АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена рецензия на новый учебник Д.Г. Левитеса «Педагогические технологии», обосновано отличие учебника от других подобных изданий, его преимущество, заключающееся в преодолении автором распространенного недостатка, когда под названием «Педагогические технологии» охватывается широкий спектр различных педагогических объектов: педагогические и дидактические системы, методики обучения и воспитания, организационные формы и формы организации учебно-воспитательного процесса и в целом обобщения педагогического опыта.

Ключевые слова:
педагогические технологии, педагогическое мастерство, обучение, воспитание.
Текст

Рецензируемая книга, ставшая продолжением исследовательской работы ученого [2–9], – это не совсем обычный учебник. Несмотря на полное соответствие содержательным и формальным требованиям к написанию подобных учебных изданий, в нем так мощно присутствует авторская интонация, что некоторые страницы читаются как доверительный разговор талантливого педагога с многолетним стажем работы со своими учениками, только начинающими свой путь в профессию.

Книга начинается со стихотворения, в котором учитель сравнивается со скульптором, который, работая с «мрамором» и «глиной», приходит в отчаянье, что не может добиться совершенства: «необожженными входят в жизнь глиняные мои человечки!» [1, с. 7].

Почему учебник по педагогическим технологиям начинается стихотворением учителя-первогодки? Вот как отвечает на этот вопрос сам автор: «Потому что слово "технология" в своем словарном выражении изначально трактуется как "мастерство", "искусство". Мастерство гончара, искусство скульптора… Начинающий учитель был всерьез уверен, что из "сырья" ("глина", "мрамор") с помощью своего мастерства, искусства может создать "продукт с заданными параметрами качества". Разочарование пришло позже ("вряд ли достигнешь цели конечной"), а вместе с ним и пришел вопрос: а в чем, собственно, тогда состоит его предназначение в профессии? Чего он может добиться в ней, по-настоящему, овладев педагогическим мастерством, искусством ("технологией")… И применимо ли вообще это слово, когда речь идет о взращивании Человека?» [там же].

Сегодняшняя социально-педагогическая ситуация требует подготовки Нового Учителя, не только осознающего глубину драматических преобразований нового Мира, меняющего саму природу человека, не только желающих своей деятельностью противостоять этим разрушительным тенденциям, но и обладающего соответствующей профессиональной компетентностью для решения этих задач. Одной из составляющих такой компетентности является осознанный выбор и самостоятельное конструирование гуманистически ориентированных технологий обучения, воспитания и развития детей и юношества.

Отличие данного учебника состоит в преодолении автором распространенного недостатка большинства подобных изданий, когда под названием «Педагогические технологии» охватывается широкий спектр различных педагогических объектов: педагогические и дидактические системы, методики обучения и воспитания, организационные формы и формы организации учебно-воспитательного процесса и даже обобщения педагогического опыта. 

Это обстоятельство нарушает принцип терминологического единства в педагогике, что, во-первых, делает фактически невозможным объективную оценку результатов обучения по этому курсу, во-вторых, «размывает» сам предмет обсуждения – «педагогические технологии», в-третьих, вносит путаницу в сознании студентов, осваивающих данный курс в совокупности с другими педагогическими дисциплинами.

Кроме того, мощное и порой не всегда научно обоснованное внедрение так называемых инновационных технологий в образовательные практики несет потенциальную угрозу как для учеников, становящихся невольными участниками таких экспериментов и инноваций, так и для государства, общества и высшей школы, после того как эти ученики выходят из школы. 

Все это потребовало включения в новый учебник не только нового теоретически обоснованного материала, накопленного исследователями, но и согласования его с базовыми педагогическими и психологическими теориями и концепциями, которые доказали свою состоятельность десятилетиями успешной и эффективной педагогической практики, а также с современными нормативными документами о школе. 

Автор весьма убедителен в выборе и последовательности описания этих методологических оснований для обзора и классификации педагогических технологий. От философско-педагогических парадигм и «классических» дидактических теорий до современных подходов к проектированию образовательного процесса в соответствие с новыми ФГОС в первой части учебника раскрывается достаточно полная и непротиворечивая картина современной теоретической педагогики.

В этой части учебника привлекают особое внимание авторские материалы, касающиеся подходов к определению и классификации образовательных технологий, теория педагогического целеполагания, сформулированный и обоснованный принцип «дидактического кольца», позволяющий решать давнюю проблему ранжирования целей педагогической деятельности при планировании и организации процесса обучения. 

