The development of science and education is accompanied by the emergence of the need to incorporate the new knowledge that arises naturally in the theory and practice of economics. In higher education this is manifested by the inclusion of new disciplines in the educational program, the creation of new departments, ensuring the teaching of these disciplines. We need a convincing rationale for the selection of a new discipline, development of its content that reflects practical needs for new knowledge and their scientific significance, scientific basis. The chair of scientific basis of production management, which was formed at the initiative of the rector of the Moscow engineering and economic Institute, doctor of economic Sciences, Professor Kozlova Olympiada V., in the sixties, had to solve these problems. This amounted to a great and difficult work of formation of the concept of management as a new scientific direction in the prevailing complex social and economic sciences, reflecting both the needs of production development and trends in the development of scientific thought.
patterns, chair, concept, science, organization, practice, control.
Процесс развития образования всегда сопровождается возникновением потребности включить в него новые знания, естественно возникающие в науке и практике экономики. В высшем учебном заведении это проявляется во включении новых дисциплин в образовательную программу, в создании новых кафедр, обеспечивающих преподавание этих дисциплин. Этот процесс происходит нелегко, подчас, не безболезненно. Всегда необходимо убедительно обосновать новую дисциплину, разработать ее содержание, которое отражало бы практические потребности в новых знаниях и их научную значимость, научные основания.
Кафедре научных основ управления, которая формировалась по инициативе ректора Московского инженерно-экономического института, доктора экономических наук, профессора Олимпиады Васильевны Козловой пришлось в далекие 1960-е гг. проводить большую и трудную работу по формированию концепции управления как нового научного направления в формировавшемся тогда комплексе социально-экономических наук, отражающих как потребности развития производства, так и тенденции развития научной мысли. Главными предпосылками формирования и развития этой концепции в тот период были положения, которыми я считаю важным поделиться с заинтересованным читателем.
Управление как целенаправленное воздействие осуществляют люди, поэтому оно объективно несет в себе личностные, т.е. субъективные представления этих и других людей об объективных процессах действительности. Иначе это положение можно сформулировать так: любое управление представляет собой сочетание субъективных и объективных факторов целенаправленного воздействия.
1. Kozlova O.V., Kuznecov I.N. Nauchnye osnovy upravleniya proizvodstvom [Scientific bases of production management]. Moscow, Ekonomika Publ., 1969.
2. Korotkov E.M. Kontseptsiya menedzhmenta [Concept of management]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996.
3. Korotkov E.M. Kontseptsiya Rossiyskogo menedzhmenta [Concept of the Russian management]. Moscow, Deka Publ., 2004.
4. Upravlenie organizatsiey. Entsiklopedicheskiy slovar’ [The management of the organization. Encyclopedic dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001.