TOPICAL ISSUES OF TEACHING "TEACHING TECHNOLOGY"
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a review of the new textbook of D.G. Lewites "Pedagogical Technologies", justified unlike the textbook from other similar publications, its advantage in overcoming the author widespread lack of when, entitled "Teaching technology" encompasses a wide range of educational facilities: pedagogical and didactic systems, methods of training and education, organizational forms and forms of organization of the educational process and the overall generalization teaching experience.

Keywords:
pedagogical technology, pedagogical skills, training.
Text

Рецензируемая книга, ставшая продолжением исследовательской работы ученого [2–9], – это не совсем обычный учебник. Несмотря на полное соответствие содержательным и формальным требованиям к написанию подобных учебных изданий, в нем так мощно присутствует авторская интонация, что некоторые страницы читаются как доверительный разговор талантливого педагога с многолетним стажем работы со своими учениками, только начинающими свой путь в профессию.

Книга начинается со стихотворения, в котором учитель сравнивается со скульптором, который, работая с «мрамором» и «глиной», приходит в отчаянье, что не может добиться совершенства: «необожженными входят в жизнь глиняные мои человечки!» [1, с. 7].

Почему учебник по педагогическим технологиям начинается стихотворением учителя-первогодки? Вот как отвечает на этот вопрос сам автор: «Потому что слово "технология" в своем словарном выражении изначально трактуется как "мастерство", "искусство". Мастерство гончара, искусство скульптора… Начинающий учитель был всерьез уверен, что из "сырья" ("глина", "мрамор") с помощью своего мастерства, искусства может создать "продукт с заданными параметрами качества". Разочарование пришло позже ("вряд ли достигнешь цели конечной"), а вместе с ним и пришел вопрос: а в чем, собственно, тогда состоит его предназначение в профессии? Чего он может добиться в ней, по-настоящему, овладев педагогическим мастерством, искусством ("технологией")… И применимо ли вообще это слово, когда речь идет о взращивании Человека?» [там же].

Сегодняшняя социально-педагогическая ситуация требует подготовки Нового Учителя, не только осознающего глубину драматических преобразований нового Мира, меняющего саму природу человека, не только желающих своей деятельностью противостоять этим разрушительным тенденциям, но и обладающего соответствующей профессиональной компетентностью для решения этих задач. Одной из составляющих такой компетентности является осознанный выбор и самостоятельное конструирование гуманистически ориентированных технологий обучения, воспитания и развития детей и юношества.

Отличие данного учебника состоит в преодолении автором распространенного недостатка большинства подобных изданий, когда под названием «Педагогические технологии» охватывается широкий спектр различных педагогических объектов: педагогические и дидактические системы, методики обучения и воспитания, организационные формы и формы организации учебно-воспитательного процесса и даже обобщения педагогического опыта. 

Это обстоятельство нарушает принцип терминологического единства в педагогике, что, во-первых, делает фактически невозможным объективную оценку результатов обучения по этому курсу, во-вторых, «размывает» сам предмет обсуждения – «педагогические технологии», в-третьих, вносит путаницу в сознании студентов, осваивающих данный курс в совокупности с другими педагогическими дисциплинами.

Кроме того, мощное и порой не всегда научно обоснованное внедрение так называемых инновационных технологий в образовательные практики несет потенциальную угрозу как для учеников, становящихся невольными участниками таких экспериментов и инноваций, так и для государства, общества и высшей школы, после того как эти ученики выходят из школы. 

Все это потребовало включения в новый учебник не только нового теоретически обоснованного материала, накопленного исследователями, но и согласования его с базовыми педагогическими и психологическими теориями и концепциями, которые доказали свою состоятельность десятилетиями успешной и эффективной педагогической практики, а также с современными нормативными документами о школе. 

Автор весьма убедителен в выборе и последовательности описания этих методологических оснований для обзора и классификации педагогических технологий. От философско-педагогических парадигм и «классических» дидактических теорий до современных подходов к проектированию образовательного процесса в соответствие с новыми ФГОС в первой части учебника раскрывается достаточно полная и непротиворечивая картина современной теоретической педагогики.

В этой части учебника привлекают особое внимание авторские материалы, касающиеся подходов к определению и классификации образовательных технологий, теория педагогического целеполагания, сформулированный и обоснованный принцип «дидактического кольца», позволяющий решать давнюю проблему ранжирования целей педагогической деятельности при планировании и организации процесса обучения. 

Эти теоретические обобщения и иллюстрирующие их многочисленные примеры – результат не только научных исследований, но и многолетней учительской практики автора, а также его работы с педагогами в системе повышения квалификации, со студентами и магистрантами педагогического университета. На наш взгляд, эти материалы автора могут представлять интерес не только для студентов, но и для педагогов-исследователей.