Эти теоретические обобщения и иллюстрирующие их многочисленные примеры – результат не только научных исследований, но и многолетней учительской практики автора, а также его работы с педагогами в системе повышения квалификации, со студентами и магистрантами педагогического университета. На наш взгляд, эти материалы автора могут представлять интерес не только для студентов, но и для педагогов-исследователей.

Вторая часть книги, где приводится описание различных эффективных педагогических технологий, представляет практический интерес не только для студентов, но и для педагогов-практиков, а также для преподавателей педагогических дисциплин. Систематизированные в логике новых ФГОС как предметно-ориентированные, метапредметно-ориентированные и личностно-ориентированные, они выполняют функцию ресурсного обеспечения проектирования инструментально-технологического компонента образовательного процесса. 

Однако и здесь автор остается верен своему авторскому видению некоторых уже сложившихся в педагогическом сообществе «клише». Так, подходя к описанию так называемых личностно-ориентированных технологий обучения, он пишет: «…при внимательном анализе этого понятия обнаруживается, что любое обучение в той или иной степени оказывается «личностным»: ведь усвоенные знания, специальные и общеучебные умения (предметно-ориентированные технологии обучения), каким бы образом и не произошло это усвоение, все равно становятся достоянием личности или личностными новообразованиями. А явно выраженный развивающий характер описанных выше метапредметных технологий обучения разве не делает их одновременно и личностно-ориентированными?! 

Но если обратиться еще раз к тезису об ограниченном образовательном потенциале любой образовательной системы, становится ясным, что и ученые, которые проектировали эти технологии, и учителя, использующие их в учебном процессе, делают акцент на определенные ориентиры образования: знания и умения (предметные и метапредметные).

Однако, помимо знаний о Мире и способов деятельности в нем, социокультурный опыт человечества, транслируемый в процессе обучения от поколения к поколению, включает такой важнейший компонент, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Это опыт формирования отношений учеников к базовым ценностям (Жизнь, Здоровье, Семья, Родина, Труд, Честь, Достоинство…), опыт самоопределения, выбора жизненных сценариев и моделей поведения. 

К сожалению, именно этот опыт, так востребованный современным обществом и в котором так нуждается подрастающее поколение, в практике сегодняшнего школьного образования, ориентированного в основном, на подготовку учащихся к Единому государственному экзамену, очень часто оказывается не включенным в содержание образования, на уровне учебного предмета…» [1, с. 533].

В продолжение этой логики профессор Д.Г. Левитес в своем учебнике называет третью группу педагогических технологий – ценностно-ориентированные – и включает в нее описание технологии формирования гражданской идентичности школьников, технологических аспектов педагогических систем Е.Н. Ильина, А. Тубельского, А. Сухомлинского и др. [1, с. 537]. 

Некоторые из описываемых автором педагогических технологий сопровождаются примерами-иллюстрациями в виде фрагментов конспектов уроков лучших учителей России, применяющих эти технологии в своей работе.

Книги профессора Д.Г. Левитеса, такие как «Образование в отсутствие Образа», «Автодидактика», «Образование в поисках смысла», «Школа для профессионалов, или Семь уроков, для тех тех, кто учит», «Для чего существует школа» и другие, давно и заслуженно пользуются популярностью у педагогов России и за рубежом [2, 4, 7, 8 и др.]. Представляется, новый учебник «Педагогические технологии» займет достойное место в этом ряду.

Список литературы

1. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. [Текст]: учебник / Д.Г. Левитес. - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Левитес Д.Г. Образование в поисках смысла. Книга о целях и ценностях школьного образования [Текст] / Д.Г. Левитес // Palmarium Academic Publishing, 2016.

3. Левитес Д.Г. Личность и технология в обучении [Текст] / Д.Г. Левитес // Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 65-71.

4. Левитес Д.Г. Образование в отсутствие Образа: цикл статей [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: МПСУ, 2012.

5. Левитес Д.Г. Теория педагогического целеполагания [Текст] / Д.Г. Левитес // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 9-18.

6. Левитес Д.Г. Для чего существует школа. Исследования. Практика. Публицистика [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: МПСИ, 2008.

7. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: учебное пособие / Д.Г. Левитес. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.

8. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: МПСИ, 2001.

9. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков, для тех тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОД ЭК», 2001.

Войти или Создать
* Забыли пароль?