной поддержкой и более индивидуально простроенной образовательной средой. Проведение инклюзивного образования для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками не простая задача для любого государства. Часть проблем по прежнему актуальна и для американской системы образования: юридическое и психолого-педагогическое просвещения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, не желание образовательных учреждений просвещать родителей детей с ограниченными возможностями здоровья о их правах и др. Раздача листовок, проведение встреч с специалистами в области права, педагогики, психологии, организация групп помощи безусловно поможет решить проблему просвещения родителей детей с ограниченными возможностями в области их прав на получение полноценного образования в условиях массовой школы.

References

1. Afanasyev V.V., Ivanov V.S., Ivanov G.P., Torokhtii V.S. Socialnaia pedagogika: socialno-pedagogiheskaia deiatelnost I potensial sociyma // Kollektivnaia monografiaia [Social pedagogy: social and educational activities, and the potential of society // Collective monograph]. - M .: "Mozhajskij" Publ., , 2013. - p. 360.

2. Ratner F.L., Segal N.G. The history of formation and development of the ideas of inclusive education: International Experience // Istoricheskiye, filosofskiye,politicheskiye I yuridicheskie nauki, kulturologiya I iskusstvovedeniye. Voprosi teorii I praktiki [Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. - Tambov: Diploma 2012, №12 (26): a 3-hour, Charles II of, pp. 162-167 (in Russia).

3. Morin A. The everything: parent´s guide to special education. Adamsmedia Publ., 2014. 304 p.

4. NCES: [сайт]. URL: http://nces.ed.gov/pubs2014/2014083.pdf

5. URL// https://www.ideadata.org


Login or Create
* Forgot password?