Novosibirsk, Russian Federation
The article raises the issue of training and retraining in the context of the development of teacher demanded competencies. Examples of mainstreaming and implementation in practice of interactive tools and techniques of this process, including the web-technology and the Internet are given.
training and re-training of educators, additional professional programs, professional teacher standards, themed glossaries, cooperative learning, foresight session, information-educational environment.
АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ИХ РАЗВИТИИ
Общеизвестно, что потребителями и одновременно заказчиками образовательных услуг системе образованию и конкретно учителю являются государство, общество, семья и личность. Социальный заказ оформляется в виде федеральных государственных образовательных стандартов – нормативных документов, содержащих требования к результатам, процессу и условиям реализации образовательных программ. Конкретизируется это в региональных и муниципальных стратегиях развития образования, аналитических обзорах образовательных организаций, систематизирующих предпочтения учеников, запросы родителей обучающихся и социальных партнеров. Очевидно, что социальный заказ образованию выполняет прежде всего учитель – специалист, который имеет базовый уровень профессиональных компетенций, приобретенных в процессе педагогического образования. По мере приращения опыта практической деятельности педагог в соответствии с законодательством в сфере образования непрерывно повышает свою квалификацию для поддержания актуального уровня профессионализма.
Ориентиром для развития компетенций учителя является Профессиональный стандарт педагога. Изучение этого документа позволяет выделить наиболее востребованные профессиональные компетенции. Их совершенствование, а в ряде случаев и формирование заслуживает особого внимания в контексте современного социального заказа российской системе образования.
1. Kuznetsov A.A. Ispol’zovanie sredstv web-tekhnologiy dlya professional’nogo samoobrazovaniya pedagogov [The use of web-based technologies for professional self-education teachers]. Nachal’noe obrazovanie [Primary education]. 2014, I. 2, pp. 23-29.
2. Molokova A.V. Adaptatsiya tematicheskikh glossariev v povyshenii kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Adaptation of thematic glossaries for professional development of teachers]. Realizatsiya FGOS: rezul’taty i perspektivy: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Implementation of the GEF: results and prospects: proceedings of the All-Russian scientific-practical conference]. In 3 v., V. 2 / GAOU DPO NSO «Novosibirskiy institut povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya»; filial Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta v g. Novosibirske; Assotsiatsiya uchrezhdeniy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya Sibirskogo federal’nogo okruga. Novosibirsk, Izd-vo NIPKiPRO Publ., 2014. 368 p.
3. Molokova A.V. Problemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya v aspekte vvedeniya FGOS NOO v Novosibirskoy oblasti [Problems of Teacher Training in the aspect of the introduction of the DOE GEF in the Novosibirsk region]. Sibirskiy uchitel’ [Siberian teacher]. 2013, I. 4, pp. 5-9.
4. Molokova A.V. Forsayt v obespechenii professional’nogo rosta uchitelya [Foresight to provide professional growth of teachers]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Ufa, Izd-vo BIPKiPRO Publ., 2015.