Вторая часть книги, где приводится описание различных эффективных педагогических технологий, представляет практический интерес не только для студентов, но и для педагогов-практиков, а также для преподавателей педагогических дисциплин. Систематизированные в логике новых ФГОС как предметно-ориентированные, метапредметно-ориентированные и личностно-ориентированные, они выполняют функцию ресурсного обеспечения проектирования инструментально-технологического компонента образовательного процесса. 

Однако и здесь автор остается верен своему авторскому видению некоторых уже сложившихся в педагогическом сообществе «клише». Так, подходя к описанию так называемых личностно-ориентированных технологий обучения, он пишет: «…при внимательном анализе этого понятия обнаруживается, что любое обучение в той или иной степени оказывается «личностным»: ведь усвоенные знания, специальные и общеучебные умения (предметно-ориентированные технологии обучения), каким бы образом и не произошло это усвоение, все равно становятся достоянием личности или личностными новообразованиями. А явно выраженный развивающий характер описанных выше метапредметных технологий обучения разве не делает их одновременно и личностно-ориентированными?! 

Но если обратиться еще раз к тезису об ограниченном образовательном потенциале любой образовательной системы, становится ясным, что и ученые, которые проектировали эти технологии, и учителя, использующие их в учебном процессе, делают акцент на определенные ориентиры образования: знания и умения (предметные и метапредметные).

Однако, помимо знаний о Мире и способов деятельности в нем, социокультурный опыт человечества, транслируемый в процессе обучения от поколения к поколению, включает такой важнейший компонент, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Это опыт формирования отношений учеников к базовым ценностям (Жизнь, Здоровье, Семья, Родина, Труд, Честь, Достоинство…), опыт самоопределения, выбора жизненных сценариев и моделей поведения. 

К сожалению, именно этот опыт, так востребованный современным обществом и в котором так нуждается подрастающее поколение, в практике сегодняшнего школьного образования, ориентированного в основном, на подготовку учащихся к Единому государственному экзамену, очень часто оказывается не включенным в содержание образования, на уровне учебного предмета…» [1, с. 533].

В продолжение этой логики профессор Д.Г. Левитес в своем учебнике называет третью группу педагогических технологий – ценностно-ориентированные – и включает в нее описание технологии формирования гражданской идентичности школьников, технологических аспектов педагогических систем Е.Н. Ильина, А. Тубельского, А. Сухомлинского и др. [1, с. 537]. 

Некоторые из описываемых автором педагогических технологий сопровождаются примерами-иллюстрациями в виде фрагментов конспектов уроков лучших учителей России, применяющих эти технологии в своей работе.

Книги профессора Д.Г. Левитеса, такие как «Образование в отсутствие Образа», «Автодидактика», «Образование в поисках смысла», «Школа для профессионалов, или Семь уроков, для тех тех, кто учит», «Для чего существует школа» и другие, давно и заслуженно пользуются популярностью у педагогов России и за рубежом [2, 4, 7, 8 и др.]. Представляется, новый учебник «Педагогические технологии» займет достойное место в этом ряду.

References

1. Levites D.G. Pedagogicheskie tekhnologii. [Tekst]: uchebnik / D.G. Levites. - M.: INFRA-M, 2017.

2. Levites D.G. Obrazovanie v poiskakh smysla. Kniga o tselyakh i tsennostyakh shkol´nogo obrazovaniya [Tekst] / D.G. Levites. Palmarium Academic Publishing, 2016.

3. Levites D.G. Lichnost´ i tekhnologiya v obuchenii [Tekst] / D.G. Levites. Pedagogika. - 2016. - № 2. - S. 65-71.

4. Levites D.G. Obrazovanie v otsutstvie Obraza: tsikl statey [Tekst] / D.G. Levites. - M.: MPSU, 2012.

5. Levites D.G. Teoriya pedagogicheskogo tselepolaganiya [Tekst] / D.G. Levites. Shkol´nye tekhnologii. - 2010. - № 5. - S. 9-18.

6. Levites D.G. Dlya chego sushchestvuet shkola. Issledovaniya. Praktika. Publitsistika [Tekst] / D.G. Levites. - M.: MPSI, 2008.

7. Levites D.G. Avtodidaktika. Teoriya i praktika konstruirovaniya sobstvennykh tekhnologiy obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie / D.G. Levites. - M.: MPSI; Voronezh: Izd. NPO «MODEK», 2003.

8. Levites D.G. Shkola dlya professionalov, ili Sem´ urokov dlya tekh, kto uchit [Tekst] / D.G. Levites. - M.: MPSI, 2001.

9. Levites D.G. Shkola dlya professionalov, ili Sem´ urokov, dlya tekh tekh, kto uchit [Tekst] / D.G. Levites. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial´nyy institut; Voronezh: Izdatel´stvo NPO «MOD EK», 2001.

Login or Create
* Forgot password?